29 мая 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Вчера Минфин внес в правительство законопроект с поправками в закон о бюджете на 2024-26 гг, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодекс. Основные нововведения – 1) прогрессивная шкала НДФЛ с 5 ступенями от 13% до 22%, ставку налога выше 13% придется платить с дохода выше 200 тыс в месяц (2,4 млн руб в год), а семьи с двумя и более детьми при среднедушевых доходах ниже установленного уровня смогут вернуть 7% из уплаченных 13% НДФЛ, 2) ставка налога на прибыль будет повышена с 20% до 25%, взамен компании получат расширение инвестиционных льгот и отказ от экспортных курсовых пошлин, однако будет повышен НДПИ для сырьевых компаний (добыча железной руды, производство минеральных удобрений), а ставка налога на прибыль для IT компаний в ближайшие 3 года повысится с 0% до 5%, 3) для МСП будет расширен порог «упрощенки», но введен «переходный» НДС при выручке свыше 60 млн руб в год.
Общий налоговый эффект Минфин оценивает в 2,6 трлн руб в 2025 г., из них более половины (1,6 трлн руб) должно дать увеличение ставки налога на прибыль с 20% до 25%.
На наш взгляд, усиление прогрессивной шкалы НДФЛ является в целом мягким и более сбалансированным, чем можно было ожидать исходя из ранее публиковавшихся в СМИ оценок. Для инвестиционных доходов (имеющих существенное значение для наиболее состоятельных граждан) налогообложение будет более льготным, чем для зарплат. Возможное замедление роста потребительских расходов вследствие повышения налоговой нагрузки на состоятельных граждан и часть среднего класса может быть частично компенсировано налоговым кэшбэком для многодетных семей с невысоким уровнем дохода. Однако налоговая нагрузка на корпоративный сектор достаточно серьезно увеличится – прежде всего, речь идет о повышении ставки корпоративного налога на прибыль, увеличении рентных налогов для сырьевых отраслей, вероятном увеличении налоговой нагрузки на предприятия МСП сферы услуг (торговля, кафе и рестораны) с оборотом свыше 60 млн руб в год.
В целом, повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность (особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований). В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами. Для инвесторов повышение налога на прибыль может означать сокращение базы для дивидендов. Впрочем, вероятное повышение ставки налога на прибыль до 25% обсуждалось уже достаточно давно, поэтому в какой-то мере оно может быть учтено рынком. А дополнительный НДПИ для металлургов и производителей удобрений – это скорее негативный сюрприз…
Предложения Минфина будут еще обсуждаться в правительстве и в Госдуме. Они обещают фиксацию налоговых условий для граждан и бизнеса на 6 лет. Исходя из оценки дополнительных доходов Минфина (2,6 трлн руб в 2025 г) этого может быть достаточно для реализации инициатив из президентского послания и майского указа. Однако будет ли этого достаточно на все предстоящие 6 лет (в случае недополучения запланированных налоговых доходов или дополнительных расходов) – пока неочевидно.
Затянувшаяся неопределенность с параметрами налоговой реформы, кажется, заканчивается. Вчера Минфин внес в правительство пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Как говорится на сайте ведомства, предложения будут рассмотрены на комиссии по законопроектной деятельности (это уже произошло сегодня утром), а затем - на заседании Правительства РФ (30 мая) Обсуждение поправок продолжится на площадке Госдумы, они могут быть приняты Госдумой уже в весеннюю сессию (которая завершится 5 августа). Поправки должны вступить в силу с 1 января 2025 г. Как отметил министр финансов А. Силуанов, «принятие предлагаемых изменений позволит обеспечить стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие 6 лет. И даст рост экономического благосостояния страны».
РБК цитирует материалы Минфина, где утверждается, что дополнительные налоговые доходы (Минфин оценивает их в 2025 г на уровне 2,6 трлн руб) пойдут на социально-экономическое развитие, включая финансирование новых нацпроектов («Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры»). Государство увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дороги, финансирование мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий, направит деньги на развитие проектов технологического суверенитета.
Официальный текст законопроектов на сайте Минфина пока отсутствует, поэтому приходится использовать информацию из СМИ.
Наиболее важные изменения:
НДФЛ. Минфин предложил установить пять ступеней в шкале ставок НДФЛ:
• для доходов до 2,4 млн руб. ставка налога составит 13%;
• от 2,4 млн до 5 млн руб. – 15%;
• от 5 млн до 20 млн руб. – 18%;
• от 20 млн до 50 млн руб. – 20%;
• свыше 50 млн руб. – 22%.
По оценке Минфина, изменения будут затрагивать 3% трудоспособного населения страны, т. е. около 2,5 млн человек, следует из материалов ведомства. Нижний порог дополнительно облагаемого месячного дохода предусмотрен в размере 200 000 руб. в месяц, что в 2,7 раза превышает среднюю зарплату в стране в прошлом году и примерно в 2,4 раза – ожидаемую среднюю зарплату в 2024 г. В Москве, где средний уровень зарплат существенно выше общероссийского, средняя зарплата в прошлом году составила 136 000 руб.
Таким образом, «планка» доходов в 2,4 млн руб (200 тыс руб в месяц) в качестве нижнего порога повышенной ставки НДФЛ примерно вдвое ниже текущего значения этого порога (5 млн руб в год), но выше обозначавшихся ранее в СМИ значений (1 млн руб в год) и рекомендованного профильным комитетом Госдумы двукратного размера средней зарплаты в России (по данным за 2023 г это составляло бы примерно 150 тыс руб в месяц, по оценке за 2024 г 167,3 тыс руб в месяц или около 2 млн руб в год).
Поскольку не предполагается, что пороги шкалы НДФЛ будут индексироваться с учетом инфляции, то доля населения, которой придется платить повышенные налоги, будет увеличиваться с каждым годом.
Повышенную ставку, как и сейчас, придется платить не со всего дохода, а только с превышения над каждым из порогов. Например, при доходе от 2,4 млн руб до 5 млн руб в год дополнительные налоговые выплаты по ставке 15% могут составить, упрощенно, от нуля (при доходе 2,4 млн руб) до почти 52 тыс руб в год (4,3 тыс руб в месяц) при доходе 4,99 млн руб.
Чем ниже была бы установлена планка прогрессии, тем большее количество налогоплательщиков она бы затрагивала, что могло бы негативно восприниматься в обществе и создавать стимулы для ухода от налогов (например, через изменение налогового статуса на самозанятого). Однако при применении повышенной ставки НДФЛ к доходам от 2,4 млн руб это теряет смысл – действующий порог для применения налога на профессиональный доход (налога на самозанятость) составляет как раз 2,4 млн руб. в год, или 200 тыс. руб. в месяц. По-видимому, достигнут определенный компромисс между намерениями правительства увеличить поступления от НДФЛ и не затронуть при этом интересы подавляющего большинства населения.
Верхняя граница шкалы НДФЛ (22%), видимо, определена с учетом соображений, которые называл министр финансов А. Силуанов – у «стран-соседей» верхняя часть шкалы доходит до 25%, а в странах дальнего зарубежья верхняя шкала налогообложения поднимается до 45-55%. Он пояснил, что планируется вводить «разумную» прогрессию, «чтобы наша система была конкурентоспособной, в первую очередь, с нашими ближайшими странами-соседями».
Действующие ставки — 13 и 15% — сохранятся при налогообложении доходов от дивидендов и депозитов, а также от реализации ценных бумаг. Однако ставка 15% будет применяться к доходам свыше 2,4 млн руб. (не 5 млн, как сейчас), без дальнейшей прогрессии. Это делается для сохранения привлекательности сбережений и инвестиций – однако при этом получается, что инвестиционные доходы (которые наиболее важны для сверхсостоятельных граждан) будут облагаться по очень льготной ставке налога (что не совсем соответствует установке на более справедливое распределение налоговой нагрузки вследствие налоговой реформы). Льгота в виде освобождения от НДФЛ при продаже акций или долей в бизнесе при сроке непрерывного владения более пяти лет будет скорректирована: если доход от таких сделок за год превысит 50 млн руб., необходимо будет заплатить налог на общих основаниях, даже если срок владения превысил пять лет, для меньших сумм будут действовать прежние условия. При продаже объектов недвижимости НДФЛ составит 13% до суммы 2,4 млн руб. (объектом налогообложения будет, как и сейчас, чистый финансовый результат, т.е. доходы от продажи за минусом расходов), 15% — свыше этой суммы, льготы в виде освобождения доходов от продажи имущества физлица при соблюдении минимальных сроков владения (пять лет для недвижимого имущества, три года для иного имущества, например автомобиля) сохраняется в полном объеме вне зависимости от уровня дохода.
Исключение из новой шкалы подоходного налога будет предусмотрено для действующих участников военной операции на территории Украины в части их выплат за работу в зоне военных действий. Для их доходов, непосредственно связанных с участием в специальной военной операции, будут действовать текущие ставки 13% (и 15% для дохода свыше 5 млн руб. в год).
Одной из целей прогрессивной шкалы НДФЛ называется сокращение экономического неравенства, поддержка семей с детьми с невысоким уровнем доходов. Нововведением налоговой реформы станет налоговый аналог кешбэка для семей с двумя и более детьми с доходами менее 1,5 регионального прожиточного минимума на человека. Автоматическая выплата кешбэка через систему социальной поддержки снизит реальную ставку налога для них до 6%. Согласно материалам Минфина, фактическую ставку 6% (благодаря возврату 7%) смогут получить около половины от общего количества всех семей с двумя или более детьми в России. По предварительным расчетам ведомства, исходя из прожиточного минимума 2025 года налоговый «кешбэк» может быть предоставлен родителям с месячным доходом до 53 тыс. руб., если оба работают, и не более 106 тыс. руб., если работает только один. Вычет будет производиться из средств федерального бюджета. Альтернативные предложения при обсуждении налоговой реформы предполагали необлагаемый налогом минимальный доход.
По оценкам Минфина (РБК), от реформы НДФЛ в 2025 году ожидаются дополнительные доходы в размере порядка 533 млрд руб. До 2030 года включительно общая сумма, с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов, составит около 3,1 трлн руб.
Налог на прибыль. Ставку корпоративного налога на прибыль предлагается повысить с 1 января 2025 г на 5 п.п. — с действующих 20 до 25%. Это является ожидаемым (при обсуждении высказывались и более радикальные варианты повышения ставки налога до 30% с инвестиционной льготой). Повышение налога на прибыль позволит отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины. Также будет бессрочно продлен региональный инвестиционный налоговый вычет (должен был завершиться с 2024 г) и введен федеральный налоговый вычет для компаний из приоритетных отраслей. Как сообщает «Коммерсантъ», планируется увеличить поддержку компаний, проводящих обновление фондов и основных средств (из числа высокотехнологического оборудования) — за счет возможности относить через амортизацию расходы на их приобретение в двукратном размере. Кроме того, предлагается ввести повышенный коэффициент учета НИОКР при определении базы по налогу на прибыль в высокотехнологичных отраслях — как заявлял глава Минфина Антон Силуанов, его повысят с 1,5 до 2.
Ставка по налогу на прибыль для IT-компаний в 2025–2027 годах может вырасти до 5%. Сейчас для этого сектора действует нулевая ставка.
В принципе, позицию бизнеса выразил глава РСПП А. Шохин - лучше более высокая ставка налога на прибыль, но при этом системность и предсказуемость налоговой системы на длительный срок, отказ от временных решений (например, налог на сверхприбыль, который разово ввели в 2023-м, и экспортных курсовых пошлин). Впрочем, как оказалось, отмена экспортных курсовых пошлин компенсируется повышением НДПИ в сырьевых отраслях – добыча железной руды и производство удобрений (об этом подробнее излагается ниже). А. Шохин также отстаивал тезис о том, что повышение налога на прибыль не должно коснуться "активно инвестирующих компаний", для них налоговая ставка должна быть близка к ныне существующей ставке, к 20%. Насколько это будет реализовано с учетом расширения использования инвестиционных вычетов, предлагаемого Минфином, пока оценить сложно.
В целом, повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность (особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований). В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами. Для инвесторов повышение налога на прибыль может означать сокращение базы для дивидендов.
Оценка налогового эффекта. По информации РБК, «только от увеличения ставки по налогу на прибыль организаций с 20 до 25%, с учетом вычетов, в бюджетную систему в 2025 году дополнительно поступит порядка 1,6 трлн руб.». На горизонте до 2030 года включительно (за шесть лет), по оценке Минфина, дополнительные поступления от повышения ставки по налогу на прибыль организаций составят около 11,1 трлн руб.
Налоги на МСП. Порог доходов для применения УСН («упрощенки») будет расширен с действующих 265,8 млн до 450 млн руб., а порог по остаточной стоимости основных средств — с 150 млн до 200 млн руб.
Будут отменены повышенные ставки в рамках системы УСН — 8% при базе «доходы» и 20% для базы «доходы минус расходы», которые действуют при доходах от 199,35 млн в 2024 году и при количестве сотрудников от 100 человек. Таким образом, весь бизнес на УСН будет применять базовые ставки 6% при базе «доходы» и 15% («доходы минус расходы»).
При этом компании с оборотом выше 60 млн руб. в год станут плательщиками НДС (сейчас бизнес на УСН в общих случаях платить не обязан). При уплате НДС бизнесу будут предложены следующие альтернативы:
• общий режим: ставка НДС 20% (или 10% — для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычеты;
• ставка 5% при доходах до 250 млн руб. в год и ставка 7% при доходах в диапазоне 250–450 млн руб. в год — без права на вычеты.
Как ожидается, необходимость платить НДС затронет в основном сферы торговли, аренды недвижимости и ресторанный бизнес. Как ранее отмечал Минфин, 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб.
В обрабатывающих отраслях для МСП будут снижены тарифы страховых взносов (с 15% до 7,6%, за исключением ряда сфер — производства напитков, табака, металлургии, нефтепродуктов). На наш взгляд, это важная положительная новость для промышленных МСП.
Чистый налоговый эффект Минфин оценивает примерно в 350 млрд руб в год и на шестилетнем горизонте - порядка 2,5 трлн руб.
Обещана налоговая амнистия за «дробление» бизнеса в период 2022–2024 годов при условии добровольного отказа от этих схем в 2025 и 2026 годах.
Рентные налоги. В рентных отраслях «с высокой рентабельностью и низкими инвестициями», а именно производстве минеральных удобрений, добыче железной руды, предлагается поднять НДПИ. По оценке Минфина, в этих отраслях операционная рентабельность существенно выше средней по экономике, а уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5–6% от выручки. В контексте отмены курсовых экспортных пошлин с 1 января 2025 года предлагается повысить для них уровень рентной нагрузки «до минимально сопоставимых с другими рентными отраслями»: в добыче железа предусматривается рост НДПИ в 1,15 раза, в производстве удобрений (калий и фосфор) — в 2,3 и 2 раза соответственно. При этом в материалах Минфина отмечается, что даже после такой корректировки в этих отраслях сохранится «приличный уровень операционной рентабельности» (от 25%). Не предусматривается такая корректировка для отраслей с высоким уровнем инвестактивности (отношение капвложений к выручке более 20%).
Общий налоговый эффект Минфин оценивает в 2,6 трлн руб в 2025 г., из них более половины (1,6 трлн руб) должно дать увеличение ставки налога на прибыль с 20% до 25%.
На наш взгляд, усиление прогрессивной шкалы НДФЛ является в целом мягким и более сбалансированным, чем можно было ожидать исходя из ранее публиковавшихся в СМИ оценок. Для инвестиционных доходов (имеющих существенное значение для наиболее состоятельных граждан) налогообложение будет более льготным, чем для зарплат. Возможное замедление роста потребительских расходов вследствие повышения налоговой нагрузки на состоятельных граждан и часть среднего класса может быть частично компенсировано налоговым кэшбэком для многодетных семей с невысоким уровнем дохода. Однако налоговая нагрузка на корпоративный сектор достаточно серьезно увеличится – прежде всего, речь идет о повышении ставки корпоративного налога на прибыль, увеличении рентных налогов для сырьевых отраслей, вероятном увеличении налоговой нагрузки на предприятия МСП сферы услуг (торговля, кафе и рестораны) с оборотом свыше 60 млн руб в год.
В целом, повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность (особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований). В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами. Для инвесторов повышение налога на прибыль может означать сокращение базы для дивидендов. Впрочем, вероятное повышение ставки налога на прибыль до 25% обсуждалось уже достаточно давно, поэтому в какой-то мере оно может быть учтено рынком. А дополнительный НДПИ для металлургов и производителей удобрений – это скорее негативный сюрприз…
Предложения Минфина будут еще обсуждаться в правительстве и в Госдуме. Они обещают фиксацию налоговых условий для граждан и бизнеса на 6 лет. Исходя из оценки дополнительных доходов Минфина (2,6 трлн руб в 2025 г) этого может быть достаточно для реализации инициатив из президентского послания и майского указа. Однако будет ли этого достаточно на все предстоящие 6 лет (в случае недополучения запланированных налоговых доходов или дополнительных расходов) – пока неочевидно.
Затянувшаяся неопределенность с параметрами налоговой реформы, кажется, заканчивается. Вчера Минфин внес в правительство пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Как говорится на сайте ведомства, предложения будут рассмотрены на комиссии по законопроектной деятельности (это уже произошло сегодня утром), а затем - на заседании Правительства РФ (30 мая) Обсуждение поправок продолжится на площадке Госдумы, они могут быть приняты Госдумой уже в весеннюю сессию (которая завершится 5 августа). Поправки должны вступить в силу с 1 января 2025 г. Как отметил министр финансов А. Силуанов, «принятие предлагаемых изменений позволит обеспечить стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие 6 лет. И даст рост экономического благосостояния страны».
РБК цитирует материалы Минфина, где утверждается, что дополнительные налоговые доходы (Минфин оценивает их в 2025 г на уровне 2,6 трлн руб) пойдут на социально-экономическое развитие, включая финансирование новых нацпроектов («Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры»). Государство увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дороги, финансирование мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий, направит деньги на развитие проектов технологического суверенитета.
Официальный текст законопроектов на сайте Минфина пока отсутствует, поэтому приходится использовать информацию из СМИ.
Наиболее важные изменения:
НДФЛ. Минфин предложил установить пять ступеней в шкале ставок НДФЛ:
• для доходов до 2,4 млн руб. ставка налога составит 13%;
• от 2,4 млн до 5 млн руб. – 15%;
• от 5 млн до 20 млн руб. – 18%;
• от 20 млн до 50 млн руб. – 20%;
• свыше 50 млн руб. – 22%.
По оценке Минфина, изменения будут затрагивать 3% трудоспособного населения страны, т. е. около 2,5 млн человек, следует из материалов ведомства. Нижний порог дополнительно облагаемого месячного дохода предусмотрен в размере 200 000 руб. в месяц, что в 2,7 раза превышает среднюю зарплату в стране в прошлом году и примерно в 2,4 раза – ожидаемую среднюю зарплату в 2024 г. В Москве, где средний уровень зарплат существенно выше общероссийского, средняя зарплата в прошлом году составила 136 000 руб.
Таким образом, «планка» доходов в 2,4 млн руб (200 тыс руб в месяц) в качестве нижнего порога повышенной ставки НДФЛ примерно вдвое ниже текущего значения этого порога (5 млн руб в год), но выше обозначавшихся ранее в СМИ значений (1 млн руб в год) и рекомендованного профильным комитетом Госдумы двукратного размера средней зарплаты в России (по данным за 2023 г это составляло бы примерно 150 тыс руб в месяц, по оценке за 2024 г 167,3 тыс руб в месяц или около 2 млн руб в год).
Поскольку не предполагается, что пороги шкалы НДФЛ будут индексироваться с учетом инфляции, то доля населения, которой придется платить повышенные налоги, будет увеличиваться с каждым годом.
Повышенную ставку, как и сейчас, придется платить не со всего дохода, а только с превышения над каждым из порогов. Например, при доходе от 2,4 млн руб до 5 млн руб в год дополнительные налоговые выплаты по ставке 15% могут составить, упрощенно, от нуля (при доходе 2,4 млн руб) до почти 52 тыс руб в год (4,3 тыс руб в месяц) при доходе 4,99 млн руб.
Чем ниже была бы установлена планка прогрессии, тем большее количество налогоплательщиков она бы затрагивала, что могло бы негативно восприниматься в обществе и создавать стимулы для ухода от налогов (например, через изменение налогового статуса на самозанятого). Однако при применении повышенной ставки НДФЛ к доходам от 2,4 млн руб это теряет смысл – действующий порог для применения налога на профессиональный доход (налога на самозанятость) составляет как раз 2,4 млн руб. в год, или 200 тыс. руб. в месяц. По-видимому, достигнут определенный компромисс между намерениями правительства увеличить поступления от НДФЛ и не затронуть при этом интересы подавляющего большинства населения.
Верхняя граница шкалы НДФЛ (22%), видимо, определена с учетом соображений, которые называл министр финансов А. Силуанов – у «стран-соседей» верхняя часть шкалы доходит до 25%, а в странах дальнего зарубежья верхняя шкала налогообложения поднимается до 45-55%. Он пояснил, что планируется вводить «разумную» прогрессию, «чтобы наша система была конкурентоспособной, в первую очередь, с нашими ближайшими странами-соседями».
Действующие ставки — 13 и 15% — сохранятся при налогообложении доходов от дивидендов и депозитов, а также от реализации ценных бумаг. Однако ставка 15% будет применяться к доходам свыше 2,4 млн руб. (не 5 млн, как сейчас), без дальнейшей прогрессии. Это делается для сохранения привлекательности сбережений и инвестиций – однако при этом получается, что инвестиционные доходы (которые наиболее важны для сверхсостоятельных граждан) будут облагаться по очень льготной ставке налога (что не совсем соответствует установке на более справедливое распределение налоговой нагрузки вследствие налоговой реформы). Льгота в виде освобождения от НДФЛ при продаже акций или долей в бизнесе при сроке непрерывного владения более пяти лет будет скорректирована: если доход от таких сделок за год превысит 50 млн руб., необходимо будет заплатить налог на общих основаниях, даже если срок владения превысил пять лет, для меньших сумм будут действовать прежние условия. При продаже объектов недвижимости НДФЛ составит 13% до суммы 2,4 млн руб. (объектом налогообложения будет, как и сейчас, чистый финансовый результат, т.е. доходы от продажи за минусом расходов), 15% — свыше этой суммы, льготы в виде освобождения доходов от продажи имущества физлица при соблюдении минимальных сроков владения (пять лет для недвижимого имущества, три года для иного имущества, например автомобиля) сохраняется в полном объеме вне зависимости от уровня дохода.
Исключение из новой шкалы подоходного налога будет предусмотрено для действующих участников военной операции на территории Украины в части их выплат за работу в зоне военных действий. Для их доходов, непосредственно связанных с участием в специальной военной операции, будут действовать текущие ставки 13% (и 15% для дохода свыше 5 млн руб. в год).
Одной из целей прогрессивной шкалы НДФЛ называется сокращение экономического неравенства, поддержка семей с детьми с невысоким уровнем доходов. Нововведением налоговой реформы станет налоговый аналог кешбэка для семей с двумя и более детьми с доходами менее 1,5 регионального прожиточного минимума на человека. Автоматическая выплата кешбэка через систему социальной поддержки снизит реальную ставку налога для них до 6%. Согласно материалам Минфина, фактическую ставку 6% (благодаря возврату 7%) смогут получить около половины от общего количества всех семей с двумя или более детьми в России. По предварительным расчетам ведомства, исходя из прожиточного минимума 2025 года налоговый «кешбэк» может быть предоставлен родителям с месячным доходом до 53 тыс. руб., если оба работают, и не более 106 тыс. руб., если работает только один. Вычет будет производиться из средств федерального бюджета. Альтернативные предложения при обсуждении налоговой реформы предполагали необлагаемый налогом минимальный доход.
По оценкам Минфина (РБК), от реформы НДФЛ в 2025 году ожидаются дополнительные доходы в размере порядка 533 млрд руб. До 2030 года включительно общая сумма, с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов, составит около 3,1 трлн руб.
Налог на прибыль. Ставку корпоративного налога на прибыль предлагается повысить с 1 января 2025 г на 5 п.п. — с действующих 20 до 25%. Это является ожидаемым (при обсуждении высказывались и более радикальные варианты повышения ставки налога до 30% с инвестиционной льготой). Повышение налога на прибыль позволит отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины. Также будет бессрочно продлен региональный инвестиционный налоговый вычет (должен был завершиться с 2024 г) и введен федеральный налоговый вычет для компаний из приоритетных отраслей. Как сообщает «Коммерсантъ», планируется увеличить поддержку компаний, проводящих обновление фондов и основных средств (из числа высокотехнологического оборудования) — за счет возможности относить через амортизацию расходы на их приобретение в двукратном размере. Кроме того, предлагается ввести повышенный коэффициент учета НИОКР при определении базы по налогу на прибыль в высокотехнологичных отраслях — как заявлял глава Минфина Антон Силуанов, его повысят с 1,5 до 2.
Ставка по налогу на прибыль для IT-компаний в 2025–2027 годах может вырасти до 5%. Сейчас для этого сектора действует нулевая ставка.
В принципе, позицию бизнеса выразил глава РСПП А. Шохин - лучше более высокая ставка налога на прибыль, но при этом системность и предсказуемость налоговой системы на длительный срок, отказ от временных решений (например, налог на сверхприбыль, который разово ввели в 2023-м, и экспортных курсовых пошлин). Впрочем, как оказалось, отмена экспортных курсовых пошлин компенсируется повышением НДПИ в сырьевых отраслях – добыча железной руды и производство удобрений (об этом подробнее излагается ниже). А. Шохин также отстаивал тезис о том, что повышение налога на прибыль не должно коснуться "активно инвестирующих компаний", для них налоговая ставка должна быть близка к ныне существующей ставке, к 20%. Насколько это будет реализовано с учетом расширения использования инвестиционных вычетов, предлагаемого Минфином, пока оценить сложно.
В целом, повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность (особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований). В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами. Для инвесторов повышение налога на прибыль может означать сокращение базы для дивидендов.
Оценка налогового эффекта. По информации РБК, «только от увеличения ставки по налогу на прибыль организаций с 20 до 25%, с учетом вычетов, в бюджетную систему в 2025 году дополнительно поступит порядка 1,6 трлн руб.». На горизонте до 2030 года включительно (за шесть лет), по оценке Минфина, дополнительные поступления от повышения ставки по налогу на прибыль организаций составят около 11,1 трлн руб.
Налоги на МСП. Порог доходов для применения УСН («упрощенки») будет расширен с действующих 265,8 млн до 450 млн руб., а порог по остаточной стоимости основных средств — с 150 млн до 200 млн руб.
Будут отменены повышенные ставки в рамках системы УСН — 8% при базе «доходы» и 20% для базы «доходы минус расходы», которые действуют при доходах от 199,35 млн в 2024 году и при количестве сотрудников от 100 человек. Таким образом, весь бизнес на УСН будет применять базовые ставки 6% при базе «доходы» и 15% («доходы минус расходы»).
При этом компании с оборотом выше 60 млн руб. в год станут плательщиками НДС (сейчас бизнес на УСН в общих случаях платить не обязан). При уплате НДС бизнесу будут предложены следующие альтернативы:
• общий режим: ставка НДС 20% (или 10% — для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычеты;
• ставка 5% при доходах до 250 млн руб. в год и ставка 7% при доходах в диапазоне 250–450 млн руб. в год — без права на вычеты.
Как ожидается, необходимость платить НДС затронет в основном сферы торговли, аренды недвижимости и ресторанный бизнес. Как ранее отмечал Минфин, 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб.
В обрабатывающих отраслях для МСП будут снижены тарифы страховых взносов (с 15% до 7,6%, за исключением ряда сфер — производства напитков, табака, металлургии, нефтепродуктов). На наш взгляд, это важная положительная новость для промышленных МСП.
Чистый налоговый эффект Минфин оценивает примерно в 350 млрд руб в год и на шестилетнем горизонте - порядка 2,5 трлн руб.
Обещана налоговая амнистия за «дробление» бизнеса в период 2022–2024 годов при условии добровольного отказа от этих схем в 2025 и 2026 годах.
Рентные налоги. В рентных отраслях «с высокой рентабельностью и низкими инвестициями», а именно производстве минеральных удобрений, добыче железной руды, предлагается поднять НДПИ. По оценке Минфина, в этих отраслях операционная рентабельность существенно выше средней по экономике, а уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5–6% от выручки. В контексте отмены курсовых экспортных пошлин с 1 января 2025 года предлагается повысить для них уровень рентной нагрузки «до минимально сопоставимых с другими рентными отраслями»: в добыче железа предусматривается рост НДПИ в 1,15 раза, в производстве удобрений (калий и фосфор) — в 2,3 и 2 раза соответственно. При этом в материалах Минфина отмечается, что даже после такой корректировки в этих отраслях сохранится «приличный уровень операционной рентабельности» (от 25%). Не предусматривается такая корректировка для отраслей с высоким уровнем инвестактивности (отношение капвложений к выручке более 20%).
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба