Судьбу рубля и дефицит бюджета обсудили экономисты Сергей Хестанов и Егор Сусин.
Далее делимся мнением экспертов от первого лица.
Сергей Хестанов
Конец года – это время, когда активно обсуждается бюджет на следующий год. Бюджет на 2024 год, на мой взгляд, является достаточно амбициозным и с точки зрения расходов, и с точки зрения доходов. Но если расходы бюджета больших сомнений не вызывают, то доходы вызывают как минимум сомнения в реалистичности некоторых цифр.
Я рассматриваю вариант развития событий, в котором произойдет ослабление курса рубля. Мы прекрасно знаем, что это способ, который неоднократно выручал российский бюджет в прошлом. Ни для кого не секрет, что такого рода движения курса обычно происходят в начале нового электорального цикла. Говоря простым языком – после выборов. Даже курс 120-150 рублей за доллар решил бы с запасом все проблемы бюджета и в то же время оставил бы правительству достаточно большие ресурсы для каких-то серьезных маневров в будущем.
Егор Сусин
Текущие параметры бюджета действительно достаточно амбициозные: расходы на уровне 36,6 трлн и доходы порядка 35 трлн. Здесь, безусловно, есть ряд рисков, которые могут в той или иной мере повлиять на то, насколько бюджет действительно может быть исполнен. Формально дефицит бюджета на следующий год менее 1% ВВП по плану.
Фактически есть два вида рисков, которые мы сейчас видим в бюджете. У нас традиционно есть нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В бюджет заложен достаточно оптимистичный сценарий по ценам на нефть и по нефтегазовым доходам. Безусловно, здесь есть ряд опасений относительно того, что в тех объемах, которые заложены, бюджет может быть не выполнен по доходам, если цены на нефть будут ниже.
Риски рецессии мировой экономики в следующем году существенны. Мы не должны сбрасывать со счетов ту историю, которая постепенно начинает реализовываться в экономике. Это история высоких процентных ставок и влияний на мировую экономику. Кроме того, есть риски в китайской экономике, так как потребительский сектор остается слабым, несмотря на открытие экономики.
Второй риск для бюджета – это замедление роста российской экономики. Объективно в этом году экономика росла достаточно быстро, и это способствовало достаточно сильному росту ненефтегазовых доходов. Плюс ко всему, мы видели определенный рост налоговых поступлений. Видимо, ряд таких ручных механизмов выравнивания бюджета будет использоваться и в следующем году.
Что касается возможности ослабления рубля с целью пополнения бюджета, я считаю, что такой вариант развития событий не только решил бы какие-то из существующих проблем, но и создал бы новые. Поэтому я скептично отношусь к этому сценарию. Это несет достаточно большие риски с точки зрения инфляции и финансовой стабильности, и это будет создавать достаточно большую нагрузку на бюджет в будущем. Все это вместе не создает заинтересованности государства в том, чтобы как-то направленно ослаблять курс.
Кроме того, в текущей ситуации есть свои стабилизаторы: жесткая денежно-кредитная политика. Она показывает, что текущий уровень ставок отражает уровень риска и уже стал стимулирующим для сбережения. Возможно, мы пока недооцениваем этот сдерживающий эффект, который является в том числе стабилизатором для курса.
http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Далее делимся мнением экспертов от первого лица.
Сергей Хестанов
Конец года – это время, когда активно обсуждается бюджет на следующий год. Бюджет на 2024 год, на мой взгляд, является достаточно амбициозным и с точки зрения расходов, и с точки зрения доходов. Но если расходы бюджета больших сомнений не вызывают, то доходы вызывают как минимум сомнения в реалистичности некоторых цифр.
Я рассматриваю вариант развития событий, в котором произойдет ослабление курса рубля. Мы прекрасно знаем, что это способ, который неоднократно выручал российский бюджет в прошлом. Ни для кого не секрет, что такого рода движения курса обычно происходят в начале нового электорального цикла. Говоря простым языком – после выборов. Даже курс 120-150 рублей за доллар решил бы с запасом все проблемы бюджета и в то же время оставил бы правительству достаточно большие ресурсы для каких-то серьезных маневров в будущем.
Егор Сусин
Текущие параметры бюджета действительно достаточно амбициозные: расходы на уровне 36,6 трлн и доходы порядка 35 трлн. Здесь, безусловно, есть ряд рисков, которые могут в той или иной мере повлиять на то, насколько бюджет действительно может быть исполнен. Формально дефицит бюджета на следующий год менее 1% ВВП по плану.
Фактически есть два вида рисков, которые мы сейчас видим в бюджете. У нас традиционно есть нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В бюджет заложен достаточно оптимистичный сценарий по ценам на нефть и по нефтегазовым доходам. Безусловно, здесь есть ряд опасений относительно того, что в тех объемах, которые заложены, бюджет может быть не выполнен по доходам, если цены на нефть будут ниже.
Риски рецессии мировой экономики в следующем году существенны. Мы не должны сбрасывать со счетов ту историю, которая постепенно начинает реализовываться в экономике. Это история высоких процентных ставок и влияний на мировую экономику. Кроме того, есть риски в китайской экономике, так как потребительский сектор остается слабым, несмотря на открытие экономики.
Второй риск для бюджета – это замедление роста российской экономики. Объективно в этом году экономика росла достаточно быстро, и это способствовало достаточно сильному росту ненефтегазовых доходов. Плюс ко всему, мы видели определенный рост налоговых поступлений. Видимо, ряд таких ручных механизмов выравнивания бюджета будет использоваться и в следующем году.
Что касается возможности ослабления рубля с целью пополнения бюджета, я считаю, что такой вариант развития событий не только решил бы какие-то из существующих проблем, но и создал бы новые. Поэтому я скептично отношусь к этому сценарию. Это несет достаточно большие риски с точки зрения инфляции и финансовой стабильности, и это будет создавать достаточно большую нагрузку на бюджет в будущем. Все это вместе не создает заинтересованности государства в том, чтобы как-то направленно ослаблять курс.
Кроме того, в текущей ситуации есть свои стабилизаторы: жесткая денежно-кредитная политика. Она показывает, что текущий уровень ставок отражает уровень риска и уже стал стимулирующим для сбережения. Возможно, мы пока недооцениваем этот сдерживающий эффект, который является в том числе стабилизатором для курса.
http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу