Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ресурс идет на Север: экономисты оценили вклад регионов в мировую экономику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ресурс идет на Север: экономисты оценили вклад регионов в мировую экономику

15 августа 2024 БКС Экспресс
Не секрет, что глобальный поток товаров и услуг крайне несбалансирован. Компании «Глобального Севера» нередко передают производство на аутсорсинг в другие страны для получения дешевой, но высококвалифицированной рабочей силы. В результате рабочие «Глобального Юга» поддерживают мировую экономику, но сталкиваются при этом с огромным разрывом в оплате труда.

Об этом говорится в новом исследовании, опубликованном в Nature Communications. Работники «Юга» обеспечивают 90% рабочей силы для мировой экономики, а получают при этом только 21% мирового дохода, утверждают авторы.

«Глобальный Север – Юг»

Так называется условное деление мира на две группы стран. К «Северу» традиционно относят страны Европы и Северной Америки, Австралию, Японию, Израиль. К «Югу» — Индию, Китай, Бразилию, Мексику, страны Африки и другие.

Основной критерий такой классификации все же не географический, а экономический. Его используют для обозначения социальных, экономических и политических различий, которые существуют между развитыми странами («Север») и развивающимися странами («Юг»), отмечают в ООН.


С тем, что международный обмен рабочими ресурсами «действительно неравномерен», согласны и экономисты, не принимавшие участия в исследовании. В частности, Морис Куглер из Университета Джорджа Мейсона добавляет, что такое неравенство помогает объяснить высокий уровень бедности стран «Юга», несмотря на развитие торговли и технический прогресс, которые привели к взрывному росту богатства на «Севере».

Глобальный перекос

До недавнего времени ученые не имели возможности доказать этот глобальный перекос, говорит ведущий автор научной работы Джейсон Хикель. Чтобы устранить этот пробел, он и его коллеги использовали математическую модель для отслеживания перемещений товаров и рабочих ресурсов между странами в период с 1995 по 2021 гг.

Так, в 2021 г. «северные» страны импортировали из «южных» 906 млрд часов овеществленного труда — общего количества рабочей силы, необходимой для производства товара или оказания услуги от начала до конца. А экспортировали всего 80 млрд часов — будь то низкоквалифицированный труд, например, в сельскохозяйственной отрасли, или высококвалифицированный, в сфере технологий. В конечном итоге количество часов чистого труда, полученных от «Юга», составляет 826 млрд.

Равная квалификация, неравная оплата

Если бы это время оплачивалось по меркам «Севера», то сумма могла составить около $18,4 трлн. Однако заработная плата в «южных» странах на 87–95% ниже за работу равной квалификации, пишут ученые. И разрыв только увеличивается. Так, за 1995–2021 гг. зарплата
«Севера» выросла в 11 раз.

Принято считать, что «Глобальный Юг» предоставляет низкоквалифицированную рабочую силу в обмен на высококвалифицированный труд «северных» ученых, инженеров, юристов и других специалистов с высшим образованием. И этим часто объясняют различия в заработной плате.

Это не так, считает Хикель. Исследование показало, что страны «Глобального Юга» обеспечивают трудовые ресурсы для всех уровней квалификации и секторов.

Решить всем миром

Программы, призванные сделать экономики «Юга» более самодостаточными, могут лишь усугубить неравенство, добавляет еще один эксперт, несвязанный с командой исследования. Чтобы получить кредиты от международных организаций, таких как МВФ или Всемирный банк, страны часто сокращают государственные расходы на здравоохранение, образование и другие секторы, которые могли бы улучшить качество жизни. Вместо этого они фокусируются на выплате долгов или экспорте ресурсов в другие страны и неспособны сократить бедность только за счет торговли.

Авторы работы акцентируют, что большой вклад в сокращение такого неравенства могли бы внести изменения в международной политике. Например, установление глобальной минимальной заработной платы и минимальных цен на природные ресурсы. Правда, добавляют исследователи, такие шаги маловероятны в ближайшем будущем.