Расточительные правительства. Почему у богатых стран дефицитный бюджет? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Расточительные правительства. Почему у богатых стран дефицитный бюджет?

15 апреля 2024 The Economist
Десять лет назад министерства финансов всего мира были охвачены «лихорадкой жесткой экономии». Правительства делали все возможное, чтобы сократить траты даже в условиях высокой безработицы и слабого экономического роста. Сегодня ситуация выглядит иначе. В большинстве западных стран экономика находится в лучшем состоянии. У людей есть работа, корпорации получают высокую прибыль. И все же мировые правительства тратят гораздо больше, чем получают.

Нет более расточительного правительства, чем американское. В 2024 году экономике США предсказывают дефицит бюджета более 7% ВВП. Но США не единственные - Эстония и Финляндия, которые традиционно считаются «бережливыми» странами, завершили 2023 год с высоким уровнем дефицита бюджета. В Италии в 2023 году наблюдался самый высокий показатель со времен 2010-2011 годов, когда мировая экономика восстанавливалась от шоков кризиса 2007-2009 годов. Во Франции в 2023 году значение выросло до 5,5% ВВП, что оказалось значительно выше прогнозов властей страны.

Однако некоторые страны были более сдержанными в своих тратах. В прошлом году Кипр имел профицит бюджета. В Греции и Португалии показатель был возле нулевой отметки, а сами страны выглядели как образцы фискальной политики с учетом их внушительных долгов.

Журнал The Economist проанализировал данные 35 самых богатых стран мира. Если в 2017-2019 годах медианное значение по бюджету этих государств было профицитное, то в 2023 году бюджет оказался дефицитным и составил около 2,5% совокупного ВВП 35 стран.

Этот результат объясняется двумя факторами. Первый касается налогов, поступления которых в богатых странах на удивление сократились. Налоговые органы терпят убытки из-за рыночных потрясений 2022-2023 годов. Технологические компании, которые платят большие зарплаты, увольняют персонал, из-за чего сокращаются сборы подоходного налога.

Второй фактор - государственные расходы. После политики «любой ценой» во время пандемии COVID-19 мировые правительства сократили свои расходы, но не полностью. В Австралии пожилые люди в домах престарелых до сих пор получают финансовую помощь в связи с пандемией. Германия только в середине 2023 года окончательно свернула программы защиты рабочих мест, введенные во время COVID-19. США до сих пор выплачивают пособия малому бизнесу, который пострадал в связи с карантинными мерами. В Италии проект 2020 года, стимулирующий экологичное строительство домов в связи с COVID-19, вышел из-под контроля, при этом правительство страны выделило на эту инициативу более 200 млрд евро или 10% ВВП.

Правительства стран также начали оказывать поддержку своему населению в связи с ростом цен на энергоресурсы. В ЕС было выделено порядка 4% ВВП на защиту домохозяйств и компаний от этих последствий. Некоторые государства, включая Польшу и страны Балтии, стали тратить большие суммы на оборонно-промышленный комплекс. А президент США Джо Байден планирует простить кредиты студентам страны в преддверии выборов.

Как долго страны смогут жить в таком ритме? На первый взгляд, кажется, что им точно удастся протянуть еще какое-то время. Рынки растут, что приведет к увеличению налоговых поступлений. Несмотря на то, что в среднем страны завершили 2022-2023 годы с дефицитом бюджета 2,5% ВВП, им все же удалось сократить соотношение госдолга к ВВП.

В прошлом году некоторые страны столкнулись даже с более благоприятной средой. Соотношение долга Италии снизилось примерно на 10 п.п. ВВП с 2021 года, несмотря на ее свободную фискальную политику. Во Франции показатель также немного снизился. Греция зафиксировала снижение отношения госдолга к ВВП на внушительные 50 п.п.

Однако сейчас условия в мировой экономике меняются. Высокие процентные ставки пока не снижаются, даже с учетом экономического роста и замедления темпов инфляции. Однако стоит учитывать, что если в прошлом году итальянскому правительству удалось сократить соотношение госдолга к ВВП при дефиците бюджета в 2% ВВП, то теперь для достижения такого же успеха необходим профицит в размере 1% ВВП. А дальнейшее снижение инфляции, замедление роста экономики и повышение ключевых ставок ЕЦБ делают эту задачу более трудной.

При этом разговоры о консолидации общества в связи с ростом государственных расходов становятся громче. В Великобритании Лейбористская партия, которая надеется вскоре прийти к власти, обещает финансовую стабильность. Французское правительство обсуждает сокращение расходов на здравоохранение и пособия по безработице.

Однако США являются исключением. В крупнейшей экономике мира разговоры на этот счет еще не начались. Накануне президентских выборов кандидаты Дональд Трамп и Джо Байден обещают налоговые льготы для миллионов избирателей. А такой подход к фискальной политике не должен быть рычагом достижения каких-то целей, и эра расточительных правительств должна закончиться.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter