Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Было ваше - стало наше » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Было ваше - стало наше

Вчера, 19:58 giovanni1313

Давным-давно, в 2003 году, двум предпринимателям из Кремниевой долины Алексу Уэлчу и Даррену Кристалу пришла в голову гениальная идея для интернет-стартапа. А что, если они создадут сервис, куда пользователи смогут загружать свои фото и картинки, и иметь доступ к ним через Интернет?

Еще никто не знал, что такое «облако» — но потребность в такой модели уже была. Сервис, названный ”Photobucket”, набирает популярность с головокружительной скоростью. И становится практически безальтернативным решением для хостинга картинок для бесчисленного множества форумов и домашних страничек. ”MySpace” и вот это вот всё.

К 2010 году число пользователей сервиса достигает 100 миллионов. В день на хостинг загружалось 4 млн. изображений. На сервис приходилось 2% всего американского интернет-трафика — совершенно гигантские объемы. В 2011 «Твиттер» выбрал ”Photobucket” в качестве партнера для запуска функционала картинок в сообщениях.

Это был пик славы для ”Photobucket”. Даже до такого выдающегося гуру интернет-бизнеса, как Джек Дорси, со временем дошло, что зависеть от других сервисов в хостинге контента — не самая лучшая идея. Параллельно социальные сети медленно, но верно перетягивали на себя пользовательский интерес, оставляя всё меньше трафика форумам и независимым веб-страничкам. ИТ-гиганты наконец изобрели термин «облако», завернули его в обертку «экосистемы» и предложили пользователям варианты для более удобного хостинга изображений.

Было ваше - стало наше


”Photobucket” к этому времени был пару раз перепродан новым хозяевам. Пока количество пользователей росло, хозяева были готовы мириться с отсутствием денежного потока (бесплатность была одной из главных причин высокой популярности сервиса). А вот когда бизнес пошел под гору…

Когда бизнес пошел под гору, терпение собственников подошло к концу. Либо мы замонетизируем его сейчас — либо не замонетизируем никогда, подумали они. И поскольку таланта у этих ИТ-деятелей было еще меньше, чем у Джека Дорси, попытка монетизации ”Photobucket” загнала предпоследний гвоздь в крышку гроба сервиса.

28 июня 2017 года, в 4 часа утра, без объявления войны пользователи, не удосужившиеся заранее оплатить подписку, увидели, что их изображения больше не показываются на веб-страницах. Вместо них появился стандартный баннер: «Дай денег!» «Пожалуйста, обновите свой аккаунт, чтобы подключить хостинг для третьих лиц». Однотипные баннеры усеяли десятки тысяч форумов, блогов, интернет-аукционов и других веб-площадок. Весь визуальный контент пропал. Для понимания масштаба: к этому моменту на серверах ”Photobucket” хранилось более 10 млрд. изображений.



Но это была только первая часть хитрого плана капиталистов. Вторая часть была гораздо суровее. Предвидя, что платить деньги — а запросили хозяева ”Photobucket” совершенно безумные 400 долларов в год! — согласятся очень немногие, площадка ограничила возможности по трансферу изображений на другие сайты. Бесплатные пользователи могли скачивать картинки только по одной. Чем больше человек залил на сервис — тем утомительнее была для него процедура переезда.

Да, друзья: это в случае мафии вход стоит рубль, а выход — два. В случае америкэн капитализм вход бесплатный. Зато выход стоит четыреста.

Сказать, что пользователи испытали шок, трепет, гнев и фрустрацию — не сказать ничего. Репутация конторы была похоронена за один день. А с ней, соответственно, и приток новых пользователей. Никому не нравятся предложения, от которых нельзя отказаться. ”Photobucket” еще попытался потрепыхаться, через годик снизив стоимость подписки до адекватных значений. Чтобы те, кто не захотел выскакивать за 400, могли выскочить за 5-10 долларов. Но бизнес к тому времени был практически похоронен.



”Photobucket” так бы и продолжил потихоньку скользить к забвению. Но, к его счастью, у нас тут внезапно случилась ИИ-революция. И внезапно оказалось, что десять миллиардов изображений — это не просто мертвый груз, «центр издержек», требующий дорогой аренды серверного оборудования. Десять миллиардов изображений — это еще и ценнейший актив. Это данные, за которые разработчики ИИ готовы платить очень приличные деньги.

Почуяв в воздухе запах денег, менеджмент ”Photobucket” оживился… Ну как «менеджмент» — в конторе в данный момент работает 10 человек, больше остатки бизнеса прокормить не могут.

Если судить по рынку лицензирования контента для ИИ, одно изображение может стоить три американских цента. То есть на кону потенциально могут стоять сотни миллионов долларов. За каждую сделку. Наверняка это в десятки, если не в сотни раз больше нынешней прибыли компании. Практически свалившееся с неба богатство.



Но на пути к валяющемуся богатству стояло одно небольшое препятствие. Пользовательское соглашение ”Photobucket” было составлено еще до всяких ИИ-революций. В отличие от действующих сервисов, имеющих возможность оперативно подправить текст и дать пользователю кликнуть на кнопку «я согласен», большая часть пользовательских аккаунтов ”Photobucket” была «мертвыми». У конторы формально не было прав на пользовательский контент. И раздобыть эти права было не так просто.

Вернее, слово «раздобыть» не слишком точно отражает суть процесса. Более точным будет термин «экспроприировать». Или его русский эквивалент «присвоить». Что ж, с такой постановкой задачи альтернатив у компании ”Photobucket” не было. Капиталисты они или нет? Капиталисты. На кону девятизначная сумма. С девятизначными суммами просто не бывает никогда. За них еще нужно побороться.

И борьба за экспрориацию началась. Поскольку мало кого вдохновит предложение просто так отдать права на свои фотографии, юристы сочинили письмо, в котором пользователя настойчиво просили зайти в свой аккаунт. Якобы для того, чтобы «обезопасить» его данные. И пугая, что, если пользователь проигнорирует письмо, с его аккаунтом случится что-то нехорошее.



Тех, кто кликнул ссылку и попал на сайт ”Photobucket”, тут же встречал всплывающий баннер, требующий согласиться с обновленными Условиями использования и Политикой приватности в области биометрической информации. Если же пользователь вдруг не захотел соглашаться — его сразу же предупреждали, что аккаунт будет удален. Вместе со всеми фото. Всё, шутки кончились. «Так не доставайся же ты никому!»

А как же «мертвые» аккаунты? Менеджмент посовещался, взвесил все за и против. На одной чаше весов были права пользователей. На другой — девятизначная сумма. И вынес суровый, но справедливый вердикт: все, кто не кликнет на соглашение вручную через 45 дней после e-mail-рассылки, будут считаться согласными с ней автоматически. Шах и мат, уважаемые господа пользователи! Было ваше — стало наше.

Надо сказать, что в США к подобной экспроприации пользовательских данных закон относится вполне либерально. Это вам не Европа с ее удушающим гнетом регулирования. Это Америка, земля предпринимательского динамизма и интенсивного лоббирования коммерческих интересов в органах власти.



Но даже в Америке несколько штатов имеют достаточно строгое регулирование в отношении биометрических данных. Лицо человека является одним из видов биометрии. Поскольку речь идет в том числе о фотографиях, и фотографий с лицами в распоряжении ”Photobucket” имеется гораздо больше, чем фотографий без лиц, очень увесистая часть архива компании подпадает под действие местных законов о защите биометрии.

Именно эта особенность и заставила ”Photobucket” составить отдельное соглашение в области биометрии, в котором она заставила пользователей максимально полно отказаться от своих прав и максимально вывести свои действия из-под рамок данных законов. А поскольку отделаться от законов одними кликами невозможно, компания еще и сослалась на собственную беспомощность в определении того, на кого распространяется защита данных. Типа «мы не смогли определить геолокацию пользователей», поэтому экспроприировать будем всех, без разбора.

И вот тут чрезмерная жадность ”Photobucket” может привести к печальным для нее последствиям. В 2017, когда дело касалось только внутренней работы компании, у судебных разбирательств было мало перспектив. Сейчас, когда речь идёт о незаконной продаже биометрических данных третьим лицам, появился хороший шанс дать экспроприаторам по рукам.



Поэтому на этой неделе несколько инициативных граждан подали коллективный иск на ”Photobucket” и со-ответчиков. Истцы хотят наказать экспроприаторов долларом. Компенсация за неправомерное использование биометрических данных, согласно закону, может составить до 5 тыс. долларов. Плюс некая сумма может причитаться пострадавшим в рамках гражданского спора. Довольно увесистые расходы на фоне 3 центов за фотку, которые можно получить от ИИ-компаний.

Со-ответчиками по этому иску как раз будут выступать пока ИИ-компании, успевшие купить у ”Photobucket” данные. Пока неизвестно, кто именно это был. Но устрашающий эффект этой меры значителен: теперь юридические отделы ИИ-компаний десять раз подумают о легальной чистоте покупаемых данных, прежде чем совершать сделку.

Впрочем, полностью сбрасывать со счетов парадигму Кремниевой долины ”ask for forgiveness, not for permission” пока не стоит. Мера больше угрожает рядовым стартапам: у технологических гигантов и с доступом к изображениям попроще, и сил для боданий в судах побольше.



Что касается коллективности иска (к которому может присоединиться любой желающий) — то увесистые суммы компенсаций вряд ли возможны при таком большом числе пострадавших. Взять с ”Photobucket” можно очень немного. В худшем случае этот иск попросту обанкротит компанию, и миллионам пользователей достанутся разве что копейки.

Но пока до окончательного вердикта в этом деле очень далеко. В судах США идет уже много тяжб по поводу использования данных для обучения ИИ — но в этой шансы наказать ответчика пока выглядят самыми высокими. И это может несколько поумерить аппетиты ИИ-индустрии, которая сейчас верит в собственную неуязвимость.

При этом сейчас в эту сферу приходит политика: новая американская администрация объявила развитие ИИ национальным приоритетом. И здесь придется что-то выбирать: либо развитие ИИ, либо барьеры на пути экспроприации данных. Третьего не дано.