30 мая 2024 ИХ "Финам" Бабанова Мария
Минфин затягивает бизнесу пояса. Накануне ведомство внесло в правительство проект изменения налоговой системы с 2025 года. Кабмин должен его рассмотреть уже завтра, 30 мая, а Госдума - на следующей неделе.
Предлагается пятиступенчатая шкала НДФЛ, а также повышение налога на прибыль, введение НДС для “упрощенки” и налогов на удобрения и металлы. И если первую часть изменений можно расценивать как ответ властей на запрос населения про справедливость, то от повышения остальных налогов могут пострадать буквально все, ведь бизнесу придется вычесть из прибыли еще 5%, при том что у многих она за последние годы и так сжалась. Особенно сложная ситуация может сложиться для компаний, работающих в секторах с низкой рентабельностью, так как дополнительное налоговое бремя может привести к сокращению их операционной прибыли.
В значимых изменениях налоговой системы Finam.ru разбирался вместе с экспертами, пытаясь понять, как, на самом деле, новые меры скажутся на российских компаниях и, как следствие, - на инвесторах.
Каждая несчастная компания несчастна по-своему
Минфин предлагает целый спектр налоговых изменений для бизнеса, сообщают СМИ (официальный текст законопроектов на сайте ведомства пока отсутствует). Их влияние будет варьироваться в зависимости от сектора, размера бизнеса и его финансовой устойчивости. Но очевидно одно: бизнесу придется адаптироваться к новым условиям, искать способы оптимизации затрат и повышения эффективности, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и прибыльность. По итогу же Минфин хочет получить налоговый эффект от этих мер в размере 2,6 трлн рублей в 2025 году, из них более половины (1,6 трлн рублей) должно дать увеличение ставки налога на прибыль с 20% до 25%.
“Изменения направлены на выстраивание справедливой и сбалансированной налоговой системы”, - заявил министр финансов Антона Силуанова, добавив, что дополнительные средства “дадут рост экономического благосостояния страны”. Под последним подразумевается увеличение денежных поступлений на социально-экономическое развитие страны, включая финансирование новых нацпроектов («Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры»). Государство также увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дороги, финансирование мер поддержки бизнеса, развитие наукоемких отраслей и сферы высоких технологий, направит деньги на развитие проектов технологического суверенитета.
В Минфине уверены, что российский бизнес сможет потянуть новое налоговое бремя, так как, несмотря на вызовы после 2022 года, ему по большей части удалось выйти на новые рынки и нарастить благодаря этому прибыль. По данным министерства, с тех пор доля прибыльных организаций в экономике увеличилась до 75,3% с 73,9%.
Ведомство в данном случае не обошло своим вниманием даже IT-компании, которым недавно было предоставлено много льгот. Им также могут поднять ставку по налогу на прибыль в 2025-2027 годах - с нулевой до 5%.
Не все просто и у “упрощенки”. Для малого и среднего бизнеса с оборотом выше 60 млн рублей в год вводится НДС (сейчас МСП на УСН в общих случаях платить его не обязан). При этом предлагается два варианта его уплаты: общий режим, при котором ставка НДС 20% (или 10% - для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычет; альтернатива - ставка 5% при доходах до 250 млн рублей в год и ставка 7% при доходах в диапазоне 250-450 млн рублей в год - без права на вычеты.
Пользу Минфин видит и в повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в рентных отраслях “с высокой рентабельностью и низкими инвестициями”, а именно в добыче железной руды и производстве минеральных удобрений - в 1,15-2,3 раза.
“Налоговая анестезия” для бизнеса
Нужно отдать должное Минфину, ведь, предлагая существенно реформирование налоговой системы, он не забыл о послаблениях для бизнеса, чтобы создать благоприятные условия для дальнейшего развития компаний.
Так, взамен повышения ставки налога на прибыль до 25% компании должны получить расширение инвестиционных льгот, отказ от экспортных курсовых пошлин и - главное - от болезненных временных решений, таких как налог на сверхприбыль, который разово ввели в 2023 году.
“Повышение ставки корпоративного налога на прибыль с 1 января 2025 года на 5 п.п. ожидаемо. Ранее при обсуждении высказывались и более радикальные варианты повышения ставки налога до 30% с инвестиционной льготой. Повышение налога на прибыль позволит отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины. Также будет бессрочно продлен региональный инвестиционный налоговый вычет (должен был завершиться с 2024 году) и введен федеральный налоговый вычет для компаний из приоритетных отраслей. Также планируется увеличить поддержку компаний, проводящих обновление фондов и основных средств (из числа высокотехнологического оборудования) - за счет возможности относить через амортизацию расходы на их приобретение в двукратном размере. Кроме того, предлагается ввести повышенный коэффициент учета НИОКР при определении базы по налогу на прибыль в высокотехнологичных отраслях”, - комментирует руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ “Финам” Ольга Беленькая.
Кроме того, стоит отметить, что пока повышение налога на прибыль не должно коснуться “активно инвестирующих компаний”. Для них налоговая ставка должна быть близка к ныне существующей ставке в 20%. Однако насколько это будет реализовано с учетом расширения использования инвестиционных вычетов, предлагаемого Минфином, пока оценить сложно.
Плюсом является и то, что общее повышение налоговой нагрузки составит всего около 6-8%, что окажется чувствительным для бизнеса, но отнюдь не катастрофичным решением. Также облегчением является и то, что повышается не НДС, а налог на прибыль предприятия.
“Это несколько смягчит налоговое бремя для предприятий с невысокой прибыльностью. НДС как фактор налогообложения действует значительно жестче”, - замечает экономист и доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.
Послабления ждут и МСП, для которых будет расширен порог “упрощенки": по доходам с действующих 265,8 млн рублей до 450 млн рублей, по остаточной стоимости основных средств - с 150 млн рублей до 200 млн рублей. Также в рамках системы УСН собираются отменить повышенные ставки, весь бизнес будет применять базовые ставки 6% при базе "доходы" и 15% ("доходы минус расходы").
Что же касается металлургов (НЛМК, “Северсталь”) и производителей удобрений (”Акрон”, “ФосАгро”), то для них “операция по повышению НДПИ” вообще должна пройти безболезненно, а значит, никакой “анестезии” не нужно. По оценке Минфина, у них операционная рентабельность существенно выше средней по экономике, а уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5-6% от выручки. Тем более, что с 1 января 2025 года отменяются курсовые экспортные пошлины. По итогу получается, что практически налоговая нагрузка не изменится, а скорее просто зафиксируется.
“Даже после корректировки в этих отраслях сохранится приличный уровень операционной рентабельности (от 25%)”, - отмечается в материалах министерства.
Это еще не конец
Эксперты выражают разные мнения по поводу повышения налогов для бизнеса в России. Вот ключевые точки зрения:
Негативное влияние на прибыль и инвестиции: аналитики опасаются, что повышение налогов на прибыль может снизить чистую прибыль компаний, особенно тех, кто работает в секторах с низкой маржинальностью. Это может привести к сокращению инвестиций в развитие и модернизацию производств, что отрицательно скажется на их долгосрочной конкурентоспособности на рынке.
“В целом повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность (особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований). В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами”, - говорит Беленькая.
По оценкам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, рентабельность бизнеса по чистой прибыли сократится на 1-2 п.п. Также, с ее слов, стоит ждать сокращения операционных и чистых денежных потоков предприятий.
Уменьшение привлекательности для инвесторов: ужесточение налогообложения может сделать фондовый рынок менее привлекательным для инвесторов, которые уменьшат объем своих вложений в ценные бумаги, что в целом негативно повлияет на экономический рост РФ.
“Естественно, рост налога на прибыль потенциально сократит дивидендные выплаты. Соответственно, и влияние дивидендных выплат на динамику акций компаний снизится”, - отмечает Хестанов.
Для примера можно взять “Сбер”. По текущим оценкам “Финама”, чистая прибыль банка в 2025 году составит 1,86 трлн рублей. Если с 1 января 2025 года ставка налога на прибыль будет поднята с 20% до 25%, то прибыль опустится до 1,75 трлн рублей. То есть снижение составит 6,25%. “На такую же величину можно будет ожидать и снижения величины дивидендов, если предположить, что коэффициент выплат останется на уровне 50% от прибыли”, - утверждает аналитик ФГ “Финам” Игорь Додонов.
С расчетами “Финама” согласны и в “БКС Мир инвестиций”. Там ожидают, что большинство компаний уменьшит выплаты дивидендов на 6,3%.
“Для различных компаний в разных секторах эффект от повышения налогов может незначительно варьироваться, однако расчет общего влияния на российские акции довольно прост. Если компания получила 100 рублей прибыли до налогов, то при текущем режиме она покажет 80 рублей чистой прибыли и, если она, как и многие компании, направляет на дивиденды 50%, то выплатит акционерам 40 рублей. Если поднять ставку до 25%, то чистая прибыль и дивиденды уменьшатся на 6,3%”, - объяснили в БКС, подчеркивая, что это может уже быть отчасти заложено в цену акций, при этом предложение Минфина может быть принято не полностью.
В таком же диапазоне потери оценивает и Freedom Finance Global - на 6-7% ниже, чем по итогам 2023 года.
“Однако многое будет зависеть от того, насколько вырастут доходы и доналоговая прибыль предприятий за 2024 год. Если рост будет больше, чем по итогам 2023 года, он может отчасти нивелировать негативное влияние повышения налога не прибыль, но это значит, что в совокупности доналоговая прибыль предприятий должна будет вырасти по итогам текущего года минимум на 35%. Скорее всего, по итогам 2024 года в выигрыше будут миноритарные акционеры тех публичных компаний, которые получат максимальную доналоговую прибыль в текущем году, достаточную для того, чтобы сгладить негативное влияние повышения налога на прибыль. На наш взгляд, ими окажутся компании, которые повышали в текущем году цены и тарифы на свою продукцию и услуги. Не проиграют от снижения дивидендов, скорее всего, акционеры МТС, которая всегда отличалась стабильной дивидендной политикой и высоким уровнем корпоративного управления, несмотря на внешние вызовы, а также акционеры работающих в прибыль компаний-экспортеров при условии сохранения высоких цен и спроса за рубежом на их продукцию. Кроме того, в следующем году возобновят дивидендные выплаты ряд компаний, которые вернутся в Россию после редомициляции”, - указывает Мильчакова.
Необходимость структурных реформ: многие эксперты сходятся во мнении, что повышение налогов должно быть частью более широких структурных реформ, направленных на повышение эффективности государственных расходов, улучшение делового климата и борьбу с коррупцией. Это поможет создать более предсказуемую и стабильную среду для бизнеса, что в итоге компенсирует негативные эффекты от повышения налогов. А пока налицо факт - анонсируемых мер недостаточно для того, чтобы покрыть потребности бюджета РФ в 2024 году.
“Главная интрига относительно роста налоговой нагрузки заключается в том, что прирост налоговых поступлений в рамках уже анонсированных мер сильно отстает от потребностей бюджета РФ 2024 года. Это означает, что придется либо тратить ФНБ и занимать, либо нынешнее увеличение фискальной нагрузки - не последнее”, - предупреждает Хестанов.
Предлагается пятиступенчатая шкала НДФЛ, а также повышение налога на прибыль, введение НДС для “упрощенки” и налогов на удобрения и металлы. И если первую часть изменений можно расценивать как ответ властей на запрос населения про справедливость, то от повышения остальных налогов могут пострадать буквально все, ведь бизнесу придется вычесть из прибыли еще 5%, при том что у многих она за последние годы и так сжалась. Особенно сложная ситуация может сложиться для компаний, работающих в секторах с низкой рентабельностью, так как дополнительное налоговое бремя может привести к сокращению их операционной прибыли.
В значимых изменениях налоговой системы Finam.ru разбирался вместе с экспертами, пытаясь понять, как, на самом деле, новые меры скажутся на российских компаниях и, как следствие, - на инвесторах.
Каждая несчастная компания несчастна по-своему
Минфин предлагает целый спектр налоговых изменений для бизнеса, сообщают СМИ (официальный текст законопроектов на сайте ведомства пока отсутствует). Их влияние будет варьироваться в зависимости от сектора, размера бизнеса и его финансовой устойчивости. Но очевидно одно: бизнесу придется адаптироваться к новым условиям, искать способы оптимизации затрат и повышения эффективности, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и прибыльность. По итогу же Минфин хочет получить налоговый эффект от этих мер в размере 2,6 трлн рублей в 2025 году, из них более половины (1,6 трлн рублей) должно дать увеличение ставки налога на прибыль с 20% до 25%.
“Изменения направлены на выстраивание справедливой и сбалансированной налоговой системы”, - заявил министр финансов Антона Силуанова, добавив, что дополнительные средства “дадут рост экономического благосостояния страны”. Под последним подразумевается увеличение денежных поступлений на социально-экономическое развитие страны, включая финансирование новых нацпроектов («Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры»). Государство также увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дороги, финансирование мер поддержки бизнеса, развитие наукоемких отраслей и сферы высоких технологий, направит деньги на развитие проектов технологического суверенитета.
В Минфине уверены, что российский бизнес сможет потянуть новое налоговое бремя, так как, несмотря на вызовы после 2022 года, ему по большей части удалось выйти на новые рынки и нарастить благодаря этому прибыль. По данным министерства, с тех пор доля прибыльных организаций в экономике увеличилась до 75,3% с 73,9%.
Ведомство в данном случае не обошло своим вниманием даже IT-компании, которым недавно было предоставлено много льгот. Им также могут поднять ставку по налогу на прибыль в 2025-2027 годах - с нулевой до 5%.
Не все просто и у “упрощенки”. Для малого и среднего бизнеса с оборотом выше 60 млн рублей в год вводится НДС (сейчас МСП на УСН в общих случаях платить его не обязан). При этом предлагается два варианта его уплаты: общий режим, при котором ставка НДС 20% (или 10% - для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычет; альтернатива - ставка 5% при доходах до 250 млн рублей в год и ставка 7% при доходах в диапазоне 250-450 млн рублей в год - без права на вычеты.
Пользу Минфин видит и в повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в рентных отраслях “с высокой рентабельностью и низкими инвестициями”, а именно в добыче железной руды и производстве минеральных удобрений - в 1,15-2,3 раза.
“Налоговая анестезия” для бизнеса
Нужно отдать должное Минфину, ведь, предлагая существенно реформирование налоговой системы, он не забыл о послаблениях для бизнеса, чтобы создать благоприятные условия для дальнейшего развития компаний.
Так, взамен повышения ставки налога на прибыль до 25% компании должны получить расширение инвестиционных льгот, отказ от экспортных курсовых пошлин и - главное - от болезненных временных решений, таких как налог на сверхприбыль, который разово ввели в 2023 году.
“Повышение ставки корпоративного налога на прибыль с 1 января 2025 года на 5 п.п. ожидаемо. Ранее при обсуждении высказывались и более радикальные варианты повышения ставки налога до 30% с инвестиционной льготой. Повышение налога на прибыль позволит отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины. Также будет бессрочно продлен региональный инвестиционный налоговый вычет (должен был завершиться с 2024 году) и введен федеральный налоговый вычет для компаний из приоритетных отраслей. Также планируется увеличить поддержку компаний, проводящих обновление фондов и основных средств (из числа высокотехнологического оборудования) - за счет возможности относить через амортизацию расходы на их приобретение в двукратном размере. Кроме того, предлагается ввести повышенный коэффициент учета НИОКР при определении базы по налогу на прибыль в высокотехнологичных отраслях”, - комментирует руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ “Финам” Ольга Беленькая.
Кроме того, стоит отметить, что пока повышение налога на прибыль не должно коснуться “активно инвестирующих компаний”. Для них налоговая ставка должна быть близка к ныне существующей ставке в 20%. Однако насколько это будет реализовано с учетом расширения использования инвестиционных вычетов, предлагаемого Минфином, пока оценить сложно.
Плюсом является и то, что общее повышение налоговой нагрузки составит всего около 6-8%, что окажется чувствительным для бизнеса, но отнюдь не катастрофичным решением. Также облегчением является и то, что повышается не НДС, а налог на прибыль предприятия.
“Это несколько смягчит налоговое бремя для предприятий с невысокой прибыльностью. НДС как фактор налогообложения действует значительно жестче”, - замечает экономист и доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.
Послабления ждут и МСП, для которых будет расширен порог “упрощенки": по доходам с действующих 265,8 млн рублей до 450 млн рублей, по остаточной стоимости основных средств - с 150 млн рублей до 200 млн рублей. Также в рамках системы УСН собираются отменить повышенные ставки, весь бизнес будет применять базовые ставки 6% при базе "доходы" и 15% ("доходы минус расходы").
Что же касается металлургов (НЛМК, “Северсталь”) и производителей удобрений (”Акрон”, “ФосАгро”), то для них “операция по повышению НДПИ” вообще должна пройти безболезненно, а значит, никакой “анестезии” не нужно. По оценке Минфина, у них операционная рентабельность существенно выше средней по экономике, а уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5-6% от выручки. Тем более, что с 1 января 2025 года отменяются курсовые экспортные пошлины. По итогу получается, что практически налоговая нагрузка не изменится, а скорее просто зафиксируется.
“Даже после корректировки в этих отраслях сохранится приличный уровень операционной рентабельности (от 25%)”, - отмечается в материалах министерства.
Это еще не конец
Эксперты выражают разные мнения по поводу повышения налогов для бизнеса в России. Вот ключевые точки зрения:
Негативное влияние на прибыль и инвестиции: аналитики опасаются, что повышение налогов на прибыль может снизить чистую прибыль компаний, особенно тех, кто работает в секторах с низкой маржинальностью. Это может привести к сокращению инвестиций в развитие и модернизацию производств, что отрицательно скажется на их долгосрочной конкурентоспособности на рынке.
“В целом повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность (особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований). В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами”, - говорит Беленькая.
По оценкам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, рентабельность бизнеса по чистой прибыли сократится на 1-2 п.п. Также, с ее слов, стоит ждать сокращения операционных и чистых денежных потоков предприятий.
Уменьшение привлекательности для инвесторов: ужесточение налогообложения может сделать фондовый рынок менее привлекательным для инвесторов, которые уменьшат объем своих вложений в ценные бумаги, что в целом негативно повлияет на экономический рост РФ.
“Естественно, рост налога на прибыль потенциально сократит дивидендные выплаты. Соответственно, и влияние дивидендных выплат на динамику акций компаний снизится”, - отмечает Хестанов.
Для примера можно взять “Сбер”. По текущим оценкам “Финама”, чистая прибыль банка в 2025 году составит 1,86 трлн рублей. Если с 1 января 2025 года ставка налога на прибыль будет поднята с 20% до 25%, то прибыль опустится до 1,75 трлн рублей. То есть снижение составит 6,25%. “На такую же величину можно будет ожидать и снижения величины дивидендов, если предположить, что коэффициент выплат останется на уровне 50% от прибыли”, - утверждает аналитик ФГ “Финам” Игорь Додонов.
С расчетами “Финама” согласны и в “БКС Мир инвестиций”. Там ожидают, что большинство компаний уменьшит выплаты дивидендов на 6,3%.
“Для различных компаний в разных секторах эффект от повышения налогов может незначительно варьироваться, однако расчет общего влияния на российские акции довольно прост. Если компания получила 100 рублей прибыли до налогов, то при текущем режиме она покажет 80 рублей чистой прибыли и, если она, как и многие компании, направляет на дивиденды 50%, то выплатит акционерам 40 рублей. Если поднять ставку до 25%, то чистая прибыль и дивиденды уменьшатся на 6,3%”, - объяснили в БКС, подчеркивая, что это может уже быть отчасти заложено в цену акций, при этом предложение Минфина может быть принято не полностью.
В таком же диапазоне потери оценивает и Freedom Finance Global - на 6-7% ниже, чем по итогам 2023 года.
“Однако многое будет зависеть от того, насколько вырастут доходы и доналоговая прибыль предприятий за 2024 год. Если рост будет больше, чем по итогам 2023 года, он может отчасти нивелировать негативное влияние повышения налога не прибыль, но это значит, что в совокупности доналоговая прибыль предприятий должна будет вырасти по итогам текущего года минимум на 35%. Скорее всего, по итогам 2024 года в выигрыше будут миноритарные акционеры тех публичных компаний, которые получат максимальную доналоговую прибыль в текущем году, достаточную для того, чтобы сгладить негативное влияние повышения налога на прибыль. На наш взгляд, ими окажутся компании, которые повышали в текущем году цены и тарифы на свою продукцию и услуги. Не проиграют от снижения дивидендов, скорее всего, акционеры МТС, которая всегда отличалась стабильной дивидендной политикой и высоким уровнем корпоративного управления, несмотря на внешние вызовы, а также акционеры работающих в прибыль компаний-экспортеров при условии сохранения высоких цен и спроса за рубежом на их продукцию. Кроме того, в следующем году возобновят дивидендные выплаты ряд компаний, которые вернутся в Россию после редомициляции”, - указывает Мильчакова.
Необходимость структурных реформ: многие эксперты сходятся во мнении, что повышение налогов должно быть частью более широких структурных реформ, направленных на повышение эффективности государственных расходов, улучшение делового климата и борьбу с коррупцией. Это поможет создать более предсказуемую и стабильную среду для бизнеса, что в итоге компенсирует негативные эффекты от повышения налогов. А пока налицо факт - анонсируемых мер недостаточно для того, чтобы покрыть потребности бюджета РФ в 2024 году.
“Главная интрига относительно роста налоговой нагрузки заключается в том, что прирост налоговых поступлений в рамках уже анонсированных мер сильно отстает от потребностей бюджета РФ 2024 года. Это означает, что придется либо тратить ФНБ и занимать, либо нынешнее увеличение фискальной нагрузки - не последнее”, - предупреждает Хестанов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба