12 марта 2024 ИХ "Финам" Никитин Дмитрий
В России грядут налоговые изменения. Их анонсировал президент Владимир Путин в ходе послания к Федеральному собранию в конце февраля. По его словам, предполагается модернизировать систему, распределив налоговое бремя «более справедливо в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». Обновленные налоговые параметры власти хотят зафиксировать до 2030 года.
В русле предложений Путина можно предположить ряд налоговых инициатив, направленных на увеличение налоговой нагрузки для лиц с высокими доходами и уменьшения для семейных бюджетов, полагает директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков. По его словам, ожидается, что изменения также будут стимулировать инвестиционную активность компаний и одновременно ужесточать требования к уплате налогов, исключив возможности для их минимизации. Среди возможных мер — введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц с высокими доходами и компаний. «Внедрение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в развитие и инфраструктуру, также представляется вероятным шагом. Дополнительные налоговые поступления могут быть направлены на финансирование социальных и инвестиционных проектов», - подчеркнул эксперт.
Как отмечает инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган, федеральному бюджету потребуются деньги для покрытия растущих расходов – «в 2024 году запланировали собрать все, что могли, включая разовые меры». Поэтому без повышения налогов не обойтись. При этом, по оценке Когана, более 1 трлн рублей в год потребуется непосредственно на меры, озвученные в послании президента. В том числе, 750 млрд рублей – на модернизацию коммунальной инфраструктуры, 200 млрд – списание бюджетных кредитов регионам, 170 млрд – строительство и ремонт медучреждений, также есть еще ряд меньших статей.
Официально детали предстоящей «налоговой перестройки» не объявлялись, но на рынке уже циркулируют слухи и предположения. Каким будет эффект от изменений для экономики, фондового рынка и отдельных отраслей? Finam.ru собрал мнения экспертов.
Как изменится шкала НДФЛ?
В рамках налоговых изменений в первую очередь ожидается рост ставок налога на доходы физических лиц и налога на прибыль, отметил в комментарии Finam.ru партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Виталий Иваненко.
По его словам, вариант, который озвучивают «источники, знакомые с разрабатываемыми в правительстве предложениями», - со следующего года для компаний разовый налог на сверхприбыль может стать постоянной нагрузкой (возможен рост ставки налога на прибыль). Кроме того, возможно повышение налога для физических лиц с заработками свыше 1 млн рублей в год.
«Хотелось бы надеяться на введение и стимулирующих мер, в отношении которых пока не озвучивается каких-либо параметров, даже на уровне слухов. Можно, однако, предполагать возврат механизма, приближенного к ранее существовавшей льготе на финансирование капитальных вложений, но необходимо дождаться информации, что же конкретно будет предложено правительством. При этом размеры льгот и вычетов, право на применение которых появится, вряд ли будут сопоставимы и соразмерны с ростом нагрузки в результате повышения ставок налогов», - добавил Иваненко.
О прогрессивной шкале НДФЛ, предполагающей более серьезный «разбег» ставок, чем действующие 13% и 15%, разговоры ведутся давно, добавляет заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова.
«Однако с точки зрения развития экономики было бы лучше, если бы повышение НДФЛ «для богатых» стало не чисто фискальной мерой, а источником для снижения нагрузки по НДФЛ для широкого круга налогоплательщиков, таких как семьи с детьми, население с невысокими доходами и др. Судя по предложению президента о расширении вычетов на детей, реформы НДФЛ в этом направлении также весьма вероятны, тем более что дополнительные поступления в бюджет от более высоких ставок могут использоваться для компенсации регионам соответствующих «выпадающих доходов», - считает Кононова.
В свою очередь, Юлия Гейнц, государственный налоговый инспектор и член совета молодых ученых РЭУ им. Г.В. Плеханова, высказала конкретное предположение, как именно «раздвинут» шкалу НДФЛ. По ее мнению, при годовых доходах до 5 млн рублей в год ставка будет составлять 13%, от 5 до 24 млн рублей – 15%, от 24 до 200 млн рублей – 18%, от 200 до 500 млн рублей – 20%, свыше 500 млн рублей – 25%.
«При этом следует отметить и то, что возможно будет изменен и нижний порог начисления НДФЛ, то есть граждане с низким доходом будут платить меньше 13%. Желаемый эффект скорее будет достигнут, если действовать аккуратно, чтобы не спровоцировать создания новых схем ухода от налога. То есть необходимо действовать без резких увеличений ставок, чтобы у богатых людей не было стимула уйти в теневой сектор», - добавила Гейнц в комментарии для Finam.ru.
Она считает, что с юридическими лицами стратегия постепенного увеличения налоговых ставок тоже сработает. Что касается льгот, то они, по мнению Гейнц, возможны для приоритетных отраслей экономики.
Стимулы для инвестиций
По мнению Веры Кононовой, важным направлением является расширение налоговых стимулов для компаний, которые несут инвестиционные расходы на создание новых производств, на модернизацию технологий и оборудования, на развитие инфраструктуры и др. Сейчас такие стимулы формально существуют, однако могут быть применены далеко не ко всем проектам, а выигрыши от этих стимулов для налогоплательщиков часто весьма скромны.
«Как представляется, задача поддержки инвестиционно-активного бизнеса может решаться путем расширения применяемых механизмов стимулирования инвестиций (это соглашения с инвесторами, такие как СЗПК, СПИК и др., а также механизмы территориального развития). Важнейшей задачей развития экономики сейчас является развитие перерабатывающих производств на основе имеющегося сырья, а также создания новых центров экономического роста. В этой связи, как представляется, совершенствование стимулов для инвесторов будет прежде всего обращено к этим задачам и направлено на расширенную компенсацию затрат инвесторов на реализацию таких проектов», - считает Кононова.
При этом, по ее словам, важную роль будет играть не просто предоставление налоговых стимулов, но и фиксация налоговых условий до 2030 г., как было предложено президентом, поскольку риски повышения налоговой нагрузки уже давно являются одним из факторов, сдерживающих инвестиционную активность бизнеса. «При этом нельзя исключать и то, что все это будет сопровождаться дополнительными мерами, повышающими налог на прибыль для компаний, не занимающихся инвестированием, или делающих это в малых объемах (аналогичные меры обсуждались несколько лет назад). В этом случае будет осуществляться перераспределение налоговой нагрузки от перерабатывающих производств к высокомаржинальным секторам экономики с меньшей инвестиционной активностью», - предположила эксперт.
Каким будет эффект для экономики?
Эксперты в целом сходятся во мнении, что последствия изменения налоговой системы пока сложно оценить, поскольку подробности официально не озвучивались.
«Об эффективности изменения системы налогообложения судить пока рано. Налоги зависят не только от размера, но и качества собираемости. К тому же, НДФЛ и налог на прибыль – это два налога, которые по вкладу в доходы бюджета имеют второстепенное значение. Главное, чтобы новые налоговые изменения не вступили в противоречия с недавно введенной системой долгосрочных сбережений, которая заработала с 1 января», - подчеркнул начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев.
Виталий Иваненко считает, что, скорее всего, повышение нагрузки коснется всего прибыльного бизнеса. «Сейчас сложно сказать, какие отрасли и компании могут пострадать или выиграть и в какой мере... Как следствие роста налоговой нагрузки снизятся доступные для личных расходов финансы, то есть возможно снижение трат населения и снижение активности на фондовых рынках. При этом принятие стимулирующих инвестиции мер повысит рост внутреннего производства и уменьшит зависимость от импорта», - оценил Иваненко.
Ярослав Кабаков полагает, что изменения в налоговой политике окажут многосторонний эффект на экономику России. «Увеличение налоговых поступлений улучшит финансирование государственных и социальных программ. Снижение налоговой нагрузки на семьи может стать стимулом для улучшения демографической ситуации. Стимулирование бизнеса способствует повышению его инвестиционной активности, что должно приводить к росту экономики», - перечислил он.
На российском фондовом рынке, по словам Кабакова, можно ожидать волатильности в краткосрочной перспективе из-за неопределенности налоговой политики.
«Однако в средне- и долгосрочной перспективе положительные изменения в инвестиционном климате и поддержка развивающихся секторов экономики могут стимулировать рост акционерного капитала. Особенно значимыми будут изменения для отраслей, требующих крупных инвестиций в инфраструктуру и технологии. Компании в этих сферах могут рассчитывать на налоговые льготы, что сделает их акции более привлекательными для инвесторов. В то же время отрасли, где присутствует высокая прибыльность и доходы, возможно, столкнутся с более высокими налогами, что потребует от них пересмотра внутренних стратегий и может оказать давление на стоимость их акций на бирже», - заключил директор по стратегии «Финама».
В русле предложений Путина можно предположить ряд налоговых инициатив, направленных на увеличение налоговой нагрузки для лиц с высокими доходами и уменьшения для семейных бюджетов, полагает директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков. По его словам, ожидается, что изменения также будут стимулировать инвестиционную активность компаний и одновременно ужесточать требования к уплате налогов, исключив возможности для их минимизации. Среди возможных мер — введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц с высокими доходами и компаний. «Внедрение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в развитие и инфраструктуру, также представляется вероятным шагом. Дополнительные налоговые поступления могут быть направлены на финансирование социальных и инвестиционных проектов», - подчеркнул эксперт.
Как отмечает инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган, федеральному бюджету потребуются деньги для покрытия растущих расходов – «в 2024 году запланировали собрать все, что могли, включая разовые меры». Поэтому без повышения налогов не обойтись. При этом, по оценке Когана, более 1 трлн рублей в год потребуется непосредственно на меры, озвученные в послании президента. В том числе, 750 млрд рублей – на модернизацию коммунальной инфраструктуры, 200 млрд – списание бюджетных кредитов регионам, 170 млрд – строительство и ремонт медучреждений, также есть еще ряд меньших статей.
Официально детали предстоящей «налоговой перестройки» не объявлялись, но на рынке уже циркулируют слухи и предположения. Каким будет эффект от изменений для экономики, фондового рынка и отдельных отраслей? Finam.ru собрал мнения экспертов.
Как изменится шкала НДФЛ?
В рамках налоговых изменений в первую очередь ожидается рост ставок налога на доходы физических лиц и налога на прибыль, отметил в комментарии Finam.ru партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Виталий Иваненко.
По его словам, вариант, который озвучивают «источники, знакомые с разрабатываемыми в правительстве предложениями», - со следующего года для компаний разовый налог на сверхприбыль может стать постоянной нагрузкой (возможен рост ставки налога на прибыль). Кроме того, возможно повышение налога для физических лиц с заработками свыше 1 млн рублей в год.
«Хотелось бы надеяться на введение и стимулирующих мер, в отношении которых пока не озвучивается каких-либо параметров, даже на уровне слухов. Можно, однако, предполагать возврат механизма, приближенного к ранее существовавшей льготе на финансирование капитальных вложений, но необходимо дождаться информации, что же конкретно будет предложено правительством. При этом размеры льгот и вычетов, право на применение которых появится, вряд ли будут сопоставимы и соразмерны с ростом нагрузки в результате повышения ставок налогов», - добавил Иваненко.
О прогрессивной шкале НДФЛ, предполагающей более серьезный «разбег» ставок, чем действующие 13% и 15%, разговоры ведутся давно, добавляет заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова.
«Однако с точки зрения развития экономики было бы лучше, если бы повышение НДФЛ «для богатых» стало не чисто фискальной мерой, а источником для снижения нагрузки по НДФЛ для широкого круга налогоплательщиков, таких как семьи с детьми, население с невысокими доходами и др. Судя по предложению президента о расширении вычетов на детей, реформы НДФЛ в этом направлении также весьма вероятны, тем более что дополнительные поступления в бюджет от более высоких ставок могут использоваться для компенсации регионам соответствующих «выпадающих доходов», - считает Кононова.
В свою очередь, Юлия Гейнц, государственный налоговый инспектор и член совета молодых ученых РЭУ им. Г.В. Плеханова, высказала конкретное предположение, как именно «раздвинут» шкалу НДФЛ. По ее мнению, при годовых доходах до 5 млн рублей в год ставка будет составлять 13%, от 5 до 24 млн рублей – 15%, от 24 до 200 млн рублей – 18%, от 200 до 500 млн рублей – 20%, свыше 500 млн рублей – 25%.
«При этом следует отметить и то, что возможно будет изменен и нижний порог начисления НДФЛ, то есть граждане с низким доходом будут платить меньше 13%. Желаемый эффект скорее будет достигнут, если действовать аккуратно, чтобы не спровоцировать создания новых схем ухода от налога. То есть необходимо действовать без резких увеличений ставок, чтобы у богатых людей не было стимула уйти в теневой сектор», - добавила Гейнц в комментарии для Finam.ru.
Она считает, что с юридическими лицами стратегия постепенного увеличения налоговых ставок тоже сработает. Что касается льгот, то они, по мнению Гейнц, возможны для приоритетных отраслей экономики.
Стимулы для инвестиций
По мнению Веры Кононовой, важным направлением является расширение налоговых стимулов для компаний, которые несут инвестиционные расходы на создание новых производств, на модернизацию технологий и оборудования, на развитие инфраструктуры и др. Сейчас такие стимулы формально существуют, однако могут быть применены далеко не ко всем проектам, а выигрыши от этих стимулов для налогоплательщиков часто весьма скромны.
«Как представляется, задача поддержки инвестиционно-активного бизнеса может решаться путем расширения применяемых механизмов стимулирования инвестиций (это соглашения с инвесторами, такие как СЗПК, СПИК и др., а также механизмы территориального развития). Важнейшей задачей развития экономики сейчас является развитие перерабатывающих производств на основе имеющегося сырья, а также создания новых центров экономического роста. В этой связи, как представляется, совершенствование стимулов для инвесторов будет прежде всего обращено к этим задачам и направлено на расширенную компенсацию затрат инвесторов на реализацию таких проектов», - считает Кононова.
При этом, по ее словам, важную роль будет играть не просто предоставление налоговых стимулов, но и фиксация налоговых условий до 2030 г., как было предложено президентом, поскольку риски повышения налоговой нагрузки уже давно являются одним из факторов, сдерживающих инвестиционную активность бизнеса. «При этом нельзя исключать и то, что все это будет сопровождаться дополнительными мерами, повышающими налог на прибыль для компаний, не занимающихся инвестированием, или делающих это в малых объемах (аналогичные меры обсуждались несколько лет назад). В этом случае будет осуществляться перераспределение налоговой нагрузки от перерабатывающих производств к высокомаржинальным секторам экономики с меньшей инвестиционной активностью», - предположила эксперт.
Каким будет эффект для экономики?
Эксперты в целом сходятся во мнении, что последствия изменения налоговой системы пока сложно оценить, поскольку подробности официально не озвучивались.
«Об эффективности изменения системы налогообложения судить пока рано. Налоги зависят не только от размера, но и качества собираемости. К тому же, НДФЛ и налог на прибыль – это два налога, которые по вкладу в доходы бюджета имеют второстепенное значение. Главное, чтобы новые налоговые изменения не вступили в противоречия с недавно введенной системой долгосрочных сбережений, которая заработала с 1 января», - подчеркнул начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев.
Виталий Иваненко считает, что, скорее всего, повышение нагрузки коснется всего прибыльного бизнеса. «Сейчас сложно сказать, какие отрасли и компании могут пострадать или выиграть и в какой мере... Как следствие роста налоговой нагрузки снизятся доступные для личных расходов финансы, то есть возможно снижение трат населения и снижение активности на фондовых рынках. При этом принятие стимулирующих инвестиции мер повысит рост внутреннего производства и уменьшит зависимость от импорта», - оценил Иваненко.
Ярослав Кабаков полагает, что изменения в налоговой политике окажут многосторонний эффект на экономику России. «Увеличение налоговых поступлений улучшит финансирование государственных и социальных программ. Снижение налоговой нагрузки на семьи может стать стимулом для улучшения демографической ситуации. Стимулирование бизнеса способствует повышению его инвестиционной активности, что должно приводить к росту экономики», - перечислил он.
На российском фондовом рынке, по словам Кабакова, можно ожидать волатильности в краткосрочной перспективе из-за неопределенности налоговой политики.
«Однако в средне- и долгосрочной перспективе положительные изменения в инвестиционном климате и поддержка развивающихся секторов экономики могут стимулировать рост акционерного капитала. Особенно значимыми будут изменения для отраслей, требующих крупных инвестиций в инфраструктуру и технологии. Компании в этих сферах могут рассчитывать на налоговые льготы, что сделает их акции более привлекательными для инвесторов. В то же время отрасли, где присутствует высокая прибыльность и доходы, возможно, столкнутся с более высокими налогами, что потребует от них пересмотра внутренних стратегий и может оказать давление на стоимость их акций на бирже», - заключил директор по стратегии «Финама».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба