Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Глобализация - мир, труд и свободный обмен » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Глобализация - мир, труд и свободный обмен

18 апреля 2024 ИХ "Финам"
В мире все чаще говорят о кризисе глобализации. На фоне военных конфликтов одни страны воздвигают все больше торговых барьеров, переносят производства в свои страны, другие - делят государства на дружественные и недружественные. В противовес такому мнению ведущий исследователь Института Катона в Вашингтоне Том Палмер в своей статье «Моральные аспекты глобализации» показывает, как глобалистские тенденции защищают человечество от войн и конфликтов и способствуют общественному благу.

Некоторые критики глобализации включают в ее определение существование международных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда, Всемирный банк и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Хотя существуют аргументы за и против этих организаций, ни одна из них не имеет существенного значения для глобализации, а некоторые - препятствуют ей. Более того, ни одна из них не является мировым правительством, и ни одна из них не имеет принудительных полномочий, армий и т.д. Они создаются договорами между суверенными государствами.

Процветание человечества
Вопреки мнению некоторых критиков глобализации, результаты снижения барьеров для торговли, путешествий и других форм трансграничного обмена оказались чрезвычайно позитивными для бедных слоев населения мира: заработная плата выросла, рабочие места стали безопаснее, а использование детского труда резко сократилось. Рост благосостояния, в свою очередь, тесно связан с улучшением здоровья, а глобальное распространение усовершенствований в области лекарств и технологий улучшило показатели здоровья даже в регионах, которые не принимали такого активного участия в обмене товарами.

Людям, живущим в уже богатых обществах, иногда трудно понять экономический рост, потому что они воспринимают процветание как нечто само собой разумеющееся. Попытаемся прояснить ситуацию с помощью мысленного эксперимента.

Представьте себе очень бедную страну. Средняя продолжительность жизни составляет 44 года, что на шестнадцать лет меньше, чем в Демократической Республике Конго. Сантехника в доме считается роскошью. Более чем один из четырех детей (28%) умирает в возрасте до пяти лет. 43% наемных работников в возрасте 10 лет и старше работают только для того, чтобы выращивать еду. Почти 10% работающего населения в возрасте 10 лет и старше предоставляют услуги тем, кто считается богатым по стандартам этого общества. Ни у кого нет мобильного телефона, даже радио или телевизора.

Что это будет за страна? Это был бы хороший кандидат для самой бедной страны в мире. Фактически, это были Соединенные Штаты Америки, когда родились мои бабушка и дедушка. Рост доходов и соответствующие улучшения по всем эмпирическим показателям благосостояния всего за два поколения были ошеломляющими. И если мы не испортим ситуацию (среди прочего, обратив вспять глобализацию), то через два поколения люди будут смотреть на всех нас как на отчаянно бедных.

Положительные преимущества глобализации ощущались не только в более богатых странах, таких как Великобритания, Швеция, США и Япония, но еще больше в беднейших странах. На самом деле, улучшение жизни бедных людей в бедных странах было, пожалуй, еще более удивительным. Например, исторически маргинализированные и угнетенные касты неприкасаемых в Индии увидели более резкие улучшения в своей жизни и социальном статусе с момента открытия индийской экономики и вступления Индии в глобализацию, чем за предыдущую тысячу лет.

Обмен товарами, от которого нельзя отказаться
Люди соглашаются на обмен, потому что ожидают, что обмен будет более выгодным, чем отказ от обмена. Возможность обмена с большим количеством людей выгодна тем, чей круг потенциальных партнеров по обмену увеличился. В своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» экономист Адам Смит отмечал, что народы, жившие недалеко от моря и судоходных рек, демонстрировали большее процветание и прогресс.

Когда политика правительств воздвигает барьеры для обмена, это аналогично умышленному усложнению транспортной доступности, что обычно считается вредным для подавляющего большинства людей. Распространенные заблуждения, регулирующие торговлю, легко опровергнуть, а освоить принципы торговли несложно.

Некоторые отмечают, что снижение барьеров для путешествий может иметь и обратную сторону, поскольку может привести к более быстрому распространению некоторых инфекционных заболеваний, например, гриппа и COVID-19. С другой стороны, растущее благосостояние способствует расширению рынка, что также облегчает борьбу с такими болезнями.

Глобализация не ограничивается трансграничным обменом товарами и услугами; она также включает в себя обмен идеями, а научное, экономическое, художественное и другие формы сотрудничества между учеными. В случае с COVID-19 биохимик венгерского происхождения доктор Каталин Карико и иммунолог американского происхождения доктор Дрю Вайсман совместно получили признание Нобелевской премии по физиологии и медицине за свои исследования, которые привели к разработке вакцины.

Подавляющая часть товаров и услуг, которыми обмениваются через политические границы, являются продуктами добровольного труда и сотрудничества и должны быть разрешены. В свою очередь, оборот товаров принудительного труда (или воровства) следует запретить как внутри страны, так и за рубежом.

Глобализация как разнообразие человеческого опыта
Одни и те же лекарства можно найти в сотнях стран. Знакомые названия гостиничных сетей можно встретить по всему миру. Италия, страна со своими богатыми кулинарными традициями, также является примером распространения ресторанов эфиопской, тайской, украинской и корейской кухни, а итальянские рестораны можно, в свою очередь, легко найти в названных странах. Кредитные и дебетовые карты Visa, Mastercard и American Express можно использовать в большинстве стран. Означают ли более долгая жизнь, большие возможности и большие возможности выбора разнообразие? Если да, то стоит ли сохранять это разнообразие?

В мире до глобализации, когда только избранные могли свободно путешествовать и торговать, эти немногие привилегированные граждане сталкивались с огромным разнообразием каждый раз, когда путешествовали из одной страны в другую. Однако большинство людей в то время ощущали гораздо меньшее разнообразие.

Богатые посетители более бедных стран часто идентифицируют культуру этих стран с их бедностью и «причудливостью». Но это ошибка. Исландцы, если взять пример маленькой нации с самобытной культурой, сохраняют свой язык и образ жизни не за счет изоляции, а за счет торговли с иностранцами и использования полученного богатства для поддержания книгоиздательств, кинопроизводства, образования и многого другого.

Американский экономист Тайлер Коуэн так описал этот процесс в своей книге «Созидательное разрушение: как глобализация меняет мировые культуры»: «Когда одно общество продает новое произведение искусства другому обществу, разнообразие внутри общества увеличивается (у потребителей появляется больший выбор), но разнообразие между двумя обществами снижается (два общества становятся более похожими). Вопрос не в большем или меньшем разнообразии как таковом, а в том, какое разнообразие принесет глобализация. Межкультурный обмен имеет тенденцию способствовать разнообразию внутри общества, но не способствует разнообразию в разных обществах».

Платон мне друг, но он против глобализации
Моральное противодействие переменам, разрушению культурной монотонности, вызванному процессами глобализации, имеет глубокие корни. Похвала Платона и его ученика Аристотеля самодостаточности (автаркии) лежит в основе их общей враждебности к торговле, их настойчивого проведения различия между греками и «варварами», которых подозревали в прагматизме и желании зарабатывать.

Со времени нападок Платона на открытое общество, критики глобализации склонны рассматривать культурные инновации и обмен как чистую утрату, а не как появление новых форм человеческой жизни, которые увеличивают доступный запас возможного человеческого опыта.

Современная форма этого стремления к «единству» и сопутствующей критики глобализации сосредоточена на «идентичности». В книге «Всемирное восстание против глобализации» израильский журналист Надав Эяль отмечал: «Экономическая глобализация представляет собой серьезную угрозу идентичности. Оно неизбежно привносит универсальные ценности в местный дискурс из-за своей потребности в наднациональных отношениях. Процветания невозможно достичь в одиночку, а необходимость глобального взаимодействия экономики нелегко совмещать с исключительно национальными властными структурами и сообществом».

Эяль упускает из виду тот факт, что глобализация была и всегда будет составной частью идентичности. Не существует «чистых идентичностей», как не существует «чистых рас» или «чистых культур». Идентичность формируется в результате взаимодействия многих влияний, пересечений идей, тенденций, обычаев, практик и опыта.

Торговля, как правило, делает людей более связанными с другими людьми и более заинтересованными в их благосостоянии именно потому, что их процветание больше зависит от того, когда они торгуют, чем, когда они этого не делают. Действительно, процветание одного сообщества выгодно процветанию тех, с кем они торгуют, в отличие от игры с нулевой суммой и «разори соседа», которых придерживаются защитники антиглобализма.

Последствиями торговли являются мир и гармония. Культурный обмен имеет основополагающее значение для существующих сегодня культур. Паста, которой славится итальянская кухня, берет свое начало в Азии, независимо от того, была ли она привезена в Италию Марко Поло, как гласит фольклор, или раньше.

Некоторые местные обычаи сохранились или исчезли. Например, исчезновение человеческих жертвоприношений и рабства, которые имели давние традиции во многих культурах. В этом отношении все культуры со временем стали более похожими – и это тоже хорошо.

Политический пример: если бы все страны мира приняли демократию и отказались от автократий, тираний, колониальных хозяев и т. д., между системами правления было бы меньше разнообразия, хотя и было бы большое разнообразие форм: (Вестминстерский парламентаризм, федерализм, президентские системы, конституционные монархии и т. д.) останутся. Если бы геноцид, этнические чистки и колониализм были устранены и заменены формой менталитета «живи и давай жить другим», другой вид разнообразия был бы уменьшен.

Глобализация и мир
В 1901 году первая Нобелевская премия мира была присуждена Фредерику Пасси «за его пожизненную работу по международным мирным конференциям, дипломатии и арбитражу». Пасси неустанно работал на благо глобализации, поскольку она способствовала уменьшению вероятности войны и повышению вероятности мира. «Без обмена люди и целые народы становятся потерянными братьями и врагами. Благодаря обмену они учатся понимать и любить друг друга. Их интересы примиряют их, и это примирение просвещает их. Без обмена каждый остается в своем углу, отчужденный от всей вселенной, отпавший каким-то образом от массы творения... Учение о запрете и ограничении не только проповедует изоляцию и запустение, но и обрекает человечество на вражду и ненависть», - писал ученый в одной из своих работ.

Другими словами, страны, которые поддерживают свободный обмен, с большей вероятностью будут наслаждаться миром, чем те, которые этого не делают. Некоторые, правда, считают достижение мира незначительным и вместо этого акцентируют внимание на моральном характере мотивов торговцев.

Растущая глобализация делает войну менее вероятной, а мир - более вероятным. Очевидно, что глобализация не делает насилие невозможным, но она делает насилие менее вероятным, и это, безусловно, должно считаться веской причиной для принятия глобализации. Некоторые предпочитают войну миру, потому что «получение большей прибыли в условиях мира» хуже войны. Разумным людям следует подумать, прежде чем предпринимать подобные нападки на глобализацию, даже если их приписывают «грекам» или, по крайней мере, некоторым из них… Мир становится лучше, когда барьеры на пути свободного и добровольного сотрудничества уменьшаются. Мир стал лучше благодаря глобализации.