30 сентября 2024 Bloomberg
На мировом рынке металлов, где ежегодно заключаются сделки на умопомрачительную сумму в $15 триллионов, снова неспокойно. Некоторые компании научились манипулировать биржевыми правилами, чтобы зарабатывать миллионы долларов, искажая глобальные цены
В 2002 году металлургическая отрасль пережила потрясение: американский владелец склада объявил, что начнет взимать плату за безопасное крепление каждого груза, вывозимого с его складов в сети хранения Лондонской биржи металлов (LME)
За одну ночь трейдеры, пытающиеся получить доступ к металлу, обеспечивающему фьючерсные контракты LME, столкнулись с дополнительными затратами в десятки тысяч долларов за работу, которая занимала считанные минуты. Если кто-то отказывался платить, их металл оставался на месте, а это значит, что склад мог продолжать взимать арендную плату. После яростных жалоб компания Metro International Trade Services получила выговор от LME за взимание платы с целью препятствования изъятию металла со своих складов.
Десятилетие спустя Metro оказалась в центре гораздо большего скандала — ее обвинили в том, что она организовала задержки поставок алюминия, которые потрясли LME и растянулись более чем на два года, поскольку конкуренты последовали ее примеру. Руководители Metro и тогдашнего владельца Goldman Sachs Group Inc были в числе тех, кого вызвали на расследование в Сенат США и обвинили в хищническом поведении, которое исказило цены на сырье для всех, от автопроизводителей до пивоваренных компаний.
Две компании — одна история
Сейчас, когда металлургический мир собирается в Лондоне на ежегодную встречу LME Week, отрасль снова борется из-за спорной складской платы. И в центре нового конфликта оказались те же самые люди. Это история, которая показывает, как горстка в основном частных складских компаний играет критическую роль в функционировании LME — и как одна группа складских операторов десятилетиями находила способы эксплуатировать правила биржи, чтобы максимизировать свою прибыль.
Теперь, работая в Istim Metals LLC (название образовано из инициалов Metro, написанных задом наперед), они ввели плату, которая, по мнению некоторых, способствует сжатию рынка алюминия, угрожающему достичь апогея в ближайшие две недели. В ситуацию оказались вовлечены глобальные игроки, включая Citigroup Inc. и Squarepoint Capital LLP, а LME завалили жалобами на несправедливые практики. По крайней мере одна сторона пожаловалась финансовому регулятору Великобритании.
Сама Metro сегодня имеет новых владельцев и менеджеров и гораздо более низкий профиль. Майкл Уилан, чей отец Уильям основал Metro, теперь руководит Istim. Так же, как когда-то Metro доминировала в складировании LME, сегодня Istim настолько важна для экосистемы LME, что хранит примерно половину металла в глобальной сети биржи.
За более чем два десятилетия семья Уилан стала ключевым игроком на рынках металлов, отчасти благодаря умению находить лазейки в системе LME, чтобы привлекать металл в свои склады и удерживать его там. Тактика, впервые примененная Metro, а затем Istim, определила эволюцию рынка, заставив конкурентов следовать за ними, а LME — корректировать правила, чтобы не отставать.
Эта история основана на интервью с более чем двумя десятками нынешних и бывших инсайдеров металлургической отрасли, большинство из которых просили не называть их имен при обсуждении частных сделок. Уилана и Istim описывают в диапазоне от гнева до восхищения — и часто и того и другого. В зависимости от того, с кем вы разговариваете, они либо плохие парни из мира складского хранения металлов, либо его творческие гении.
«Печальная правда заключается в том, что все научились это любить, потому что поняли, что на этих неэффективностях рынка можно очень прибыльно торговать», — говорит ветеран металлотрейдинга, который подал жалобу на плату за обработку Metro в 2002 году, но по контракту не может публично обсуждать свою работу в то время. «Я качаю головой, но, в конце концов, чего еще можно ожидать от трейдеров».
Сеть частных складов, лицензированных LME, предназначена для обеспечения того, чтобы цены на бирже не слишком отклонялись от условий на реальных рынках металлов, она служит страховкой для потребителей, которым срочно нужен металл, или производителей, которые хотят его сбыть.
Тем не менее, несмотря на свое значение как рынка, где устанавливаются глобальные эталоны для алюминия, меди и никеля — общая номинальная стоимость контрактов, торгуемых за год, составляет $15 трлн — LME и ее складская система регулярно превращаются в игровую площадку для трейдеров.
За последний год игры ужесточились, поскольку перенасыщение рынка привело к увеличению запасов, а широкий дисконт между спотовыми и фьючерсными ценами на ключевых рынках создает возможности для получения прибыли от удержания металла. Чем больше металла есть у трейдеров для работы, тем эффективнее могут быть их шахматные ходы — и тем прибыльнее они становятся для жаждущих арендной платы складов.
В мае Trafigura Group сбросила огромный запас алюминия на LME в Порт-Кланге, Малайзия. Этот шаг привел рынок в замешательство и принес огромную прибыль для Istim, но конкурирующие игроки, включая Squarepoint и Citigroup, быстро выстроились в очередь, чтобы вывести запасы. К концу августа эта очередь достигла более девяти месяцев.
Для покупателей очереди неудобны, если им срочно нужен металл. Но правила LME также гласят, что любой, кто ждет более 80 дней, может прекратить платить аренду, что означает, что сверхдлинные очереди на самом деле могут быть выгодными.
Если бы цены выросли, трейдеры предполагали, что смогут вернуть свой металл на LME. Именно это и произошло за последние пару месяцев, когда рост покупок привел к скачку цен на основной октябрьский контракт до премии по отношению к следующему месяцу.
Но Istim повысила стоимость перерегистрации металла до $50 за тонну, сделав маневр значительно дороже. (Норма в отрасли составляет от $5 до $10. Хотя LME устанавливает предел арендной платы, которую могут взимать склады в ее системе, она не делает этого для сборов за перерегистрацию металла).
Критики предполагают, что сбор предназначен для того, чтобы сдерживать вывоз запасов со складов Istim, и он искажает цены на LME, замедляя перерегистрацию. В свою защиту люди, близкие к Istim, говорят, что компания работает в рамках правил, чтобы защитить свою прибыль в низкомаржинальном бизнесе, при этом она готова обсуждать размер сбора. Они утверждают, что это трейдеры злоупотребляют правилами LME, чтобы получить бесплатную аренду.
Получив запрос от LME, компания вдвое снизила сбор, но он все еще примерно в три раза выше нормы.
Эта ситуация также подняла вопросы о потенциальных конфликтах интересов между складскими компаниями и их крупнейшими клиентами. Зачастую склады предлагают значительную часть арендной платы — часто около половины — трейдеру, который изначально доставил металл, до тех пор, пока он остается на складе. Это означает, что обеим сторонам выгодно, чтобы металл дольше оставался на месте.
Длинная позиция
Trafigura также является ключевым игроком на текущем рынке алюминия. Компания заняла большую длинную позицию по ключевому месячному контракту LME на алюминий с поставкой в середине октября. Об этом агентству Bloomberg сообщают люди, знакомые с ситуацией.
Данные LME показывают единую длинную позицию с более чем 30% основного контракта с поставкой в середине месяца. Это означает, что она будет иметь право на получение как минимум 550 000 тонн алюминия, если удержит контракты до истечения срока. В глобальной складской системе LME сейчас нет таких запасов, и цены на эти октябрьские контракты продолжают расти.
Для LME эти махинации — постоянная головная боль, поскольку она вынуждена разрешать споры и внимательно следить за любыми угрозами стабильности своего рынка. Тем не менее руководители биржи также прекрасно осознают, какую роль играют компании, такие как Istim, которые могут справляться с большими объемами металла, проходящими через складскую систему.
По крайней мере одна сторона подала жалобу в Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA), согласно людям, знакомым с ситуацией. FCA отказалось от комментариев.
Карусель сделок
Для складских компаний бизнес — это постоянная борьба за привлечение запасов в свои склады и удержание их там как можно дольше.
Когда спрос на алюминий рухнул после мирового финансового кризиса, Metro заключила сделки с трейдерами и производителями на хранение более миллиона тонн ненужного металла на складах в Детройте. Начал поступать доход от аренды, и прибыль была настолько большой, что привлекла внимание Goldman Sachs, который купил Metro за $451 млн в 2010 году. (Майкл Уилан и генеральный директор Metro Крис Виббельман остались после продажи).
Но именно план удержания металла на месте вывел Metro и Goldman на мировую арену. Компания обнаружила теперь печально известный пункт в правилах LME: минимальная дневная норма вывоза для выполнения изъятий металла также могла рассматриваться как максимум.
Это открытие, в сочетании со стимулами, которые поощряли «сделки по кругу» — просто перемещение металла между складами — послужило толчком к образованию очереди за металлом, которая быстро распространилась по всей отрасли, когда другие трейдеры и склады последовали этому примеру.
«Это повлияло не только на североамериканский рынок, но и на глобальный рынок», — сказал Ник Мэдден, который в то время был крупнейшим индивидуальным покупателем алюминия в мире, будучи главой отдела закупок в Novelis Inc. «Это напоминание о том, что все, что происходит на LME, влияет на всех в алюминиевой промышленности».
В результате скандала Goldman продал Metro, которая, в конечном счете, согласилась выплатить $10 млн в рамках урегулирования с LME по этому делу.
Майкл Уилан, которому сейчас 50 лет, ушел из Metro к тому времени, когда скандал достиг своего апогея. Он основал Музыкальный фестиваль паломничества, который также поддерживается Джастином Тимберлейком, а также инвестировал в сеть тако-стендов и бутик-отель, а также в завод по переработке меди в Испании.
К 2014 году Уилан вернулся в складской бизнес и руководил Istim. Бывший генеральный директор Metro Виббельман также по-прежнему тесно сотрудничает с семьей, но не принимает активного участия в складской индустрии LME.
В то время горячей темой в складском бизнесе было разделение арендной платы. Istim быстро включилась в эту игру, используя стимулы для заключения сделок на новые поставки металла.
Разделение арендной платы теперь широко практикуется складскими фирмами в отрасли и является ключевым фактором в расчетах трейдеров, пытающихся заработать на складской системе. Для LME это очередная проблема. В 2019 году биржа ввела правила, ограничивающие использование этих стимулов. Однако время от времени, например, во время столкновения с Glencore Plc в 2019 году, LME вставала на сторону Istim.
«LME всегда делает все возможное, чтобы реагировать на вызовы, но это похоже на сжатие воздушного шара — воздух просто переместится куда-нибудь еще, и появится другая проблема», — сказал Мэдден, бывший исполнительный директор Novelis. «В конце концов, они не могут изменить мышление людей, работающих на этом рынке».
Эта история отражает сложность и противоречивость мирового рынка металлов. Небольшая группа игроков способна влиять на глобальную торговлю, балансируя на грани между инновациями и манипуляциями. Действия Metro и Istim показывают, насколько тонка грань между креативными бизнес-стратегиями и практиками, которые могут дестабилизировать рынок.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу