Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что случилось с революцией искусственного интеллекта? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что случилось с революцией искусственного интеллекта?

8 июля 2024 The Economist
Пять крупных технологических компаний — Alphabet, Amazon, Apple, Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ – прим. Finam.ru) и Microsoft инвестируют огромные суммы в искусственный интеллект, пишет The Economist. В этом году они закладывают в бюджет около 400 млрд долларов на капитальные расходы, в основном на оборудование, связанное с ИИ, а также на исследования и разработки.

В Сан-Франциско - мировой «технологической столице» - принято считать, что ИИ преобразует мировую экономику. Но для того, чтобы ИИ раскрыл свой потенциал, компаниям по всему миру необходимо купить технологию, адаптировать ее под свои нужды и в результате стать более производительными. Инвесторы добавили более 2 трлн долларов к рыночной стоимости пяти крупных технологических компаний за последний год — по сути, прогнозируя дополнительные 300–400 млрд долларов годового дохода, что, согласно приблизительным оценкам, примерно столько же, сколько объем продаж еще одной Apple. Однако на данный момент технологические титаны далеки от таких результатов. Даже оптимистичные аналитики считают, что в этом году Microsoft заработает всего около 10 млрд долларов на продажах, связанных с генеративным ИИ. За пределами западного побережья Америки мало признаков того, что ИИ оказывает большое влияние на что-либо, отмечают авторы статьи.

«Одна из проблем — скорость принятия. Компании публикуют поразительные оценки того, сколько людей используют генеративный ИИ. Почти две трети респондентов недавнего опроса консалтинговой компании McKinsey говорят, что их компания «регулярно использует» эту технологию, что почти вдвое больше, чем годом ранее. В отчете Microsoft и LinkedIn говорится, что 75% «работников умственного труда» (людей, которые сидят перед компьютером весь день) во всем мире используют его. По их мнению, люди уже находятся в мире ИИ», - добавляется в материале.

В каком-то смысле, так оно и есть. Почти все используют ИИ, когда ищут что-то в Google или выбирают песню на Spotify. Но внедрение ИИ в бизнес-процессы остается узкоспециализированным занятием. Официальные статистические агентства задают вопросы, связанные с ИИ, фирмам всех видов и в более широком диапазоне отраслей, чем Microsoft и LinkedIn. Американское бюро переписи населения дает самые лучшие оценки. Оно обнаруживает, что только 5% предприятий использовали ИИ за последние две недели. Даже в Сан-Франциско многие технические специалисты признаются, когда их настойчиво спрашивают, что они не платят 20 долларов в месяц за лучшую версию ChatGPT. Похожая история и в других местах. Согласно официальным канадским данным, 6% фирм страны использовали ИИ для производства товаров и предоставления услуг за последние 12 месяцев. Британские опросы показывают, что использование там выше — 20% от всех предприятий в марте — хотя вопросы задаются по-разному. И даже в Великобритании использование растет медленно. Такая же доля использовала ИИ в сентябре прошлого года.

Опасения по поводу безопасности данных, предвзятых алгоритмов и ошибок ИИ («галлюцинаций») замедляют развертывание. McDonald's, сеть ресторанов быстрого питания, недавно закрыла пробную версию, в которой ИИ использовался для приема заказов клиентов на вынос после того, как система начала совершать ошибки, например, добавлять куриные наггетсы на сумму 222 доллара в счет одного из посетителей. Кроме того, некоторые из компаний сомневаются из-за обилия пилотных проектов - слишком много небольших проектов ИИ затрудняют определение того, куда инвестировать. Другие фирмы воздерживаются от крупных проектов, потому что ИИ развивается так быстро, что легко потратиться на технологии, которые скоро устареют.

Компании, которые выходят за рамки экспериментов, используют генеративный ИИ для узкого круга задач. Оптимизация обслуживания клиентов, пожалуй, наиболее распространена. ADP, фирма по расчету заработной платы, хвастается «новой функцией, которая позволяет клиентам из малого бизнеса… использовать искусственный интеллект для ответа на вопросы и лучшего понимания того, как инициировать действия HR». Другие используют эту технологию для маркетинга. Verizon, телекоммуникационная фирма, заявляет, что использует искусственный интеллект для создания лучших «персонализированных рекомендаций по плану» для своих клиентов; Starbucks, сеть кофеен, использует его для создания «более персонализированных предложений для клиентов».

«Если вы думаете, что такие усилия кажутся немного не впечатляющими, вы не одиноки. Goldman Sachs построил фондовый индекс, отслеживающий компании, которые, по мнению банка, имеют «наибольшее предполагаемое потенциальное изменение базовой прибыли от внедрения ИИ за счет повышения производительности». Индекс включает такие компании, как Walmart, крупную продуктовую сеть, и H&R Block, компанию по подготовке налоговой отчетности. С конца 2022 года цены на акции этих компаний не смогли превзойти более широкий фондовый рынок. Другими словами, инвесторы не видят перспектив дополнительной прибыли. Технология может даже отвлекать руководителей от более насущных дел», - пишут авторы статьи.

А как насчет историй о том, что некоторые компании используют ИИ для трансформации своей деятельности? Klarna — один из часто цитируемых примеров. Недавно эта онлайн-компания по предоставлению финансовых услуг заявила, что ее помощник на основе ИИ выполняет работу 700 штатных агентов по обслуживанию клиентов. Ее руководитель говорит, что из-за этой технологии занятость в компании сокращается на одну пятую каждый год. Однако это, в лучшем случае, неполная картина. Klarna надеется вскоре стать публичной: разговоры об использовании ею ИИ привлекают внимание прессы. По данным консалтинговой компании CB Insights, численность персонала Klarna начала сокращаться задолго до появления ИИ. Компания стоит, возможно, вдвое меньше, чем в 2021 году. Если сейчас она сокращает сотрудников, то избыточный найм во время пандемии COVID-19 заслуживает такой же вины, как и похвалы ИИ.

Эффекта не видно
В макроэкономических данных нет никаких признаков всплеска увольнений. Кристалина Георгиева, глава МВФ, недавно предупредила, что ИИ ударит по рынку труда как «цунами». Однако на данный момент безработица в обеспеченных странах составляет менее 5%, что близко к историческому минимуму. Доля работников из богатого мира на рабочем месте близка к историческому максимуму. Рост заработной платы также остается высоким, что трудно совместить с обстановкой, в которой переговорная позиция работников предположительно ослабевает.

Эффект ИИ также не проявляется, если вы копнете глубже в цифры. Работники не перемещаются между компаниями быстрее, чем обычно, как это, вероятно, произошло бы, если бы исчезало много рабочих мест. Используя американские данные о занятости по роду занятий, можно рассмотреть различных служащих, которые варьируются от поддержки бэк-офиса до копирайтеров. Такие роли считаются уязвимыми для ИИ, который становится лучше с задачами, требующими логического мышления и креативности. Несмотря на это, доля занятости в профессиях «белых воротничков» на процентный пункт выше, чем до пандемии.

Некоторые экономисты считают, что ИИ преобразует мировую экономику, не выгоняя людей с работы. Сотрудничество с виртуальным помощником может повысить производительность. В новой статье Андерса Хумлума из Чикагского университета и Эмили Вестергаард из Копенгагенского университета опрашивается 100 000 датских работников. Средний респондент оценивает, что ChatGPT может вдвое сократить время, затрачиваемое примерно на треть рабочих задач, что в теории является большим повышением эффективности.

Однако макроэкономические данные также не показывают существенных свидетельств роста производительности. Последние оценки, основанные на официальных данных, показывают, что реальный объем производства на одного работника в среднестатистической богатой стране вообще не растет. В Америке, мировом центре ИИ, объем производства в час остается ниже своего тренда до 2020 года. Даже в глобальных данных, полученных из опросов менеджеров по закупкам, которые производятся с более коротким запаздыванием, нет никаких признаков роста производительности.

Для такого рывка фирмам необходимо инвестировать в ИИ. За исключением крупных технологических компаний, которые тратят в основном на разработку продуктов ИИ для других, а не на повышение собственной производительности, большинство компаний этого не делают. Капитальные затраты среди остальных компаний S&P 500, индекса крупнейших компаний Америки, скорее всего, снизятся в этом году в реальном выражении. В целом по экономике Америки они почти не растут. Общие инвестиции бизнеса в оборудование и программное обеспечение для обработки информации увеличиваются на 5% в годовом исчислении в реальном выражении, что значительно ниже долгосрочного среднего показателя. Во всем богатом мире инвестиции растут медленнее, чем в 2010-х годах.

Со временем компании могут осознать истинный потенциал ИИ. Большинству технологических волн, от тракторов и электричества до персональных компьютеров, требуется некоторое время, чтобы распространиться по экономике. Действительно, предполагая, что доходы крупных технологических компаний от ИИ растут в среднем на 20% в год, инвесторы ожидают, что почти все доходы крупных технологических компаний от ИИ поступят после 2032 года.

«Если ИИ как «золотая жила» в конце концов материализуется, ожидайте, что цены на акции пользователей ИИ, а не только поставщиков, взлетят. Но если беспокойство по поводу ИИ возрастет, планы капиталовложений крупных технологических компаний начнут выглядеть такими же экстравагантными, как и их оценки», - заключают авторы статьи.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу