Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Не мыльная Opera » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Не мыльная Opera

13 ноября 2024 Фридом Финанс | Opera

О компании

Opera (NASD: OPRA) — глобальная интернет-компания, предлагающая разнообразные браузеры для ПК и мобильных устройств, портал для геймеров и инструменты для разработчиков, систему рекомендаций контента Opera News, рекламную платформу, а также ряд продуктов и сервисов в сфере Web3 и электронной коммерции. Примерно 58% выручки компании приходится на рекламу, 41% — на поисковые технологии и лицензирование и лишь около 1% — на прочие источники. Opera была основана в 1995 году, её штаб-квартира расположена в Осло, Норвегия. С 2018 года акции компании торгуются на Nasdaq.

В чем идея?

Нишевой браузер Opera сумел предложить пользователям уникальный набор функций, которые его выделяют среди других браузеров. Это позволило компании сохранить и привлечь целевую аудиторию — важный ресурс для рекламодателей.

В результате целенаправленной стратегии продвижения, ориентированной на западные рынки, Opera улучшила структуру аудитории и начала получать больше выручки от рекламы в расчете на каждого пользователя. Кроме того, продукты компании, ориентированные на геймеров, приносят более чем вдвое больше дохода на одного пользователя (ARPU) по сравнению со средними показателями компании, подтверждая успех стратегии дифференцирования продуктовой линейки.

Opera стремится к росту выручки и поддержанию положительной EBITDA, осторожно подходя к увеличению расходов, несмотря на динамичный рост продаж.

В последнем отчетном периоде Opera показала двузначный рост выручки и ускорение динамики роста по сравнению с прошлым годом. При этом компания демонстрирует хорошую маржу скорректированной EBITDA и генерирует положительный и растущий свободный денежный поток. Кроме этого, Opera выплачивает дивиденды с форвардной доходностью 4,3%.

Почему нам нравится Opera Ltd?

Причина 1: Сфокусированное продуктовое предложение и успешная работа над структурой аудитории

Opera — нишевый браузер для ПК и мобильных устройств, с долей рынка всего 2%. Компания развивает свой браузер как дифференцированное решение с дополнительными функциями, улучшая пользовательский опыт. Opera для компьютеров выделяется производительностью (скорость и энергопотребление) и специальными функциями, такими как встроенный блокировщик рекламы и VPN. Кроме этого, браузер предлагает дополнительные возможности для электронной коммерции, например, встроенную конвертацию валют и единиц измерения, а также предлагает удобную боковую панель, интегрирующую все основные социальные сети. Аналогичные возможности Opera предлагает и в мобильных браузерах, где также делает акцент на скорость и эффективность, что является их конкурентным преимуществом.

В 2023 году Opera обновила свой основной браузер, выпустив Opera One. В нём появилась более кастомизируемая модульная архитектура и встроенный в браузер искусственный интеллект (ИИ) Aria, доступный как в ПК, так и в мобильной версии. Aria может использовать разные языковые модели и результаты из интернета, чтобы давать ответы пользователю. В 2024 году браузер Opera One получил премию IF DESIGN Award.

Уже в октябре 2024 года Opera представила обновлённую версию под названием Opera One R2 с новым дизайном. Интеграция ИИ стала более органичной и теперь больше помогает пользователю в решении повседневных задач, таких как покупки и сканирование изображений, и доступна даже без авторизации пользователя. В будущем компания планирует добавить больше интерактивных возможностей, например, управление вкладками через запросы к Aria и возможность отделения видео от плеера, что позволит продолжать просмотр или участвовать в видеоконференции параллельно с использованием браузера.

В сфере мобильных браузеров параллельно с основным продуктом компания предлагает браузер Opera Mini как лёгкий и оптимизированный вариант для пользователей с минимальной потребностью в потреблении трафика. Он блокирует рекламу, сжимает страницы и изображения до 10% от их оригинального размера и остаётся одним из самых популярных продуктов компании с около 134 млн ежемесячных активных пользователей (Monthly Active Users, MAU) по всему миру в 2023 году.

Кроме этого, Opera популярна среди геймеров благодаря специально разработанному браузеру Opera GX, выпущенному в 2019 году. Он предлагает большие возможности кастомизации, включая встроенный Twitch, а также возможность адаптировать визуальные и звуковые темы. У этого браузера есть и мобильная версия с функцией синхронизации между устройствами. В 2019 году Opera GX получил премию Red Dot в категории “Интерфейс и пользовательский опыт”, а позже, в 2021 году, мобильная версия GX также была удостоена награды Red Dot в категориях “Приложения” и “Мобильные интерфейсы”.

Вдохновившись успехом Opera GX компания решила создать экосистему, объединяющую сообщество геймеров и разработчиков игр. В 2021 году Opera приобрела материнскую компанию GameMaker — 2D-платформы для разработки игр с минимумом кода, сделав её бесплатной, чтобы пользователи могли с легкостью создавать игры и делиться ими в сообществе GX Games по аналогии с публикацией в социальных сетях.

К третьему кварталу 2024 года на портале было опубликовано более 9 200 игр и 8 100 модов, а число зарегистрированных пользователей превысило 9,2 млн.

Цель проекта — объединить и удерживать целевое сообщество, которое является ценной аудиторией с точки зрения монетизации из-за оформленной сферы интересов и относительно молодого возраста. Opera оценивает текущую степень проникновения на этот рынок всего в 8%.

Opera GX остаётся самым быстрорастущим продуктом компании, его аудитория достигла 31,9 млн MAU в третьем квартале 2024 года, что на 22% больше по сравнению с прошлым годом.

Не мыльная Opera


Помимо браузеров, Opera предлагает ленту новостей с рекомендательным алгоритмом и предоставляет рекламодателям платформу Opera Ads для таргетинга и аналитики. Opera Ads, запущенный в 2021 году, — это важный продукт для расширения аудитории, поскольку он позволяет рекламодателям получить доступ к пользователям не только в приложениях и на сайтах Opera, но и за их пределами, благодаря партнёрским соглашениям.

Opera монетизирует свои продукты, используя два основных канала: реклама и поиск, где доходы от поиска связаны с рекламными поступлениями от партнёров. В частности, компания получает выручку от следующих направлений деятельности:

Продажа рекламных мест и получение дохода за просмотры и клики происходит в браузере, в новостной ленте и в предустановленных закладках браузера (Speed Dial). Opera также использует рекламные площадки на ресурсах своих сетевых партнёров, выплачивая им долю выручки.

Для поиска Opera заключила партнёрские соглашения с Google и Яндексом, получая выручку, когда пользователь ищет информацию через встроенную строку браузера или другие поисковые функции. Доход зависит от соглашений о распределении выручки между Opera и её партнёрами.

Дополнительные доходы от лицензирования технологий и других направлений включают лицензионные платежи за предоставление проп-технологий другим компаниям, услуги поддержки и хостинга, а также услуги адаптации браузеров для мобильных партнёров.

Таким образом, доходы Opera в конечном итоге зависят от рекламы, объемы которой которой в свою очередь определяются привлекательностью базы пользователей. В 2020 году компания сместила стратегический фокус с расширения в Африке и Азии, где монетизация аудитории ограничена из-за низкой покупательной способности, на наращивание доли западных рынков, где ARPU выше. Opera сократила маркетинговую активность в прежних регионах, создала продукты, ориентированные на западных пользователей, включая игровые предложения, и сосредоточилась на привлечении аудитории с более высокой платёжеспособностью.

Несмотря на разделение рекламных и поисковых доходов компании, они фактически взаимосвязаны и полностью зависят от рекламных бюджетов и привлекательности аудитории. Поэтому при ориентации на западные рынки Opera может лучше монетизировать активность пользователей и через поиск тоже: рекламодатели на Западе обычно готовы платить больше за продвижение, и благодаря соглашениям с Google и другими партнёрами компания получает выгоду от увеличения рекламных бюджетов.

Эти усилия позволили компании увеличить долю западной аудитории с 9% в 2020 году до 17% в 2024 году, что обеспечило среднегодовой рост выручки (CAGR) в этот период на впечатляющие 30,5%.


Источник: составлено автором

В то же время Opera продолжает заметно терять аудиторию, и снижение происходит в основном в сегменте мобильных пользователей, что преимущественно связано с нисходящим трендом на развивающихся рынках. Однако потеря MAU не привела к снижению доходов компании благодаря изменению структуры аудитории. Напротив, при сокращении MAU на 24% с третьего квартала 2020 года по третий квартал 2024 года ARPU вырос на 305% — с $0,41 до $1,66, что привело к росту годовой выручки на 209%.

Примечательно, что наиболее монетизируемой аудиторией остаются геймеры, у которых годовой ARPU достигает $3,68. В третьем квартале 2024 года ARPU для аудитории GX вырос на 12% год к году, в то время как на западных рынках этот показатель увеличивался «почти вдвое быстрее», согласно комментариям менеджмента.

Такой успешный трек монетизации демонстрирует ценность сильного нишевого предложения, которое Opera предоставляет своим пользователям и, в конечном итоге, рекламодателям.


Источник: составлено автором

Причина 2: Высокие темпы роста и маржинальность по EBITDA

Opera не стремится к росту выручки любой ценой, а управляет расходами осторожно, используя «Правило 40». В рамках этого правила в качестве целевого показателя компания выбрала скорректированную маржу EBITDA, которая является хорошим приближением к денежному потоку, так как исключает неденежные расходы и неоперационные прибыли и убытки, а также процентные доходы.

Ранее основным драйвером для Правила 40 был рост выручки, однако сейчас Opera сместила акцент на качество доходов, добиваясь более устойчивых результатов для акционеров.

Прицел на прибыль также виден в управлении затратами. Например, в 2022 и 2023 годах Opera продолжала снижать маркетинговые расходы в абсолютных значениях и вернулась к уровню маркетинговых расходов 2021 года только в 2024 году на фоне более высокого уровня выручки. Более того, компания эффективно использует свой операционный рычаг, что приносит значительную выгоду для инвесторов. В период между 2021 годом и последними 12 месяцами до т ретьего квартала 2024 года выручка выросла на $197 млн, при этом маркетинговые расходы остались на сопоставимом уровне, технологические расходы увеличились на $3,7 млн, а расходы на персонал, включая бонусы в виде акций, выросли на $8 млн. Наибольшее увеличение затрат произошло в стоимости инвентаря, что обычно связано с соглашениями о разделении выручки между рекламной платформой и партнёрами, и этот рост напрямую связан с ростом рекламы через партнёров.


Источник: составлено автором

Причина 3: Улучшение финансового прогноза на 2024 год

Opera демонстрирует точность своих финансовых прогнозов, регулярно повышая показатели в каждом квартале. После публикации последнего отчёта за третий квартал 2024 года менеджмент повысил прогноз выручки за весь 2024 год, и теперь медианный показатель предполагает рост на 19% в годовом выражении. Компания последовательно повышала прогноз выручки в каждом квартале, начав с прогноза этого показателя лишь в 13% год к году (г/г). Прогноз скорректированной EBITDA стабильно предполагает маржу в 24% при росте ожиданий по выручке.

Менеджмент компании, как правило, выполняет свои прогнозы, что позволяет ожидать положительных результатов и привлекательного прогноза на будущий год в конце 2024 года.

http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу