Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Принуждение к «потолку». На Западе придумали, как снизить цену российской нефти » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Принуждение к «потолку». На Западе придумали, как снизить цену российской нефти

20 ноября 2023 ИХ "Финам" | Нефть Никитин Дмитрий
Страны G7 спустя почти год после введения ценового «потолка» на российскую нефть обеспокоились тем, что механизм не работает, и придумали меры для повышения его эффективности. Стоимость российской нефти Urals была ниже установленного лимита в 60 долларов за баррель в первые месяцы после его введения, однако затем мировые цены на нефть постепенно выросли, а дисконт между Brent и Urals сократился. В результате, по данным российского Минфина, в октябре средняя цена нефти Urals составляла 81,52 доллара за баррель, дисконт к стоимости Brent был около 10 долларов. Полгода назад разница достигала примерно 30 долларов.

Как пишет Bloomberg, такая динамика связана с тем, что Россия стала больше полагаться «на теневой танкерный флот с неясными владельцами и страховкой, что в последние месяцы увеличило ее доходы от нефти». В связи с этим нефтяной стратег Bloomberg First Word Джулиан Ли в октябре даже предлагал отменить «потолок» цен, заявив, что ограничения не бьют по доходам России, но повышают экологические риски. А 16 ноября агентство написало со ссылкой на данные института KSE, который является частью Киевской школы экономики, что в прошлом месяце почти вся российская нефть была продана по цене выше «потолка».

Однако западные страны, судя по всему, еще надеются вдохнуть новую жизнь в придуманный ими ограничительный механизм. США для повышения его эффективности взялись за свой привычный инструмент – санкции. В американский санкционный список были внесены три компании из ОАЭ, танкеры которых, как утверждается, перевозили нефть по цене выше «потолка». А в Евросоюзе рассматривают даже более радикальную меру: по данным Financial Times, ЕС хочет поручить Дании проверять и, возможно, блокировать танкеры с российской нефтью.

Одновременно с этим меняется «расклад» на нефтяном рынке: цены на нефть, которые в октябре превышали 90 долларов за баррель на фоне опасений в связи с ближневосточным конфликтом, обвалились. Накануне они потеряли около 5%, сегодня цена фьючерсов на Brent находится в районе 79 долларов за баррель, WTI – около 74 долларов. Между тем, приближается очередное заседание мониторингового комитета ОПЕК+, запланированное на 26 ноября. Почему нефть падает, как будет действовать ОПЕК+, к чему приведет новый виток «нефтяного противостояния» России с Западом и что будет с ценами на Brent и Urals? Finam.ru подготовил обзор по ситуации на рынке.

«Потолок» хотят реанимировать
«Ценовой потолок», установленный странами G7, оказался эффективным в первые месяцы после его принятия, напоминает аналитик «Финама» Александр Потавин. Тогда дисконт российской нефти Urals против бенчмарка Brent составлял около 30-35%. Затем Россия сумела наладить экспорт своей нефти в Китай, Индию, Турцию по ценам выше потолка.

При этом объемы средств, полученных за нефть, надо оценивать с учетом курса рубля, обесцененного против доллара и евро, указывает Потавин. К тому же значительная часть поступлений от экспорта нефти идет не в твердой валюте, а в не полностью конвертируемом юане и мало к чему пригодных индийских рупиях.

«Скорее всего, Европарламент потребует от Еврокомиссии доработать санкционные механизмы, устранив «лазейки» для обхода санкций. Может быть усилено давление на компании и банки стран, неприсоединившихся к санкциям. Но полный отказ ЕС от российских энергоресурсов создаст проблемы для европейской экономики – с учетом этого и были сделаны исключения для СПГ и закупок российских энергоресурсов, переработанных в третьих странах», - полагает эксперт «Финама».

По его словам, штрафы США к грузоотправителям, перевозящим российскую нефть в нарушение санкций G7, приводят к тому, что все больше российских грузов переходит на суда «серого флота». Это, в свою очередь, приводит к удорожанию поставок и снижению прибыли российских нефтяников.

Налаживание логистических цепочек и активный спрос со стороны Индии и Китая привел к тому, что дисконт Urals относительно Brent сократится до $12/барр. «На наш взгляд, диапазон $10-12/барр. – это минимальный дисконт, на который могут рассчитывать российские нефтяники. Длинное транспортное плечо и необходимость в дисконте в целом, чтобы индийские покупатели были заинтересованы в покупке российской нефти, ограничивает дальнейший потенциал подорожания российской нефти», - оценил Потавин.

Датская угроза
Из новых мер, которые обсуждаются в западных СМИ, обеспокоенность экспертов вызывают разговоры о возможности блокировки Данией танкеров с российской нефтью. По данным FT, это возможно для кораблей, идущих транзитом через датские проливы без западной страховки. Меру стали прорабатывать на фоне неэффективности ценового «потолка». По данным издания, практическая возможность применения таких мер будет зависеть от способности военно-морских властей Дании останавливать и проверять танкеры.

Ведущий эксперт ФНЭБ, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович констатирует, что постепенно растет давление на компании, которые занимаются услугами в области предоставления фрахта и страховок для перевозки российской нефти.

«Вопрос в пределах, до которых это давление может ужесточиться. Я не очень верю в сценарий, что Запад пойдет по сути на морскую блокаду российской торговли в Балтийском море, потому что морская блокада – это штука, которая всегда рассматривалась по сути как casus belli (повод для войны – прим. Finam.ru). Кроме того, это двойные стандарты, получается, что американцы выступают за свободу судоходства там, где им надо – в Ормузском проливе, в Южно-Китайском море. А там, где им не надо, оказывается, можно заниматься блокадой, например в Балтийском море. Почему я говорю американцы – потому что понятно, что Дания сама не сможет блокировать, российские военные корабли будут сопровождать танкеры, все это выйдет на уровень конфронтации с Америкой», - подчеркнул Митрахович в комментарии для Finam.ru.

В итоге, по его словам, полной блокировки скорее всего не будет. «Но этими разговорами лишний раз напугают страховщиков и перевозчиков, чтобы они потребовали дополнительные премии за риск от России. И эти премии будут сидеть в увеличенном дисконте. Соответственно, больший дисконт – меньше стоимость российской нефти Urals, это то, что мы, возможно, увидим в ближайшие месяцы. Скорее всего, стоимость российской нефти будет ниже, чем она была в конце лета – начале осени», - прогнозирует Митрахович.

Отвечая на вопрос, как Россия будет реагировать на усиливающееся давление, эксперт отметил, что страна может продолжать уходить от зависимости от западных перевозчиков и страховщиков. При этом, по его словам, «в международном праве не написано, что Дания должна принимать только западные страховки».

«Дания не является страной, которая проливы контролирует как свою территорию, право прохода транспорта зафиксировано во всех базовых документах по морскому праву. И в международном праве не указано, какая конкретно фирма должна давать страховку. Это вопрос конкуренции. Если Запад пытается представлять это по-другому, значит, России надо активнее объяснять всему миру, странам глобального Юга, что с Западом иметь дело все опаснее. И надо готовиться к тому, что дисконт на российскую нефть будет более масштабным, чем был в последние месяцы», - заключил эксперт.

Опасения также высказывает инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган. Он приводит данные Bloomberg, согласно которым через балтийские порты в 2023 году проходило около 43% российского экспорта сырой нефти (1,5 млн баррелей в день) и еще большая доля нефтепродуктов. «И продается эта нефть сильно выше потолка цен в $60 за баррель, установленного G7 год назад. Очевидно, что такой расклад западным чиновникам не нравится, и они пытаются заставить потолок работать», - подчеркнул Коган.

Он также обращает внимание, что в начале недели Минфин США запросил у перевозчиков информацию о примерно 100 судах, которые могли перевозить слишком дорогую российскую нефть. «Однако досматривать суда в море — это не счета мелких судовладельцев блокировать. Такие действия могут рассматриваться Россией не просто как недружественное действие, но как попытка нападения. Вряд ли это то, о чем мечтают датчане», - добавил эксперт.

Он указывает, что считает реализацию обсуждаемой меры маловероятной, но даже разговоры о ней показывают, что риски растут. «Прежде всего, для цен на нефть. Если к Ближнему Востоку добавить Балтику, то и $120 не предел. Правда, для рубля это может стать не позитивом, а негативом. Ну и в целом для мировой экономики это будет очередной шок», - заключил Коган.

Почему цены на нефть упали и что будет делать ОПЕК+?
За последний месяц цены нефти упали примерно на 15 долларов за баррель – с октябрьского максимума в 93,79 доллара за баррель Brent до менее 79 долларов. Сегодня они показывают коррекционное восстановление, к 17:29 мск стоимость фьючерсов на Brent поднимается на 1,78%, до 78,80 доллара за баррель, WTI – на 1,65%, до 74,10 доллара.

Принуждение к «потолку». На Западе придумали, как снизить цену российской нефти


Как отмечает Александр Потавин, непрерывное и сильное снижение цен на нефть наблюдалось четыре недели кряду. В конце недели котировки Brent опускались до $77,5/барр. - это минимальное значение с начала июля. Недельные потери в стоимости Brent сейчас приближаются к 5%.

«В ходе последней просадки цен из нефти вышло много покупателей, зашедших сюда в начала палестино-израильского конфликта, сейчас новых поводов для роста пока нет. В такой ситуации стоимость Brent накануне пробила ближайший уровень поддержки на $79,5/барр. (минимум предыдущей недели). Судя по недельному графику, котировки могут опуститься до линии среднесрочной наклонной поддержки, которая сейчас проходит в районе $74,5-75,0/барр.», - полагает аналитик «Финама».

Примечательно, что давление на нефтяные цены особенно активизировалось по мере приближения очередного заседания альянса стран ОПЕК+, которое запланировано на 26 ноября, обратил внимание эксперт. На заседании могут быть скорректированы уровни добычи нефти в рамках сделки на следующие полгода. Слабеющие цены на нефть увеличивают вероятность того, что ведущие страны ОПЕК+ могут продлить свои ограничения по добыче на 2024 год.

«Если ничего не менять, то в текущей ситуации рынок может вернутся к профициту уже в 1 квартале 2024 г. Поэтому распространение дополнительных сокращений поставок нефти от Саудовской Аравии и России на начало 2024 года может помочь нивелировать профицит сырья на рынке и оказать некоторую поддержку цена на нефть», - добавил Потавин.

Изучить поведение финансовых инструментов и определить подходящий момент для заключения сделок поможет сервис теханализа в FinamTrade. Сервис включает более 100 индикаторов и свыше 30 инструментов для анализа ценовых графиков.

Формальным поводом для распродаж в нефти стала слабая экономическая статистика из США и ослабление нефтепереработки в Китае, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Однако топливом движения стал накопленный за неделю объем спекулятивных длинных позиций, поскольку многие рассчитывали на отскок.

По словам эксперта, несмотря на негативный сентимент, фундаментально рынок остается в дефиците, что на этой неделе подтвердили авторитетные аналитические дома — МЭА и ОПЕК. По его мнению, страны ОПЕК+ могут продлить добровольные сокращения на 1 квартал 2024 года, что окажет поддержку котировкам.

«На горизонте следующих недель справедливые цены могут быть в районе $85 за баррель. С учетом повышенной волатильности, которая характерна для нефти в 2023 году, вполне возможен даже временный скачок в район $90. Однако для этого нужно существенное улучшение сентимента», - оценил Галактионов.