«Яндекс» разделен. Что будет дальше? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Яндекс» разделен. Что будет дальше?

5 февраля 2024 ИХ "Финам" | Яндекс Никитин Дмитрий

Просто переходите по ссылке, бот сам вас добавит в notcoin squad "Элитный трейдер". Увеличили количество бустов, видимо хотят чтобы быстрее набралось 21 трлн общих очков и раздать дроп Получи подарок 100K немонет или 1 лям если у вас премиум
Реклама
«Яндекс» объявил о долгожданной продаже компании российским инвесторам. Сумма сделки составит 475 млрд рублей, из которых не менее половины будет выплачено денежными средствами, а остальная часть – акциями МКАО «Яндекс», новой российской головной компании. Она проведет листинг на Мосбирже. Основным владельцем в результате станет ЗПИФ «Консорциум.Первый» во главе с менеджерами «Яндекса». Кроме них, около 10% получит группа «ЛУКОЙЛ», также пайщиками станут структуры экс-замереда «Газпрома» Александра Рязанова, гендиректора депозитария «Инфинитум» Павла Прасса и основателя венчурного фонда LETA Capital Александра Чачава. При этом никто не получит контролирующей доли.

Сообщение вызвало шквал эмоций на рынке. Акции компании, которые за предыдущие две недели подорожали примерно на 25% и в пятницу максимально поднимались до 3169,6 рубля, сегодня в моменте рухнули до 2870, а затем отыграли часть потерь и стабилизировались в районе 3050, оставшись в минусе на 3,5%. С чем связано беспокойство на рынке, что делать инвесторам и что будет дальше с компанией? Finam.ru собрал мнения экспертов

Что важно в условиях сделки?
Сумма сделки в 475 млрд рублей включает скидку в 50%, предусмотренную при продаже иностранными акционерами российских активов, – рыночная капитализация «Яндекса» составляет порядка 1 трлн рублей.

Инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган в качестве важного момента выделяет тот факт, что МКАО «ЯНДЕКС» сохранит за собой бизнесы, сервисы и активы группы Yandex N.V., за исключением зарубежных стартапов (Nebius, Toloka, Avride и TripleTen) и дата-центра в Финляндии. «Главный вывод — основная стоимость бизнеса остается внутри российской компании. По сути, в управлении «Яндексом» ничего не поменяется — весь топ-менеджмент остается на своих позициях», - подчеркнул Коган.

Также он обращает внимание, что та часть сделки, которая оплачивается денежными средствами (а не акциями), будет оплачена в юанях. «Это примерно половина. При этом необходимые средства уже аккумулированы для покупателей, так что массовой закупки юаней на бирже не будет, и расчеты по сделке на валютном рынке никак не скажутся», - добавил он.

Эксперт InvestFuture Михаил Чичков ключевым моментом считает тот факт, что акционеров у компании будет много, и они разные. Аналитики InvestFuture ранее предполагали, что ключевой риск для нового «Яндекса» — «это конфликт акционеров из 90-х и менеджмента, или, хуже того, клановые войны». «Видимо, сами акционеры с менеджерами это все понимали. Вот и решили договориться на берегу, что менеджеры тут главные. Они держат часть ЗПИФа, который владеет «Яндексом», плюс через особый «Фонд менеджеров» обладают внутри компании спецправами. Это, в частности, право налагать вето в таких вопросах, как утверждение бюджетов, крупных сделок и реорганизации «Яндекса», - добавил Чичков.

Сделке еще предстоит согласование со стороны акционеров Yandex N.V. и регулирующих органов.

Главный вопрос – что будет с акциями?
Основной вопрос, которому уделяют наибольшее внимание эксперты: что теперь будет с акциями компании? Евгений Коган полагает, что ЗПИФ, вероятнее всего, предложит держателям акций класса «А» (тех, что торгуются на Мосбирже) различные варианты.

По мнению Когана, возможны два сценария. «Первый и самый очевидный — конвертация. То есть, инвесторам, у которых есть акции «Яндекса», будет предложено конвертировать их бумаги в акции новой компании с неким коэффициентом. Каким? Вопрос пока открыт. Вторая опция — выкуп акций у миноритариев», - пояснил инвестбанкир.

По его мнению, для них был бы предпочтителен первый вариант. «Однако при любом раскладе вряд ли права российских «физиков» будут ущемлены. Компания планирует оставаться прозрачной и публичной, работать с инвестиционным сообществом. Какой смысл сейчас бросать тень на собственную репутацию? Никакого», - делает вывод Коган.

