Пока американская экономика изо всех сил пытается удержаться на плаву, развивающийся мир пытается встать на крыло
Много ужасных и страшных слов начинаются на букву "Д": депрессия, дефолт, деградация, долг (который висит на шее тяжким бременем), дефляция. Но вот "де-корреляция" (Прим. Profinance.ru: от англ "decoupling" - утрата взаимовлияния, разрыв связей, обуславливающих влияние состояния одной экономики на другие) несет в себе позитивную коннотацию, даже несмотря на то, что это понятие является объектом жарких споров и ядром противоречий. Америка находится в эпицентре рецессии. И в этом уже нет никаких сомнений. Крайние правые пессимисты считают, что "глупо говорить о какой-то де-корреляции в эпоху глобализации": суть их позиции заключается в том, что экономики стали более взаимозависимы в результате расширения торговли и упрощения финансовых потоков, что способствовало синхронизации бизнес-циклов. Падение на фондовых рынках развивающихся стран вслед за обвалом на Уолл-Стрит, лишь убедило их в своей правоте. Однако последние данные свидетельствуют о том, что де-корреляция - это вовсе не миф. На самом деле, возможно, именно она спасет мировую экономику.
Де-корреляция не означает, что американская рецессия не окажет никакого влияния на экономики развивающихся стран. И бессмысленно утверждать это. Интеграция этих стран в мировую экономическую систему существенно ускорилась (экспорт из развивающихся стран вырос от 25% от их ВВП в 1990 году почти до 50% на сегодняшний день). Продажи в Америку, конечно, сократятся. Однако, суть в том, что замедление темпов роста их экономик будет гораздо менее значительным, чем во времена предыдущих американских рецессий. Большинство развивающихся стран показали уверенный рост в четвертом квартале прошлого года, а некоторые даже ускорили темпы своего развития, даже несмотря на то, что американская экономика практически остановилась, а импорт товаров, не связанных с нефтью сошел на нет. Одной из причин подобного явления является то, что сокращение объемов экспорта в экономику сопровождалось ростом экспорта в другие развивающиеся страны (см. график 1). Так, темпы роста китайского экспорта в США в прошлом году сократились всего до 5% (в долларовом выражении), но, в то же время, экспорт в Бразилию, Индию и Россию увеличился более чем на 60%, а в страны-экспортеры нефти - на 45%. Половина китайского экспорта уходит в развивающиеся страны. Аналогичная ситуация обстоит и в Южной Корее, где экспорт в США сократился на 20%, тогда как общий объем экспорта увеличился на 20%, благодаря торговле с развивающимися нациями.
Второй фактор в пользу де-корреляции заключается в том, что многие развивающиеся рынки демонстрируют рост внутреннего потребления и увеличение инвестиций. Потребительские расходы в этих регионах росли почти в три раза быстрее, чем в развитом мире. Инвестиции показывают еще лучшие результаты: по данным HSBC капитальные инвестиции развивающихся стран в реальном выражении в прошлом году увеличились на целых 17% по сравнению с 1.2% в развитых экономиках. Скептики пожимают плечами, заявляя, что большая часть подобных вложений ориентирована на экспортный сектор, в частности, в Китае, и исчезнет, как дым, на фоне сокращения объема продаж в Америку. Однако в Китае с экспортом связано менее 15% инвестиций. Более половины из них направлены на инфраструктуру и рынок недвижимости. При этом строительством дорог, электростанций и магистралей занимается не только Китай: внушительная часть нефтедолларов, заработанных странами Персидского залива, также идет на возведение небоскребов, новых аэропортов, не говоря уже о лыжных курортах в пустыне. Мексика, Бразилия и Россия также запустили ряд крупных проектов по развитию инфраструктуры, на завершение которых уйдут годы.
Четыре крупнейших развивающихся экономики, обеспечившие две пятых роста мирового ВВП в прошлом году, меньше всего зависят от Соединенных Штатов: экспорт в Америку составляет всего 8% от китайского ВВП, 4% от индийского ВВП, 3% от бразильского и всего 1% от ВВП России. Более 95% экономического роста Китая, который в 4 квартале прошлого года составил 11.2% г/г, были связаны со внутренним спросом. Ожидается, что в этом году китайская экономика начнет сбавлять темпы - она просто должна сделать это, поскольку премьер министр Вен Дзибао выражает свою обеспокоенность перегревом - но все равно покажет уверенные 9-10%. Менее крупные азиатские экономики более уязвимы в этом отношении. Например, в Малайзии экспорт в США составляет 22% от ВВП, при этом в прошлом году объем экспорта упал на 18%. Но, благодаря потребительским расходам и государственным инвестициям экономика все равно показала рост на 7.3%.
Мексиканский экспорт в США составляет 27% от ВВП. В четвертом квартале прошлого года экономика страны в реальном выражении выросла на 3.8%, однако, зафиксировано сокращение уровня занятости в секторе обрабатывающей промышленности и снижение заработков, присылаемых мексиканцами, работающими заграницей. Розничные продажи в декабре выросли лишь на 1%. Но все же экономика держится много лучше, чем в период предыдущего кризиса в США, отчасти, потому что нефтяные доходы позволили правительству увеличить инвестиции почти на 50%. Раньше американская рецессия всегда влекла за собой падение цен на нефть и другое сырье, но на этот раз высокий спрос со стороны Китая компенсирует негативный эффект и лишь разжигает бумы в Бразилии, России и на Ближнем Востоке. За последний год объем экспорта Бразилии вырос на 26%. В свою очередь, если цены на нефть останутся высокими, не снизится и китайский экспорт в страны-производители сырья. Резкое охлаждение экономики Китая нанесет им больше вреда, чем американская рецессия.
Действуйте на мировом уровне, думайте на местном
Последнее исследование МВФ (авторы Сиджем Акин и Айан Коуз) показывает, что глобализация и де-корреляция могут существовать параллельно друг другу. В рамках данного исследования авторы поделили все страны на три группы: развитые, развивающиеся и развивающиеся с низким доходом (последние - наименее интегрированы в мировую экономику) - а затем оценили, в какой степени корреляция между экономиками менялась с течением времени по мере увеличения торговли и движения денежных средств. Они обнаружили, что рост действительно стал более синхронным в развитых странах, равно как и в развивающихся. Но, как ни странно, экономическая активность в развитых экономиках в течение последних двух десятилетий начала отклоняться (де-коррелироваться) от развитых экономик. Степень влияния богатых стран на бедные резко снизилась.
Распространено мнение о том, что бизнес-циклы должны синхронизированы, поскольку в результате глобализации все оказываются в одной лодке. Но оно основано на устаревшей концепции, что бедные страны живут тем, что экспортируют товары и услуги в богатые. Вместо этого, развивающиеся страны активно торгуют друг с другом, что способствует ускорению их роста и на сегодняшний день составляет более половины от общего объема экспортируемой ими продукции. Развивающиеся рынки в совокупности сейчас экспортируют больше в Китай, чем в США (см. график 2). Кто-то может возразить, что речь идет об экспорте промежуточных товаров в Китай, где происходит сборка, а готовая продукция все равно идет на продажу в Америку, так что кризис в последней отразится на всех. В этом есть доля истины. Однако, аналитики BCA Research, института финансовых исследований, показывают, что азиатский экспорт в Китай, в большей степени, основан на внутреннем спросе самого Китая. Кроме того, растущая доля экспорта развивающихся стран также связана с сырьем, продаваемым в Китай.
Есть и еще одна причина, по которой глобализация и де-корреляция могут сосуществовать - открытость экономик помогла не только стимулировать торговлю, но и обусловила рост производительности и, следовательно, внутренних доходов и расходов. В 2007 году реальный внутренний спрос развивающихся экономик вырос в среднем на 8%, что почти в четыре раза больше, чем в развитом мире. Жестокая рецессия в США все же может оказать негативное влияние на развивающиеся страны, если она приведет к падению цен на сырье и спровоцирует более глубокий обвал фондовых рынков, что негативно отразится на мировом потреблении и деловом доверии. Дальнейшая девальвация доллара также будет оказывать давление на экспорт развивающихся экономик.
Но, возможно, впервые за всю историю, развивающиеся страны смогут в полной мере воспользоваться инструментами монетарной и финансовой политики, чтобы обезопасить свои экономики. В прошлом, когда они были исключительно заемщиками мирового капитала, в периоды мировых кризисов поток денежных средств иссякал, поскольку иностранные инвесторы отворачивались от рискованных активов. Это вынуждало правительство повышать ставки и ужесточать монетарную политику. Экономики с большим внешним долгом, такие как Южная Африка, Турция и Венгрия, по-прежнему находятся в очень уязвимом положении. Но большинство развивающихся стран сегодня наслаждаются профицитами текущего счета и имеют большие валютные резервы. У многих зафиксирован профицит бюджета, или состояние, близкое к равновесию. Это оставляет им массу возможностей для финансового стимулирования при необходимости. Возможно, наиболее мощная поддержка процесса де-корреляци исходит от самой Америки. Прибыль крупных компаний за 4 квартал, таких как Coca-Cola, IBM и DuPont оказалась на удивление внушительной, благодаря тому, что продажи в развивающиеся страны компенсировали резкое снижение спроса внутри страны. Иными словами, некоторый американский бизнес растет быстрее собственной экономики. Немного везения, и мировая экономика перерастет покровительство Штатов.
По материалам печатного издания The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу