Будущей медицине - будущие технологии » Элитный трейдер

Будущей медицине - будущие технологии

14 февраля 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
Президент России Владимир Путин заявил в приветствии «Форуму будущих технологий», что Россия открыта к сотрудничеству с зарубежными странами в сфере инновационных технологий. Однако пока неясно, как этот призыв реализуется на практике. Многие зарубежные компании и исследовательские центры прекратили сотрудничество с Россией, и ученым приходится тяжело с получением важных материалов и реактивов. При этом российская наука так же, как и мировая, должна бороться с проблемами старения, изучать проблемы редактирования генома и проблемы выявления возможных патологий плода на стадии планирования ребенка.

Открывшийся в Москве «Форум будущих технологий» посвящен вопросам новых медицинских технологий, которые касаются таких важных вопросов, как генетические и геномные технологии, регенеративная медицина. Во многих из этих отраслей у России есть свои достижения, однако до экономических санкций российские и зарубежные ученые часто работали над проектами совместно.

Теперь большинство из этих исследований сошло на нет, рассказывал в интервью Коммерсант FM заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН и Университета Ратгерса (США) Константин Северинов. «Поставки реагентов и оборудования, которое всегда было западным, просто прекратились. Частично из-за логистики, а частично из-за того, что ряд крупных компаний свернули деятельность», - отмечал ученый.

Проблемы молодых
Однако, несмотря на разрыв сотрудничества со странами Европы, ученые продолжают апеллировать и к зарубежному опыту. Так, модератор одной из панелей форума российский ученый-эндокринолог Мария Воронцова попросила выступавших поделиться и международным опытом в области преконцепционного скрининга - так называют исследование на возможные мутации у потенциальных родителей. Воронцова, которую в СМИ называют «старшей дочерью» президента Владимира Путина, активно занимается изучением проблем ДНК.

По словам ученых, подобная технология меняет подходы к медицине. «У нас все было разложено по полочкам, но в последние 20 лет опережающее развитие медицины меняет эти технологии», - рассказал на панели директор Института репродуктивной генетики Национального медицинского исследовательского центра имени академика В.И. Кулакова Дмитрий Трофимов. При этом, ученый признался, что в технологии преконцепционного скрининга еще много «белых пятен».

Впрочем, если верить показанному во время дискуссии небольшому фильму, никаких «белых пятен» уже не осталось. В нем диктор вкрадчивым голосом рассказал, что «рождение ребенка — это радостное и волнующее событие», однако 5% новорожденных имеют различные генетические заболевания. При высоком риске парам могут порекомендовать такие процедуры, как ЭКО. «Преконцепционный скрининг — это сделать мечту реальностью».

«Спасибо вам за это очаровательное видео», - прокомментировала увиденное Воронцова, однако напомнила собравшимся и о высоком проценте выявляемых патологий.

Неутомимость пожилых
Тем, кто уже родился на свет и дожил до седых волос, жить если не страшно, то все же тяжело. Речь идет о пожилых людях, которые, хотя и радуют близких и родных, становятся нагрузкой для экономики. Согласно оценкам Института экономической политики Стэндфордского университета, увеличение доли населения в возрасте 60+ на 10% снижает ВВП на душу населения на 5,7%.

Проблема старения стала одной из тем дискуссий на форуме. Правда, ей придали более радостное звучание: «Здоровое старение - активное долголетие». Как отмечается в материалах форума, в связи с проблемой старения населения «особенно актуальной становится задача достижения здорового активного долголетия». «Замедление старения может оказаться в 10 раз более эффективно для продления здоровой жизни, чем профилактика отдельных возраст-ассоциированных заболеваний. Парадигмой современной медицины становится разработка и внедрение технологий активного долголетия, основанных на понимании процессов старения».

Самым ярким символом старения населения, пожалуй, стали президентские выборы в США, а точнее участие в них двух главных возрастных кандидатов Джо Байдена и Дональда Трампа. Российский президент Владимир Путин, который хотя и находится в неплохой физической форме, лишь на четыре года младше самого пожилого участника отечественной президентской кампании, коммуниста Николая Харитонова.

Для России проблема старения населения стоит довольно остро. Согласно прогнозам Росстата, доля пожилых людей в России составит почти 30% населения. При этом, словосочетание «активное долголетие» если и вызывает какие-то ассоциации у россиян, то, скорее, у москвичей, которые наблюдают бодрых бабушек, группами гуляющих или танцующих в городских парках. Чтобы его достигнуть, нужно добиться серьезного снижения различных заболеваний, которые способствуют преждевременному старению. Это прежде всего сердечно-сосудистые заболевания. По данным исследования, которое опубликовано в международном медицинском журнале JACC в декабре 2023 года, уровень смертности от болезней сердца и сосудов в России пока остается высоким: 400 на 100 тыс. населения. Однако, как отмечается в публикации, которую приводит ТАСС, он уменьшился на 30% по сравнению с 1990 годом.

Недавно ученые ВШЭ впервые оценили, как такое заболевание как «мерцательная аритмия» влияет на экономику. Согласно подсчетам ученых, к 2036 году количество таких пациентов может превысить 3 миллиона человек, а ущерб для экономики может составить от 962,1 до 1566,6 млрд руб. «Авторы исследования отмечают, что развитие мерцательной аритмии особенно влияет на потери трудоспособных лет у российских мужчин: на эту болезнь приходится более 35% от всех смертей среди них», - пишет «Коммерсант».

Внимание властей и лично кандидата в президенты Путина к форуму, посвященному инновационным аспектам медицины, понятно. Год 2024 провозглашен годом семьи, а сам Путин в одном из своих выступлений назвал Россию «семьей семей».

Несомненно, большинство российских семей сегодня мало задумываются о проблемах редактирования генома, биотехнологиях и тому подобных вещах, когда стоят в очереди в поликлинику. Однако власти, думая о будущем, тоже живут настоящим, сокращая социальные расходы и урезая льготы ради других более важных нужд. Согласно анализу федерального бюджета 2024 года, проведенному Счетной палатой, расходы на здравоохранение в реальном выражении снизятся на 1,2%.

http://www.finam.ru/ (C)