13 апреля 2024 Финам Поздеева Екатерина
Finam.ru рассказывает об особенностях и подводных камнях масштабного китайского проекта «Путь и пояс» и его влиянии на мировую экономику.
Что такое инициатива «Пояс и путь»?
За первое десятилетие XXI века китайское влияние на международной арене ослабло и уже не отвечало амбициям Китая как мировой державы. Кроме того, КНР было необходимо реализовывать избыточный промышленный потенциал за пределами государства, укреплять экономические связи и получить прямой доступ к поставщикам сырья на Ближнем Востоке. Все эти цели требовали создания разветвленной инфраструктурной сети и сотрудничества с другими странами.
В 2013 году китайский лидер Си Цзиньпин, выступая в Астане, впервые представил идею «Экономического пояса Шелкового пути», а в 2014 - концепцию «Морского Шелкового пути» в Джакарте. В 2015 году обе эти программы были объединены в документе «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Так появилась инициатива «Пояс и путь».
За десятилетие с момента ее запуска Китай инвестировал около $1 трлн в инфраструктурные, энергетические, телекоммуникационные и другие проекты по всему миру. Соглашения о сотрудничестве с Поднебесной в рамках программы «Пояс и путь» подписали 180 государств. Звучит масштабно, но остаются и подводные камни.
Сотрудничество России и КНР в рамках китайского проекта
Как отметил Виктор Ларин, академик РАН, профессор, главный редактор научного журнала «Россия и АТР», в статье, посвященной юбилею запуска инициативы «Пояс и путь», пока подводить итоги программы рано, но можно увидеть первые результаты.
Россия стала одной из стран, согласившихся сотрудничать с Китаем по сухопутному и морскому направлениям. В первом случае целью было создание в России транспортной инфраструктуры, которая поможет КНР выйти на внешние рынки. Кроме того, было запланировано строительство скоростной железной дороги Пекин - Москва. Во втором - выход Китая через Россию к Северному морю для освоения Арктики.
Российские власти в то же время продвигают свое Евразийское партнерство, поэтому в двухсторонних соглашениях с Китаем цель обозначена как параллельное развитие на благо народов евразийского континента.
Подводные камни «Пояса и пути»
Критики инициативы «Пояс и путь» отмечают ее медленное развертывание и недостаточную эффективность из-за особенностей подхода китайских властей. Его называют политизированным, непрозрачным, не учитывающим интересы местных жителей и нерыночным. По мнению Грегори Каски, эксперта Encolib, главная ошибка Китая в технологическом подходе к проблеме, когда основные усилия сосредоточены на том, чтобы оптимизировать «затраты и выпуск». Однако вопросы экономического развития сложнее и требуют скоординированных действий по разным направлениям.
По словам эксперта, экономическое развитие в разных странах зависит от особенностей местных институциональных ограничений и координационных механизмов, порожденных рыночным процессом и конкретными решениями ответственных лиц. Китайские власти же развернули хаотичную деятельность в разных регионах мира. И хотя проекты портов, автомагистралей и железных дорог могут принести пользу местному населению, сами по себе они недостаточны для экономического развития и укрепления международных связей. Китай часто руководствуется своей политикой при принятии решений, и большинство его инвестиций негибкие, поскольку две трети финансирования инициативы «Пояс и путь» приходится на государственные источники, для которых идеологическая составляющая и следование опубликованной доктрине важнее собственно экономической эффективности.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
