1 марта 2024 ИХ "Финам" Полевой Дмитрий
В послании президент Путин обрисовал своё видение будущего страны минимум до 2030 года. Ключевые моменты с точки зрения экономики и рынков собрали ниже:
· Национальные проекты, запущенные президентом в 2018 и скомпонованные по направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» концептуально останутся базой, но их перечень будет расширен для решения проблем развития семьи и демографии, здоровья и увеличения продолжительности жизни, воспитания молодёжи, развития кадрового потенциала и развития экономики в новых условиях.
· Заявленная цель – улучшение уровня жизни россиян. Фокус озвученных инициатив – социальная поддержка и рост доходов отдельным категориям бюджетников, инфраструктура (транспорт, промышленность, соцобъекты и ЖКХ), технологическое развитие/суверенитет и наука, экономика данных и искусственный интеллект, несырьевой экспорт, импортозамещение, малый бизнес, внутренний туризм и развитие финансового рынка как одного из источников средств.
Сколько потребуется денег и где их взять?
Общий объем ресурсов еще предстоит уточнить, но озвученные президентом дополнительные расходы можно оценить в ~1 трлн. руб. ежегодно в 2025-30 без учета (1) 4500 млрд. руб. на обновление инфраструктуры ЖКХ (речь шла о государственных и частных средствах) и (2) списания регионам 2/3 бюджетных кредитов, суммарный объем которых на начало 2024 года составлял ~2.5 трлн. руб. (грубо 200-400 млрд. руб. в год, президент упоминал сумму 200 млрд. руб. ежегодно). Эти деньги и погашаемые инфраструктурные кредиты планируется вновь направлять на региональные инфраструктурные проекты.
Итого, объем дополнительных расходов может составить от 1.2-1.4 трлн (без ЖКХ) до 2+ трлн. руб. в год (100% расходов на ЖКХ за счет бюджета), всего до 2024 речь может идти о диапазоне сумм от 7.5 до 12 трлн руб. за 6 лет. Ежегодные траты могут составить от 0.5 до 1.1% ВВП (продлив прогноз ВВП 2024-26 на 2027-30), что на первый взгляд не выглядят «неподъемно», хотя в случае более негативной, чем прогнозируют власти, ситуации в экономике это потребует поиска дополнительных источников финансирования.
Но бюджет уже «раздут», поэтому власти планируют повысить «справедливость распределения налогового бремени» в сторону физлиц и юрлиц через её дополнительную прогрессивность. Не зря на днях в СМИ уже фигурировали идеи прогрессии по НДФЛ, но дополнительно могут быть реализованы известные планы изъятия допдоходов у горно-металлургического сектора, донастройки налогообложения сырьевых отраслей и изменения налога на прибыль. Решения должны быть приняты в 2024 и далее зафиксированы до 2030. Позитивную роль может сыграть и обещанная налоговая амнистия для малого бизнеса. Ни слова не было сказано о приватизации, о которой упоминалось в конце 2023, хотя она могла бы стать дополнительным (правильным) источником доходов без необходимости повышения налогов (плюс для роста экономики) и улучшила бы эффективность бюджетных расходов/экономики.
Особое внимание планируется уделить стимулированию долгосрочных сбережений населения (безотзывные сбер. сертификаты с гарантией на 2.8 млн руб., новые ИИС с гарантией на 1.4 млн. руб.) и стимулированию выхода компаний на фондовый рынок через IPO с целью повышения капитализации рынка акций с текущих 33% до 66% ВВП к 2030 году. Последняя цель предполагает, что капитализация рынка в 2024-30 должна расти на ~17-18% при плановом росте номинального ВВП в 2024-26 на ~7% в год. Исторически полная доходность российских акций росла сопоставимыми или чуть более высокими темпами относительно динамики номинального ВВП, поэтому данная цель, с нашей точки зрения, выглядит довольно амбициозно.
Какие еще целевые показатели и насколько они амбициозны?
Из других количественных целей президент озвучил:
· Стать топ-4 экономикой мира по ППС. По данным Всемирного Банка (ВБ) РФ и так обгонит Японию к 2030 году при базовых прогнозах. Более амбициозной целью мог бы стать рост ВВП на душу населения – по этому показателю РФ замыкает шестой десяток стран как и в 2018, когда Нацпроекты только начинались.
· Снижение доли импорта в ВВП с 18.9% в 2023 до 17%. С 2010 доля импорта стабильно составляла 20-21% ВВП, падая до 15% в 2022 и восстановившись до 19-20% в 2П23. Поэтому целевые 17% выглядят амбициозно, требуя импортозамещения значимой части товаров и услуг за счет переформатирования производственных цепочек и конечного выпуска. Можно «опустить» импорт и за счет более слабого курса рубля, но этот «метод» несовместим с ростом экономики и благосостояния.
· Рост инвестиций в ключевых секторах на 70%. На горизонте 7 лет это эквивалентно +7.8% в год, но до конца неясно, о каких секторах идет речь. За последние 5/10 лет все инвестиции росли на 4.7%/1.7% в год, причем в последние годы во многом за счет госинвестиций, а исходная 25% цель по доле инвестиций в ВВП в Нацпроектах-2018 так и не была достигнута, максимум - 22.4% в 2023.
· Рост валовой добавленной стоимости в обработке на 40% к уровню 2022. С учетом +7% в 2023 обработка должна расти на 3.9% в год, что не выглядит недостижимо, но, все-таки, превышает средние темпы в 2.8%/2.3% за последние 5/10 лет.
· Рост несырьевого ненефтегазового экспорта на 2/3 к 2030. С $150 млрд. в 2018 ННЭ экспорт достиг рекордных $194 млрд. в 2021 (+30%), но в 2023 он обвалился на 25% до $146 млрд, опустившись ниже уровней 2018. Исходный план в 2018 предполагал рост к 2024 до $250 млрд. Рост на 2/3 к 2030 означает выход на $243 млрд., что даже ниже исходной цели. Еще менее амбициозно она будет выглядеть, если учесть разницу в прогнозной долларовой инфляции в планах 2018 (~2% в год) и фактических показателях 2019-23 (~4.1%), но таковы реалии.
· Рост выпуска/экспорта продукции агропромышленного сектора на 25%/50% к уровню 2021. За 2022-23 выпуск в с/хоз-ве вырос на 11%, поэтому оставшиеся 13% на 8 лет потребуют скромных 1.5% в год. В терминах добавленной стоимости имеем +7.1% за 2022-23 и необходимые 2% в год в 2024-30. Вполне реалистично, но вряд ли амбициозно.
Что касается планов по экспорту, в 2018 для АПК он должен был вырасти c $25 млрд. в 2018 до $45 млрд. в 2024 при фактических $43.5 млрд. в 2023 – тут исходные цели почти выполнены, но, опять же, если не вспоминать про более высокую $ инфляцию. Нынешний рост в 1.5 раза к уровню 2021 года потребует +3.8% в 2024-30, что России вполне по силам с учетом глобальной инфляции в 2-3%.
Какие выводы можно сделать о целеполагании?
Многие из озвученных сегодня целей нельзя назвать по-настоящему амбициозными и предполагающими настоящий «экономический прорыв». Исключение, возможно, составляет лишь план по инвестициям и импортозамещению – здесь перед властями и частным сектором стоит более серьезный вызов. Непросто, полагаем, будет добиться и удвоения капитализации рынка акций. Стоит также напомнить, что исполнение части стратегических целей из Нацпроектов-2018 в 2020 году уже было перенесено с 2024 на 2030, и, как мы показали выше, озвученные сегодня планы на 2030 с некоторыми из прежних сдвинутых по времени «вправо» параметров как раз неплохо коррелируют.
Тем не менее, установка более реалистичных целей, чем в 2018, выглядит разумной стратегией в условиях более сложных внешних и внутренних условий и меньшей доступности финансовых ресурсов – значительная их часть (вкл. ФНБ) правительство использовало в 2020-23, а заёмные средства доступны только на внутреннем рынке, означая их удорожание даже без учета уровня ставки ЦБ. Перспектива повышения налогов с 2025, с одной стороны, снимает риски разбалансировки бюджетной системы, но, с другой стороны, может не позволить реализоваться оптимизму властей относительно темпов роста ВВП. Источник резерва – приватизация, но про неё речи не было.
Другой важный вывод – высокие шансы на сохранение преемственности в правительстве после выборов и невысокие риски смены базовых принципов в бюджетной и денежно-кредитной политике. Небольшая доля прямых социальных выплат и фокус на инвестиционных расходах – хорошая новость для ЦБ, который озабочен возвратом инфляции к цели и повышением потенциала экономики как одного из структурных дезинфляционных факторов. Дополнительные расходы (по крайней мере, в текущих условиях) не выглядят как game-changer для планов Минфина по заимствованиям. Наконец, президент предложил перейти от 3-летнего к 6-летнему бюджету для учёта стратегических приоритетов, а ЦБ как раз говорил, что для него важны среднесрочные планы. Для инвесторов и рынков всё это явный плюс.