Аналитики InvestFuture задаются вопросом, будет ли вообще обмен, добавляя, что это зависит от новых владельцев. «Яндекс» в релизе говорит про «различные опции» по будущему обмену ценных бумаг. «Звучит мутно, если честно. Но у этого есть объяснения. Как минимум, все это дело надо согласовать у регуляторов, прежде чем что-то обещать. А то можно и напороться на проблемы», - полагают в InvestFuture.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что МКАО «Яндекс» выпустило такое же количество акций, что и Yandex N.V. «Это позволяет надеяться, что обмен все-таки будет 1 к 1. Как и обещание оставаться публичными», - оптимистичны в InvestFuture.

По оценке аналитиков ИФК «Солид», исходя из цены продажи российского бизнеса, в пересчете на одну акцию «Яндекс» продают за 1263 рубля, что предполагает значительный дисконт к цене как на Мосбирже, так и в Euroclear. «Идеальный сценарий – обмен акций Yandex N.V. на МКАО «Яндекс» в пропорции 1 к 1 (или близко к этой) как для держателей на Мосбирже, так и в зарубежном контуре, с возможностью байбэка. Плохой сценарий – обмен в пропорции 1 к 2 и более, либо выкуп по цене сделки – за 1263 рубля. Самый плохой – полная заморозка, но исходя из пресс-релиза об этом речи не идет», - полагают в «Солиде».

«Яндекс» разделен. Что будет дальше?


Что делать инвесторам?
Аналитики «РИКОМ-ТРАСТ» рекомендуют накапливать бумаги «Яндекса» в долгосрочной перспективе. «Задача новых акционеров (напомним, ни один не имеет контрольной доли) в том, чтобы увеличивать количество бумаг в свободном обращении. Бумаги «Яндекса» традиционно имели максимальное значение free float (выше 90%), поэтому акционерам лучше иметь терпение и не торопиться с продажей бумаг, если они планируют держать их долго. В краткосрочной перспективе риск «навеса продаж», безусловно, присутствует. Нерезиденты, которые покупали расписки «Яндекса», после конвертации получат право распоряжаться этими акциями уже в российском контуре и, скорее всего, начнут их продавать», - пояснили эксперты.

Аналитики ИФК «Солид» считают, что пока лучше взять паузу в принятии решений до тех пор, пока не будут озвучены параметры обмена, после чего уже принимать решение о продаже или покупке акций. «Для самых консервативных инвесторов рекомендуем дождаться уже торгов МКАО «Яндекс» на Мосбирже через полгода», - заключили эксперты.

Аналитики InvestFuture, отвечая на вопрос, что делать инвесторам в нынешней ситуации, делают следующий вывод: «Ничего. Несмотря на много факторов, говорящих в пользу хорошего исхода, мутные игры продолжают оставаться мутными. Сегодняшние новости, по сути, не поменяли вообще ничего».

Каковы перспективы «Яндекса»?
Рассуждая о перспективах бизнеса компании, аналитик «Финама» Леонид Делицын высказывает мнение, что твердого повода для оптимизма пока не видно. «Выручка компании, конечно, растет, но ценой снижения маржинальности. Направление такси рост, в основном, исчерпало, а регулировать цены, скорее всего, захотят наши политики, которые заботятся о населении. В направлении маркетплейсов - ключевом направлении роста – «Яндекс» не может угнаться за «Озоном» и Wildberries, так что его на днях даже не упоминали в связи с жалобами на тех, кто может угрожать конкуренции на рынке маркетплейсов. Поэтому дальнейший рост может потребовать резкого увеличения затрат», - оценил Делицын.

Аналитики InvestFuture задаются вопросом, будет ли «Яндекс» акцией роста после переезда, и приходят к выводу, что прямого ответа нет, хотя у компании есть все слагаемые для успеха. Эксперты упоминают, что на многих российских рынках «Яндекс» давно лидер, и дальше расти особо некуда. «На других есть сильные конкуренты (скажем, конкурирующие стриминги или тот же «Делимобиль»). Но даже эти рынки далеки от насыщения», - добавили в InvestFuture.

Кроме того, по словам экспертов, раздел «Яндекса» на российский и международный не означает «окукливание» Яндекса внутри РФ. «Российский оставляет себе, например, бренд Yango и весь райдтех («Я.Такси»). В общем, есть технологии на экспорт, и нет подсанкционного статуса», - указывают аналитики на преимущество компании. Кроме того, по их словам, у «Яндекса» довольно сильная корпоративная культура, причем, в отличие от многих российских компаний, вариться в собственном соку там не принято — а принято следить за глобальными трендами.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter