«Пояс и путь». Сможет ли масштабный китайский проект изменить мир? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

«Пояс и путь». Сможет ли масштабный китайский проект изменить мир?

13 апреля 2024 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Китай остается второй крупнейшей экономикой мира после США. По разным оценкам, он может стать экономическим лидером уже к 2030 году. Это означает, что решениям его правительства уделяется много внимания на международном уровне. Особый интерес представляет внешняя политика страны, помогающая Поднебесной набирать обороты за рубежом. Китай стремится развивать сотрудничество между странами и укреплять свое влияние на разных направлениях, что привело к созданию инициативы «Пояс и путь» - современной версии «Шелкового пути». В средние века «Великий шелковый путь» был основной дорогой для экспорта китайских товаров, преимущественно шелка, в Средиземноморье. Что же происходит с китайскими торговыми сетями в наши дни?

Finam.ru рассказывает об особенностях и подводных камнях масштабного китайского проекта «Путь и пояс» и его влиянии на мировую экономику.

Что такое инициатива «Пояс и путь»?
За первое десятилетие XXI века китайское влияние на международной арене ослабло и уже не отвечало амбициям Китая как мировой державы. Кроме того, КНР было необходимо реализовывать избыточный промышленный потенциал за пределами государства, укреплять экономические связи и получить прямой доступ к поставщикам сырья на Ближнем Востоке. Все эти цели требовали создания разветвленной инфраструктурной сети и сотрудничества с другими странами.

В 2013 году китайский лидер Си Цзиньпин, выступая в Астане, впервые представил идею «Экономического пояса Шелкового пути», а в 2014 - концепцию «Морского Шелкового пути» в Джакарте. В 2015 году обе эти программы были объединены в документе «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Так появилась инициатива «Пояс и путь».

За десятилетие с момента ее запуска Китай инвестировал около $1 трлн в инфраструктурные, энергетические, телекоммуникационные и другие проекты по всему миру. Соглашения о сотрудничестве с Поднебесной в рамках программы «Пояс и путь» подписали 180 государств. Звучит масштабно, но остаются и подводные камни.

Сотрудничество России и КНР в рамках китайского проекта
Как отметил Виктор Ларин, академик РАН, профессор, главный редактор научного журнала «Россия и АТР», в статье, посвященной юбилею запуска инициативы «Пояс и путь», пока подводить итоги программы рано, но можно увидеть первые результаты.

Россия стала одной из стран, согласившихся сотрудничать с Китаем по сухопутному и морскому направлениям. В первом случае целью было создание в России транспортной инфраструктуры, которая поможет КНР выйти на внешние рынки. Кроме того, было запланировано строительство скоростной железной дороги Пекин - Москва. Во втором - выход Китая через Россию к Северному морю для освоения Арктики.

Российские власти в то же время продвигают свое Евразийское партнерство, поэтому в двухсторонних соглашениях с Китаем цель обозначена как параллельное развитие на благо народов евразийского континента.

Подводные камни «Пояса и пути»
Критики инициативы «Пояс и путь» отмечают ее медленное развертывание и недостаточную эффективность из-за особенностей подхода китайских властей. Его называют политизированным, непрозрачным, не учитывающим интересы местных жителей и нерыночным. По мнению Грегори Каски, эксперта Encolib, главная ошибка Китая в технологическом подходе к проблеме, когда основные усилия сосредоточены на том, чтобы оптимизировать «затраты и выпуск». Однако вопросы экономического развития сложнее и требуют скоординированных действий по разным направлениям.

По словам эксперта, экономическое развитие в разных странах зависит от особенностей местных институциональных ограничений и координационных механизмов, порожденных рыночным процессом и конкретными решениями ответственных лиц. Китайские власти же развернули хаотичную деятельность в разных регионах мира. И хотя проекты портов, автомагистралей и железных дорог могут принести пользу местному населению, сами по себе они недостаточны для экономического развития и укрепления международных связей. Китай часто руководствуется своей политикой при принятии решений, и большинство его инвестиций негибкие, поскольку две трети финансирования инициативы «Пояс и путь» приходится на государственные источники, для которых идеологическая составляющая и следование опубликованной доктрине важнее собственно экономической эффективности.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter