5 августа 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Опубликованный отчет BLS за июль оказался слабее ожиданий рынка по всем основным параметрам. Обращают внимание следующие детали: 1) уровень безработицы неожиданно продолжил повышение, увеличившись с 4,1% до 4,3% (максимум с октября 2021 г.), в то время как год назад безработица составляла 3,5%. Рынок не предполагал изменения показателя по сравнению с прошлым месяцем. Безработица уже отклонилась вверх от июньского прогноза ФРС на конец этого года (4,0%) и превысила долгосрочный прогноз (4,2%). Более широкий показатель безработицы U6, учитывающий неполную занятость, подскочил с 7,4% до 7,8% (также максимум с осени 2021 г); 2) прирост рабочих мест за июль (114К) оказался значительно ниже консенсус-прогноза (175К), пересмотренного показателя за июнь (179К) и среднего уровня за последние 12 мес (215К). Наиболее репрезентативное для оценки рынка труда количество новых рабочих мест в частном секторе (97К) стало минимальным с марта 2023 г и значительно ниже консенсус-прогноза 148К. 3) данные по приросту рабочих мест за предыдущие 2 месяца пересмотрены в сторону снижения суммарно на 29К – в частности, в июне было создано не 206К рабочих мест, а 179К. 4) инфляционное давление со стороны роста зарплат ослабевает: прирост средней почасовой оплаты труда замедлился до 0,2% м/м с 0,3% м/м в июне (ниже консенсус-прогноза 0,3%), а в годовом выражении сократился с 3,8% до 3,6% (минимум с мая 2021 г). Считается, что темп роста зарплат, соответствующий траектории инфляции 2% (цель ФРС) составляет 3-3,5%.
Основной прирост рабочих мест пришелся на несколько отраслей: здравоохранение и социальная поддержка (+64К), строительство (+25К), индустрия развлечений и гостеприимства (+23К), транспорт и складское хозяйство (+14К). Сократилось число работающих в таких циклических секторах как информационные услуги (-20К), временные работники (-8,7К). Слабое сокращение числа работающих было в автопроизводстве, финансовых услугах, профессиональных и бизнес-услугах, майнинге; в других основных отраслях был минимальный прирост занятых. В правительственном секторе создано 17К рабочих мест, рост здесь заметно замедлился в последние месяцы по сравнению с 2023 и началом 2024 г. Число тех, кто смог найти работу только с частичной занятостью, увеличилось на 348К.
Это основной отчет по рынку труда США, он вышел через 2 дня после заседания ФРС, на котором было зафиксировано, что «FOMC внимательно относится к рискам для обеих сторон своего двойного мандата» (обеспечение ценовой стабильности и максимальной занятости). До сих пор в течение всего последнего цикла ужесточения ДКП говорилось лишь, что ФРС «очень внимательно относится к инфляционным рискам». Пауэлл объяснил изменение этой формулировки тем, что благодаря жесткой ДКП инфляция снизилась (ценовой индекс потребительских расходов PCE снизился с пиковых 7% до 2,5%), в то время как рынок труда после периода перегрева вернулся к нормальным условиям, близким к доковидному 2019 г., и риски стали сбалансированными. Он пояснил, что, с его точки зрения, происходящие изменения условий на рынке труда пока соответствуют его постепенной нормализации, и он не хотел бы в дальнейшем видеть его существенного ослабления, т.к. это не требуется для возвращения инфляции к цели. По словам Пауэлла, при развитии ситуации в экономике в соответствии с ожиданиями, вопрос о снижении ставки на сентябрьском заседании может быть «на столе», но все будет зависеть от данных и баланса рисков. В частности, если рынок труда неожиданно ослабнет или инфляция упадет быстрее, чем ожидалось, ФРС будет готова на это отреагировать. Пауэлл считает возможным сценарии от нескольких снижений ставки до конца года до отсутствия снижений.
С учетом выходивших в последние дни данных, получается следующая картина. Перегрев на рынке труда США остывает быстрее ожиданий, что стало вызывать у некоторых наблюдателей опасения, не запаздывает ли ФРС с началом снижения ставки, и не перейдет ли «мягкое приземление» американской экономики в рецессию. Вероятно, ФРС придется принять во внимание, что угроза значительного роста безработицы перед президентскими выборами в ноябре вряд ли приемлема для Белого дома (несмотря на заверения Пауэлла о «полной аполитичности» решений ФРС). С другой стороны, инфляция в последние месяцы достаточно уверенно снижалась. Пока все это складывается в пользу уверенного снижения ставки ФРС в сентябре на 25 б.п. и значительно повышает вероятность более агрессивного снижения (хотя Пауэлл прокомментировал эту опцию так, что это не тот вариант, который сейчас активно обсуждается в FOMC). Если до выступления Пауэлла в среду оценка фьючерсами на CME вероятности снижения ставки в сентябре сразу на 50 б.п. составляла лишь около 5%, а до выхода отчета по рынку труда – около 25%, то после выхода отчета эта оценка взлетела более чем до 60%. Рынок ожидает еще два снижения ставки до конца года в ноябре и в декабре – до 4,25-4,5% к концу года, т.е. практически на целый процентный пункт от текущего уровня. Однако до заседания 17-18 сентября еще выйдут два основных отчета по инфляции (ближайший – 14 августа), и отчет по рынку труда за август, поэтому настроения на рынке могут еще не раз перемениться. Да и отчеты по «пейроллам» впоследствии могут очень сильно пересматриваться. ФРС все равно будет учитывать еще и риски возможного нового ускорения инфляции, поэтому уверенности в том, что первое снижение ставки будет сразу на 50 б.п., пока нет.
Рынки отреагировали на слабый отчет по рынку труда «бегством от рисков» - фондовые индексы заметно снижаются, доходность UST-10 откатилась до 3,85% (минимум с декабря прошлого года), индекс доллара DXY упал до 4-месячного минимума, стоимость золота и серебра растет.
Прочие отчеты по рынку труда США, вышедшие на этой неделе, показывают следующую картину:
1. Изменение занятости в частном секторе американской экономики (отчет ADP, июль).
Прирост рабочих мест в июле замедлился до минимальных за полгода 122К (заметно ниже консенсус-прогноза 150К и пересмотренного в сторону повышения значения за июнь (155К)). Одновременно продолжил замедляться рост зарплат. Рост средней зарплаты для работников, остававшихся на прежних рабочих местах, замедлился до минимальных за 3 года 4,8% г/г. Для тех же, кто перешел на новую работу, рост средней зарплаты также замедлился – до 7,2% г/г по сравнению с 7,7% г/г в предыдущем месяце. Как считает главный экономист ADP, «если инфляция вновь начнет расти, это произойдет не из-за рынка труда».
2. Новые вакансии и увольнения (отчет JOLTS, июнь). Ценность этого отчета для рынка снижается длительным запаздыванием выходящих данных. Число вакансий в июне почти не изменилось и составило 8,184 млн по сравнению с пересмотренными в сторону повышения 8,23 млн в мае и по сравнению с ожиданиями рынка в 8 млн. Это говорит о том, что резкого ослабления рынка труда не происходит. В целом динамика открытых вакансий сейчас заметно ниже, чем годом ранее или на пике «перегрева» рынка труда в 2021-22 гг. Годом ранее число вакансий составляло 9,12 млн., среднемесячный показатель в 2021-23 гг составлял 10,17 млн., а в марте 2022 г был зафиксирован максимум 12,18 млн. Соотношение числа открытых вакансий к численности безработных вернулось к доковидным 1,2 (в период «перегрева» рынка труда оно достигало 1,8-2). Нормализация рынка труда происходит за счет менее активного найма, при этом число увольнений остается низким (июнь – минимум с ноября 2022 г).
3. Опрос потребительских настроений (Conference Board). Доля потребителей, считающих, что найти работу может быть затруднительно, достигла самого высокого уровня за последние три года (16%).
4. Недельные заявки по безработице (наиболее актуальные, при этом высоковолатильные данные). Здесь последние цифры выглядят достаточно тревожно. Число первичных заявок на пособие по безработице за неделю, завершившуюся 27 июля, неожиданно достигло максимума почти за год (249К), превысив консенсус-прогноз 236К. Однако менее волатильная 4-недельная скользящая средняя увеличилась незначительно – с 235,5К до 238К. Это близко к значениям со второй половины июня и существенно выше значений октября-мая. Число американцев, продолжающих получать пособия после первой недели выплат, которая является косвенным показателем активности найма, увеличилось за неделю, закончившуюся 20 июля, до 1,877 млн, что является самым высоким показателем с ноября 2021 года. Тем не менее превышение над значениями последних месяцев пока символическое и значение не идет ни в какое сравнение с пиками 2020-21 гг.
5. Индекс занятости в производственном секторе ISM в США (июль) обвалился до 43,40 пункта (минимум с июня 2020 года) по сравнению с 49,30 пункта в предыдущем месяце, и оказался значительно ниже консенсус-прогноза 49 пунктов.
Основной прирост рабочих мест пришелся на несколько отраслей: здравоохранение и социальная поддержка (+64К), строительство (+25К), индустрия развлечений и гостеприимства (+23К), транспорт и складское хозяйство (+14К). Сократилось число работающих в таких циклических секторах как информационные услуги (-20К), временные работники (-8,7К). Слабое сокращение числа работающих было в автопроизводстве, финансовых услугах, профессиональных и бизнес-услугах, майнинге; в других основных отраслях был минимальный прирост занятых. В правительственном секторе создано 17К рабочих мест, рост здесь заметно замедлился в последние месяцы по сравнению с 2023 и началом 2024 г. Число тех, кто смог найти работу только с частичной занятостью, увеличилось на 348К.
Это основной отчет по рынку труда США, он вышел через 2 дня после заседания ФРС, на котором было зафиксировано, что «FOMC внимательно относится к рискам для обеих сторон своего двойного мандата» (обеспечение ценовой стабильности и максимальной занятости). До сих пор в течение всего последнего цикла ужесточения ДКП говорилось лишь, что ФРС «очень внимательно относится к инфляционным рискам». Пауэлл объяснил изменение этой формулировки тем, что благодаря жесткой ДКП инфляция снизилась (ценовой индекс потребительских расходов PCE снизился с пиковых 7% до 2,5%), в то время как рынок труда после периода перегрева вернулся к нормальным условиям, близким к доковидному 2019 г., и риски стали сбалансированными. Он пояснил, что, с его точки зрения, происходящие изменения условий на рынке труда пока соответствуют его постепенной нормализации, и он не хотел бы в дальнейшем видеть его существенного ослабления, т.к. это не требуется для возвращения инфляции к цели. По словам Пауэлла, при развитии ситуации в экономике в соответствии с ожиданиями, вопрос о снижении ставки на сентябрьском заседании может быть «на столе», но все будет зависеть от данных и баланса рисков. В частности, если рынок труда неожиданно ослабнет или инфляция упадет быстрее, чем ожидалось, ФРС будет готова на это отреагировать. Пауэлл считает возможным сценарии от нескольких снижений ставки до конца года до отсутствия снижений.
С учетом выходивших в последние дни данных, получается следующая картина. Перегрев на рынке труда США остывает быстрее ожиданий, что стало вызывать у некоторых наблюдателей опасения, не запаздывает ли ФРС с началом снижения ставки, и не перейдет ли «мягкое приземление» американской экономики в рецессию. Вероятно, ФРС придется принять во внимание, что угроза значительного роста безработицы перед президентскими выборами в ноябре вряд ли приемлема для Белого дома (несмотря на заверения Пауэлла о «полной аполитичности» решений ФРС). С другой стороны, инфляция в последние месяцы достаточно уверенно снижалась. Пока все это складывается в пользу уверенного снижения ставки ФРС в сентябре на 25 б.п. и значительно повышает вероятность более агрессивного снижения (хотя Пауэлл прокомментировал эту опцию так, что это не тот вариант, который сейчас активно обсуждается в FOMC). Если до выступления Пауэлла в среду оценка фьючерсами на CME вероятности снижения ставки в сентябре сразу на 50 б.п. составляла лишь около 5%, а до выхода отчета по рынку труда – около 25%, то после выхода отчета эта оценка взлетела более чем до 60%. Рынок ожидает еще два снижения ставки до конца года в ноябре и в декабре – до 4,25-4,5% к концу года, т.е. практически на целый процентный пункт от текущего уровня. Однако до заседания 17-18 сентября еще выйдут два основных отчета по инфляции (ближайший – 14 августа), и отчет по рынку труда за август, поэтому настроения на рынке могут еще не раз перемениться. Да и отчеты по «пейроллам» впоследствии могут очень сильно пересматриваться. ФРС все равно будет учитывать еще и риски возможного нового ускорения инфляции, поэтому уверенности в том, что первое снижение ставки будет сразу на 50 б.п., пока нет.
Рынки отреагировали на слабый отчет по рынку труда «бегством от рисков» - фондовые индексы заметно снижаются, доходность UST-10 откатилась до 3,85% (минимум с декабря прошлого года), индекс доллара DXY упал до 4-месячного минимума, стоимость золота и серебра растет.
Прочие отчеты по рынку труда США, вышедшие на этой неделе, показывают следующую картину:
1. Изменение занятости в частном секторе американской экономики (отчет ADP, июль).
Прирост рабочих мест в июле замедлился до минимальных за полгода 122К (заметно ниже консенсус-прогноза 150К и пересмотренного в сторону повышения значения за июнь (155К)). Одновременно продолжил замедляться рост зарплат. Рост средней зарплаты для работников, остававшихся на прежних рабочих местах, замедлился до минимальных за 3 года 4,8% г/г. Для тех же, кто перешел на новую работу, рост средней зарплаты также замедлился – до 7,2% г/г по сравнению с 7,7% г/г в предыдущем месяце. Как считает главный экономист ADP, «если инфляция вновь начнет расти, это произойдет не из-за рынка труда».
2. Новые вакансии и увольнения (отчет JOLTS, июнь). Ценность этого отчета для рынка снижается длительным запаздыванием выходящих данных. Число вакансий в июне почти не изменилось и составило 8,184 млн по сравнению с пересмотренными в сторону повышения 8,23 млн в мае и по сравнению с ожиданиями рынка в 8 млн. Это говорит о том, что резкого ослабления рынка труда не происходит. В целом динамика открытых вакансий сейчас заметно ниже, чем годом ранее или на пике «перегрева» рынка труда в 2021-22 гг. Годом ранее число вакансий составляло 9,12 млн., среднемесячный показатель в 2021-23 гг составлял 10,17 млн., а в марте 2022 г был зафиксирован максимум 12,18 млн. Соотношение числа открытых вакансий к численности безработных вернулось к доковидным 1,2 (в период «перегрева» рынка труда оно достигало 1,8-2). Нормализация рынка труда происходит за счет менее активного найма, при этом число увольнений остается низким (июнь – минимум с ноября 2022 г).
3. Опрос потребительских настроений (Conference Board). Доля потребителей, считающих, что найти работу может быть затруднительно, достигла самого высокого уровня за последние три года (16%).
4. Недельные заявки по безработице (наиболее актуальные, при этом высоковолатильные данные). Здесь последние цифры выглядят достаточно тревожно. Число первичных заявок на пособие по безработице за неделю, завершившуюся 27 июля, неожиданно достигло максимума почти за год (249К), превысив консенсус-прогноз 236К. Однако менее волатильная 4-недельная скользящая средняя увеличилась незначительно – с 235,5К до 238К. Это близко к значениям со второй половины июня и существенно выше значений октября-мая. Число американцев, продолжающих получать пособия после первой недели выплат, которая является косвенным показателем активности найма, увеличилось за неделю, закончившуюся 20 июля, до 1,877 млн, что является самым высоким показателем с ноября 2021 года. Тем не менее превышение над значениями последних месяцев пока символическое и значение не идет ни в какое сравнение с пиками 2020-21 гг.
5. Индекс занятости в производственном секторе ISM в США (июль) обвалился до 43,40 пункта (минимум с июня 2020 года) по сравнению с 49,30 пункта в предыдущем месяце, и оказался значительно ниже консенсус-прогноза 49 пунктов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба