Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Проблема с облигациями в Британии напомнила о долговом кризисе 70-х » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Проблема с облигациями в Британии напомнила о долговом кризисе 70-х

Сегодня, 18:43 Bloomberg
Недавний кризис с британскими облигациями можно сравнить с крахом мини-бюджета Лиз Трасс в 2022 году, но, возможно, более уместной была бы параллель с долговым кризисом 1970-х годов.

Таков анализ бывшего члена правления Банка Англии Мартина Уила, который считает, что лейбористскому правительству, возможно, придется прибегнуть к мерам жесткой экономии, чтобы заверить рынки в своей способности справиться с растущим долговым бременем Великобритании, если настроения не изменятся.

За последние несколько дней стоимость долгосрочных заимствований в Великобритании резко возросла, а фунт стерлингов упал - редкое сочетание, которое может свидетельствовать о том, что инвесторы потеряли веру в способность правительства сдерживать рост государственного долга и инфляции.

Как правило, более высокая доходность поддерживала бы валюту, но в четверг утром, 9 января, фунт стерлингов опустился ниже 1,23 доллара, или до самого низкого уровня с ноября 2023 года, начав год выше 1,25 доллара. Тем не менее, последние трудности с валютой не такие серьезные, как в сентябре 2022 года, когда она упала с уровня, близкого к 1,17 доллара, до уровня ниже 1,07 доллара за пару недель.

И проблемы на британском рынке - не единичный случай, так как они происходят на фоне глобальной распродажи облигаций.

По словам Уила, последние события напоминают ему “кошмар” долгового кризиса 1976 года, который вынудил правительство страны обратиться к Международному валютному фонду за финансовой помощью. Нынешний резкий рост долговых расходов также угрожает лишить канцлера казначейства Рейчел Ривз “скудных” 9,9 млрд фунтов стерлингов (12,2 млрд долларов) резерва в соответствии с ее бюджетными правилами и создать нестабильность в преддверии официального обновления финансового плана страны 26 марта.

Другие экономисты и инвесторы объясняют колебания рынка скептицизмом в отношении обещания лейбористов профинансировать значительное увеличение расходов.

“Мы действительно не видели такого ужасного сочетания резкого падения фунта стерлингов и повышения долгосрочных процентных ставок с 1976 года. Это привело к обращению за финансовой помощью к МВФ. Мы пока не в таком же положении, но, должно быть, это один из кошмаров канцлера”, - сказал в интервью Bloomberg Уил, ныне профессор экономики Королевского колледжа Лондона.

Напомним, что почти полвека назад Британия обратилась к МВФ за кредитом в размере 3,9 млрд долларов после того, как большой дефицит бюджета и торгового баланса вверг страну в кризис. Взамен правительство согласилось на жесткие меры экономии, введенные фондом. И вот сегодня Британия снова столкнулась с двойным дефицитом.

Стоимость заимствований
В среду, 8 января, доходность 10-летних государственных облигаций подскочила на целых 14 базисных пунктов - до 4,82%, что является самым высоким показателем с августа 2008 года. Фунт упал по отношению ко всем основным валютам. Снижение составило более чем на 1% по отношению к доллару. Британские фондовые индексы тоже понесли потери.

Стоимость государственных займов Великобритании с начала года росла даже быстрее, чем во Франции, которая переживает политические потрясения, занимает больше средств и имеет более внушительный госдолг. Хотя долг Великобритании по-прежнему ниже, чем у США, Франции, Италии и Японии, официальные данные показывают, что его бремя приближается к 100% ВВП после скачка во время пандемии. Управление по бюджетной ответственности прогнозирует, что дефицит останется высоким на уровне 4,5% от объема производства в 2024-25 годах, а затем снизится в ближайшие годы, хотя и более медленными темпами, чем ожидалось при предыдущем правительстве.

Инвесторы финансового рынка заявили, что внимание к Великобритании отражает опасения по поводу того, как лейбористы смогут реально реализовать свои бюджетные планы, которые подкреплены оптимистичными прогнозами экономического роста, а также опасения по поводу базовой инфляции. Банк Англии придерживается осторожного подхода к снижению банковской ставки, поскольку ожидает, что инфляция снова вырастет до 2,8% в конце этого года.

Уил утверждает, что в случае ухудшения текущих рыночных условий у лейбористов не будет иного выбора, кроме как сократить расходы и повысить налоги, чтобы убедить рынки в том, что “долг управляется должным образом”.

По оценкам Deutsche Bank, процентная нагрузка Великобритании в 2029/30 году будет на 10 млрд фунтов выше, чем ожидалось, когда Ривз представляла свой бюджет. В то же время Дэн Хэнсон из Bloomberg Economics оценивает дополнительные издержки от повышения доходности примерно в 12 млрд фунтов.

Несколько участников рынка также провели параллели с забастовкой в 2022 году после того, как глава казначейства при Трасс Квази Квартенг объявил о серии масштабных сокращений налогов и бюджетных обязательств, но отметили, что на этот раз события развивались с другой скоростью. Нил Биррелл, директор по инвестициям Premier Miton Investors, сравнил недавние рыночные события с тем, что “происходило примерно во времена принятия бюджета Лиз Трасс”.

Сходство этих событий также подчеркивается необычным поворотом событий в четверг, когда представители Трасс написали действующему премьер-министру Киру Стармеру письмо, призывая его прекратить обвинять ее в крахе экономики. В письме, копия которого попала в распоряжение Bloomberg, адвокаты Трасс утверждают, что претензии являются ложными и были сделаны с целью нанести политический ущерб в преддверии прошлогодних выборов.

“Это не работает”
Независимо от исторических сравнений, скептицизм в отношении планов лейбористов, похоже, усилился. Ссылаясь на представленный 30 октября Ривз проект бюджета, который знаменовал собой второе по величине повышение налогов в истории Великобритании, Биррелл сказал: “Это не сработает”.

Майк Ридделл, портфельный менеджер Fidelity International, при этом отметил, что сочетание более слабого фунта и более высоких цен на золото имеет “зловещие отголоски августа-сентября 2022 года. “Если так будет продолжиться, это потенциально может привести к бегству капитала”, - добавил эксперт.

Старший европейский стратег по ставкам ING Майкл Туккер был менее категоричен. Он сказал, что дальнейшее ослабление фунта стерлингов “должно быть ограниченным”.

А представители казначейства заявляют, что их финансовые правила “не подлежат обсуждению, и правительство будет держать государственные финансы железной хваткой”. Они добавили, что долг Великобритании является вторым по величине среди стран “Большой семерки”, и только Управление по бюджетной ответственности - официальный финансовый надзорный орган - может точно предсказать уровень резерва. “Все остальное - чистая спекуляция”.

Банк Англии же сообщил, что следит за рынками, и для него это обычная практика.

Негативная реакция рынка, напомним, последовала за неделями плохих экономических новостей. Экономический рост замедлился после убедительной победы лейбористов на выборах в июле, а деловые настроения ухудшились после того, как Ривз повысил налоги более чем на 40 млрд фунтов стерлингов. ВВП не изменился за три месяца до сентября и, возможно, останется на прежнем уровне до конца 2024 года.

Предусмотренные в бюджете планы по привлечению дополнительных 140 млрд фунтов стерлингов для борьбы с изменением климата и восстановления общественной инфраструктуры также напугали инвесторов, поскольку сумма оказалась примерно вдвое больше, чем ожидали рынки. Перед принятием бюджета МВФ заявил, что долговые риски в Великобритании “повышены”, а “отсутствие надежных планов по их преодолению может спровоцировать неблагоприятную реакцию рынка”.

“Болезненные последствия”
Решение Ривз оставить себе минимальную защиту от введенного ею самой бюджетного правила, чтобы оплачивать повседневные расходы за счет налогов, усилило неопределенность на рынке и поставило под угрозу ее авторитет.

Теперь у нее нет резерва, что вынудит ее вернуться к сокращению расходов или повышению налогов в марте, если ничего не изменится. Официальные лица уже дали понять, что она предпочла бы сократить расходы.

“Предстоящее весеннее заявление, обзор расходов и осенний бюджет, вероятно, станут болезненным продолжением исторического инаугурационного бюджета канцлера”, - сказал Санджай Раджа, главный британский экономист Deutsche Bank.

Уил добавил, что бюджетные проблемы назревали в течение длительного времени, потому что сменявшие друг друга бывшие канцлеры-консерваторы также не смогли справиться с растущим долговым бременем Великобритании, которое сейчас находится на самом высоком уровне с начала 1960-х годов.

“Политика последних 20 лет заключалась в том, чтобы позволять им расти, когда дела идут плохо, и не снижать их, когда светит солнце. Возможно, удивительно, что рынки только сейчас начинают беспокоиться по этому поводу”, - сказал Уил.