Кто и когда будет это реализовывать?
Как заявил сегодня пресс-секретарь президента, озвученное является предвыборной программой кандидата Путина. Реализовывать всё это придется новому правительству, поэтому мы подготовили небольшую справку о том, как это обычно происходит.
Порядок подведения итогов выборов. Результаты выборов президента определяются в течение 10 дней с даты голосования. Избранным является кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вступление в должность Президента РФ (инаугурация) происходит в день окончания предыдущего срока, т.е. должна состояться 7 мая.
Порядок формирования правительства. По Конституции, правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Госдуме, состоит из председателя (премьер-министр), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр, его заместители и отдельные федеральные министры (силовой блок) назначаются президентом РФ с согласия Госдумы.
Не позднее двух недель после инаугурации президента или после отставки правительства (действующий кабинет министров слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом) кандидатура премьера вносится на рассмотрение Госдумы, на это отводится неделя. После утверждения Госдумой в течение недели премьер вносит свои предложения о структуре правительства на утверждение президенту.
Немного исторических фактов и статистики
· С начала 2000 при Владимире Путине правительство формировалось 7 раз, один раз его формировал Дмитрий Медведев.
· Дважды с 2000 правительство уходило в отставку в связи с «корректировкой курса» и необходимостью досрочного обновления, в остальных случаях отставка была «процедурной».
· В начале правления В. Путина число министерств и заместителей премьера было сильно сокращено, но затем с течением времени оно постепенно увеличивалось.
· До 2008 в процессе формирования по итогам очередных президентских выборов состав правительства оставался неизменным на 56-84%, (грубо, учитывая изменение структуры Правительства), а с 2008 (с избранием Д. Медведева) персональный состав оставался неизменным уже на 40-50%, т.е. изменения стали происходить чаще. Поэтому в этот раз мы тоже не исключаем увидеть новые лица в правительстве.
· Существенно реже с 2000 менялись министры «силового» блока.
· Глава ЦБ утверждается Госдумой по представлению президента, срок полномочий – 5 лет. Эльвира Набиуллина была переназначена на новый срок в 2022. Решение об освобождении от должности главы ЦБ также принимается Госдумой. В случае досрочного сложения полномочий новый кандидат должен быть представлен в двухнедельный срок.
· Национальные проекты, запущенные президентом в 2018 и скомпонованные по направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» концептуально останутся базой, но их перечень будет расширен для решения проблем развития семьи и демографии, здоровья и увеличения продолжительности жизни, воспитания молодёжи, развития кадрового потенциала и развития экономики в новых условиях.
· Заявленная цель – улучшение уровня жизни россиян. Фокус озвученных инициатив – социальная поддержка и рост доходов отдельным категориям бюджетников, инфраструктура (транспорт, промышленность, соцобъекты и ЖКХ), технологическое развитие/суверенитет и наука, экономика данных и искусственный интеллект, несырьевой экспорт, импортозамещение, малый бизнес, внутренний туризм и развитие финансового рынка как одного из источников средств.
Сколько потребуется денег и где их взять?
Общий объем ресурсов еще предстоит уточнить, но озвученные президентом дополнительные расходы можно оценить в ~1 трлн. руб. ежегодно в 2025-30 без учета (1) 4500 млрд. руб. на обновление инфраструктуры ЖКХ (речь шла о государственных и частных средствах) и (2) списания регионам 2/3 бюджетных кредитов, суммарный объем которых на начало 2024 года составлял ~2.5 трлн. руб. (грубо 200-400 млрд. руб. в год, президент упоминал сумму 200 млрд. руб. ежегодно). Эти деньги и погашаемые инфраструктурные кредиты планируется вновь направлять на региональные инфраструктурные проекты.
Итого, объем дополнительных расходов может составить от 1.2-1.4 трлн (без ЖКХ) до 2+ трлн. руб. в год (100% расходов на ЖКХ за счет бюджета), всего до 2024 речь может идти о диапазоне сумм от 7.5 до 12 трлн руб. за 6 лет. Ежегодные траты могут составить от 0.5 до 1.1% ВВП (продлив прогноз ВВП 2024-26 на 2027-30), что на первый взгляд не выглядят «неподъемно», хотя в случае более негативной, чем прогнозируют власти, ситуации в экономике это потребует поиска дополнительных источников финансирования.
Но бюджет уже «раздут», поэтому власти планируют повысить «справедливость распределения налогового бремени» в сторону физлиц и юрлиц через её дополнительную прогрессивность. Не зря на днях в СМИ уже фигурировали идеи прогрессии по НДФЛ, но дополнительно могут быть реализованы известные планы изъятия допдоходов у горно-металлургического сектора, донастройки налогообложения сырьевых отраслей и изменения налога на прибыль. Решения должны быть приняты в 2024 и далее зафиксированы до 2030. Позитивную роль может сыграть и обещанная налоговая амнистия для малого бизнеса. Ни слова не было сказано о приватизации, о которой упоминалось в конце 2023, хотя она могла бы стать дополнительным (правильным) источником доходов без необходимости повышения налогов (плюс для роста экономики) и улучшила бы эффективность бюджетных расходов/экономики.
Особое внимание планируется уделить стимулированию долгосрочных сбережений населения (безотзывные сбер. сертификаты с гарантией на 2.8 млн руб., новые ИИС с гарантией на 1.4 млн. руб.) и стимулированию выхода компаний на фондовый рынок через IPO с целью повышения капитализации рынка акций с текущих 33% до 66% ВВП к 2030 году. Последняя цель предполагает, что капитализация рынка в 2024-30 должна расти на ~17-18% при плановом росте номинального ВВП в 2024-26 на ~7% в год. Исторически полная доходность российских акций росла сопоставимыми или чуть более высокими темпами относительно динамики номинального ВВП, поэтому данная цель, с нашей точки зрения, выглядит довольно амбициозно.
Какие еще целевые показатели и насколько они амбициозны?
Из других количественных целей президент озвучил:
· Стать топ-4 экономикой мира по ППС. По данным Всемирного Банка (ВБ) РФ и так обгонит Японию к 2030 году при базовых прогнозах. Более амбициозной целью мог бы стать рост ВВП на душу населения – по этому показателю РФ замыкает шестой десяток стран как и в 2018, когда Нацпроекты только начинались.
· Снижение доли импорта в ВВП с 18.9% в 2023 до 17%. С 2010 доля импорта стабильно составляла 20-21% ВВП, падая до 15% в 2022 и восстановившись до 19-20% в 2П23. Поэтому целевые 17% выглядят амбициозно, требуя импортозамещения значимой части товаров и услуг за счет переформатирования производственных цепочек и конечного выпуска. Можно «опустить» импорт и за счет более слабого курса рубля, но этот «метод» несовместим с ростом экономики и благосостояния.
· Рост инвестиций в ключевых секторах на 70%. На горизонте 7 лет это эквивалентно +7.8% в год, но до конца неясно, о каких секторах идет речь. За последние 5/10 лет все инвестиции росли на 4.7%/1.7% в год, причем в последние годы во многом за счет госинвестиций, а исходная 25% цель по доле инвестиций в ВВП в Нацпроектах-2018 так и не была достигнута, максимум - 22.4% в 2023.
· Рост валовой добавленной стоимости в обработке на 40% к уровню 2022. С учетом +7% в 2023 обработка должна расти на 3.9% в год, что не выглядит недостижимо, но, все-таки, превышает средние темпы в 2.8%/2.3% за последние 5/10 лет.
· Рост несырьевого ненефтегазового экспорта на 2/3 к 2030. С $150 млрд. в 2018 ННЭ экспорт достиг рекордных $194 млрд. в 2021 (+30%), но в 2023 он обвалился на 25% до $146 млрд, опустившись ниже уровней 2018. Исходный план в 2018 предполагал рост к 2024 до $250 млрд. Рост на 2/3 к 2030 означает выход на $243 млрд., что даже ниже исходной цели. Еще менее амбициозно она будет выглядеть, если учесть разницу в прогнозной долларовой инфляции в планах 2018 (~2% в год) и фактических показателях 2019-23 (~4.1%), но таковы реалии.
· Рост выпуска/экспорта продукции агропромышленного сектора на 25%/50% к уровню 2021. За 2022-23 выпуск в с/хоз-ве вырос на 11%, поэтому оставшиеся 13% на 8 лет потребуют скромных 1.5% в год. В терминах добавленной стоимости имеем +7.1% за 2022-23 и необходимые 2% в год в 2024-30. Вполне реалистично, но вряд ли амбициозно.
Что касается планов по экспорту, в 2018 для АПК он должен был вырасти c $25 млрд. в 2018 до $45 млрд. в 2024 при фактических $43.5 млрд. в 2023 – тут исходные цели почти выполнены, но, опять же, если не вспоминать про более высокую $ инфляцию. Нынешний рост в 1.5 раза к уровню 2021 года потребует +3.8% в 2024-30, что России вполне по силам с учетом глобальной инфляции в 2-3%.
Какие выводы можно сделать о целеполагании?
Многие из озвученных сегодня целей нельзя назвать по-настоящему амбициозными и предполагающими настоящий «экономический прорыв». Исключение, возможно, составляет лишь план по инвестициям и импортозамещению – здесь перед властями и частным сектором стоит более серьезный вызов. Непросто, полагаем, будет добиться и удвоения капитализации рынка акций. Стоит также напомнить, что исполнение части стратегических целей из Нацпроектов-2018 в 2020 году уже было перенесено с 2024 на 2030, и, как мы показали выше, озвученные сегодня планы на 2030 с некоторыми из прежних сдвинутых по времени «вправо» параметров как раз неплохо коррелируют.
Тем не менее, установка более реалистичных целей, чем в 2018, выглядит разумной стратегией в условиях более сложных внешних и внутренних условий и меньшей доступности финансовых ресурсов – значительная их часть (вкл. ФНБ) правительство использовало в 2020-23, а заёмные средства доступны только на внутреннем рынке, означая их удорожание даже без учета уровня ставки ЦБ. Перспектива повышения налогов с 2025, с одной стороны, снимает риски разбалансировки бюджетной системы, но, с другой стороны, может не позволить реализоваться оптимизму властей относительно темпов роста ВВП. Источник резерва – приватизация, но про неё речи не было.
Другой важный вывод – высокие шансы на сохранение преемственности в правительстве после выборов и невысокие риски смены базовых принципов в бюджетной и денежно-кредитной политике. Небольшая доля прямых социальных выплат и фокус на инвестиционных расходах – хорошая новость для ЦБ, который озабочен возвратом инфляции к цели и повышением потенциала экономики как одного из структурных дезинфляционных факторов. Дополнительные расходы (по крайней мере, в текущих условиях) не выглядят как game-changer для планов Минфина по заимствованиям. Наконец, президент предложил перейти от 3-летнего к 6-летнему бюджету для учёта стратегических приоритетов, а ЦБ как раз говорил, что для него важны среднесрочные планы. Для инвесторов и рынков всё это явный плюс.
Кто и когда будет это реализовывать?
Как заявил сегодня пресс-секретарь президента, озвученное является предвыборной программой кандидата Путина. Реализовывать всё это придется новому правительству, поэтому мы подготовили небольшую справку о том, как это обычно происходит.
Порядок подведения итогов выборов. Результаты выборов президента определяются в течение 10 дней с даты голосования. Избранным является кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вступление в должность Президента РФ (инаугурация) происходит в день окончания предыдущего срока, т.е. должна состояться 7 мая.
Порядок формирования правительства. По Конституции, правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Госдуме, состоит из председателя (премьер-министр), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр, его заместители и отдельные федеральные министры (силовой блок) назначаются президентом РФ с согласия Госдумы.
Не позднее двух недель после инаугурации президента или после отставки правительства (действующий кабинет министров слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом) кандидатура премьера вносится на рассмотрение Госдумы, на это отводится неделя. После утверждения Госдумой в течение недели премьер вносит свои предложения о структуре правительства на утверждение президенту.
Немного исторических фактов и статистики
· С начала 2000 при Владимире Путине правительство формировалось 7 раз, один раз его формировал Дмитрий Медведев.
· Дважды с 2000 правительство уходило в отставку в связи с «корректировкой курса» и необходимостью досрочного обновления, в остальных случаях отставка была «процедурной».
· В начале правления В. Путина число министерств и заместителей премьера было сильно сокращено, но затем с течением времени оно постепенно увеличивалось.
· До 2008 в процессе формирования по итогам очередных президентских выборов состав правительства оставался неизменным на 56-84%, (грубо, учитывая изменение структуры Правительства), а с 2008 (с избранием Д. Медведева) персональный состав оставался неизменным уже на 40-50%, т.е. изменения стали происходить чаще. Поэтому в этот раз мы тоже не исключаем увидеть новые лица в правительстве.
· Существенно реже с 2000 менялись министры «силового» блока.
· Глава ЦБ утверждается Госдумой по представлению президента, срок полномочий – 5 лет. Эльвира Набиуллина была переназначена на новый срок в 2022. Решение об освобождении от должности главы ЦБ также принимается Госдумой. В случае досрочного сложения полномочий новый кандидат должен быть представлен в двухнедельный срок.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба