Мировая торговля стала жертвой конфликта в Красном море » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мировая торговля стала жертвой конфликта в Красном море

26 января 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
Вооруженные силы радикальных повстанцев хуситов, которые фактически взяли под контроль акваторию Красного моря, серьезно угрожают мировой торговле. Стоимость транспортных перевозок резко возросла, и это уже ощутили на себе экономики Франции, Германии и Великобритании. Свои суда в регион направила Индия, Китай использует альтернативные пути доставки грузов. Ситуация не имеет военного решения, а американская операция в акватории лишь усугубила положение, считают эксперты.

Конфликт Израиля с боевиками «Хамас» в секторе Газа активизировал йеменскую группировку радикальных повстанцев хуситов. Используя свое стратегическое положение, хуситы, которые пользуются поддержкой Ирана, начали атаковать торговые корабли стран, поддерживающих Израиль. За последний месяц атакам подверглось сразу несколько кораблей, что вынудило США и Великобританию начать военную операцию в Красном море.

Однако, как отмечает агентство Bloomberg, действия США в Красном море, связанном с Суэцким каналом - главной экономической артерией транспортного судоходства, не помогли. «Неоднократные раунды ответных ударов США и их союзников, а также многонациональная военно-морская операция по патрулированию вод не остановили нападения боевиков-хуситов, последовавшие за началом войны между Израилем и ХАМАС», - описывает ситуацию Bloomberg.

Повышение рисков связано с тем, что моряки начали требовать двойную оплату, растут тарифы страховщиков, а компании начинают избегать маршрута, по которому, как напоминает агентство, осуществляется 12% мировой торговли.

Как отмечает S&P Global Maritime Intelligence, кризис заставил судоходные компании значительно повысить ставки за контейнерные перевозки из Северной Азии в Северную Европу. Они выросли с $1800 до $45000 за 40-футовую эквивалентную единицу. Общий объём контейнерных перевозок в Красном море упал почти в 2,5 раза.

«В долгосрочной перспективе пока неясно, сколько продлится блокада. Американцы своими действиями только усугубили ситуацию: количество атак возросло. Военное решение конфликта представляется маловероятным. Хуситы во время конфликта в Йемене показали, что успешно отбиваются от коалиции арабских стран, вооруженных современным оружием», - говорит Finam.ru аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Александр Наджаров.

От проблем в акватории Красного моря существенно упал и объём прибыли, получаемой властями Египта от управления Суэцким каналом. В начале года прибыль упала на 40%, констатируют власти страны. «Египет больше всего пострадал от ситуации, и этой стране придется тяжело. Сейчас рассматриваются варианты мультимодальных перевозок из ОАЭ к портам Саудовской Аравии на Красном море. Однако такие перевозки усложняют логистику и создают дополнительные проблемы для региона», - говорит Наджаров.

Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, на маршруте между Европой и КНР стоимость доставки одного контейнера в январе 2024 года составила $6 тысяч, в три раза больше, чем в декабре 2023-го. «Это привело к тому, что все больше судоходных компаний изменяют свой маршрут и вместо Красного моря следуют вокруг мыса Доброй Надежды, огибая Африку, это приводит к увеличению срока доставки на две недели. Соответственно увеличиваются их расходы (топливо, зарплаты, страховка), что может привести к росту цен практически на все товары. Также такая ситуация может привести к дефициту некоторых товаров. Кроме того, есть риск нехватки контейнеров, и, хотя производители стараются увеличить их выпуск, эта угроза остается», - констатирует Баранов.

Хуситы обещали не трогать Москву и Пекин
Проблемы в Красном море испытывают и экономики ведущих стран Европы. Как пишет Bloomberg, кризис уже привел к росту цен в Германии, Франции и Великобритании. В последней стране, как констатирует S&P Global, из-за нарушения цепочек поставок растут транспортные расходы, а сроки впервые за 12 месяцев увеличились. Аналогичная ситуация также наблюдается во Франции и Германии. «Постоянные нападения повстанцев-хуситов на коммерческие суда, курсирующие по Красному морю, оказывают заметное влияние на цепочки поставок», — рассказал Сайрус де ла Рубиа, главный экономист Гамбургского коммерческого банка, слова которого приводит Bloomberg.

Повстанцы хуситы сделали заявление, что не будут атаковать следующие по маршруту в Красном море суда России и Китая. Представители движения заявили СМИ, что гарантируют безопасность судам этих стран. Однако сложно понять, как это будет осуществлять на практике. Россия из-за санкций начала перевозить свою нефть с помощью так называемого «теневого флота», никак не связанного с официальной Москвой. Впрочем, по мнению экспертов, знакомых с ситуацией, Кремль имеет налаженные связи с хуситами и, значит, может использовать различные каналы связи.

Что же касается КНР, то это государство хотя и использует Красное море как путь для собственных танкеров, предусмотрело для себя альтернативу. Этой альтернативой, как пишет издание Foreign Policy, становится создаваемый Китаем проект «Один пояс, один путь». «Кризис на Красном море доказывает, что Китай был на шаг впереди», -так видит ситуацию обозреватель издания Параг Ханна. По его словам, в качестве альтернативного маршрута Китай и Европа «выбрали более разумный путь: в начале 2021 года трансевразийские железнодорожные грузоперевозки удвоились до 1000 грузовых поездов в месяц, что обеспечивает большую надежность и пунктуальность».

«Инициатива «Пояс и путь» не была зловещим заговором. Это был план того, что нужно каждой стране в эпоху неопределенности и потрясений», - резюмирует автор.

Что же касается Индии, одного из главных геополитических соперников Китая в регионе, то эта страна также выражает обеспокоенность происходящим. По данным бангладешского издания The Business Standart, Дели может потерять $30 миллиардов экспорта из-за угроз судам в Красном море. «Индия направляет все большее количество военных кораблей для отражения атак повстанцев на коммерческие суда», - пишет The Wall Street Journal. При этом издание отмечает, что к коалиции США Дели не присоединяется, так как не хочет портить свои отношения с Ираном.

Что же касается России, то руководство страны пока остается в роли наблюдателя за ситуацией, не желая рисковать своими отношениями с Ираном, весомым военным союзником Москвы. С другой стороны «баррикад» конфликта находится противостоящая хуситам Саудовская Аравия, с которой Москва также активно взаимодействует на рынке нефти.

Как предполагает журнал Oil Expert, Саудовская Аравия может воспользоваться ситуацией, чтоб сократить поставки нефти без согласия с Россией. «Любое соперничество между Саудовской Аравией и Россией может поставить под сомнение единство ОПЕК», - пишет издание. Впрочем, Наджаров из ВШЭ уверен, что Саудовская Аравия не станет идти на односторонние меры в отношении России, учитывая «позитивные тренды в отношениях».

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter