Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стоит ли доверять золотовалютные резервы России дяде Сэму? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стоит ли доверять золотовалютные резервы России дяде Сэму?

СМИ принесли два сообщения, одно вслед за другим
10 февраля 2010
СМИ принесли два сообщения, одно вслед за другим.

Первое. Одно из трех крупнейших международных рейтинговых агентств Moody’s Investors Service предупредило, что может лишить Соединенные Штаты Америки наивысшего кредитного рейтинга "Aaa". "В настоящее время мы с весьма умеренным оптимизмом относимся к заверениям, что экономика США обретет прежний динамизм, однако, если этого не произойдет, нам придется задуматься над тем, как это скажется на госбюджете. Если американская экономика еще какое-то время продолжит расти анемичными темпами, правительству придется столкнуться с проблемой бюджетных поступлений", - сказал Стивен Гесс, возглавляющий в Moody’s Investors Service отдел группы риска снижения кредитного рейтинга.
Другое агентство такого же ранга - Standard & Poor’s - также обеспокоено снижением надежности экономики США и слегка понизило рейтинг Калифорнии из-за большого бюджетного дефицита. Долг штата превышает $63,9 млрд.

Второе сообщение от агентства Bloomberg. Конгресс США одобрил увеличение государственного долга на 1,9 трлн долларов, до уровня 14,3 трлн долларов. Это значит, что администрации Барака Обамы позволили потратить в 2011 финансовом году 3,8 трлн долларов при ожидании поступлений в бюджет менее 2 триллионов. Тревожный рекорд бюджетного дефицита - 10,6% ВВП.

Год назад у 38 штатов был дефицит бюджета, теперь из 50 штатов бездефицитный бюджет имеет лишь один Техас.
Перспектива? В ближайшие десять лет совокупный госдолг увеличится с нынешних 55% до 77% от ВВП. А вместе с долгами, которые делают правительства каждого штата, уровень совокупного долга США к 2020 г., по прикидке Moody’s, превысит размер годового ВВП.

Предупреждению агентства Конгресс США не внимает. Долг будет дальше расти, а надежность крупнейшего в мире государства-должника снижаться.
Надо ли ждать, что в ближайшее время обещание понизить рейтинг США будет исполнено?

Положение рейтинговых агентств в этой ситуации двусмысленное. С одной стороны, нельзя попасть впросак второй раз подряд. Как известно, крупнейшие рейтинговые агентства уже подмочили свою репутацию. Прозевали, просчитались, не предсказали надвигающейся угрозы. Они в канун кризиса продолжали выдавать завышенные оценки целому ряду тех самых финансовых организаций США, которые спровоцировали цепную реакцию кризиса, разразившегося в 2008 году. Высшие рейтинговые оценки утративших надежность фондов и банков усыпляли бдительность инвесторов, что привело к драматическому по глубине падения и масштабам распространения кризису.

Когда начался поиск виновных, то обвинения посыпались в первую очередь в адрес администрации президента США, досталось и агентствам.
Теперь, когда государство, спасающее от коллапса американскую национальную финансовую систему, полезло вглубь долговой ямы, чтобы латать дыры сотнями миллиардов ликвидности, оно само стало быстро терять надежность. Хвост вытаскивают - голова вязнет.

Надо бы ему понизить индекс доверия, если объективно оценивать, как всех. Но у государства США уникальноe положение.
Самая мощная экономика на планете, пока!
Самая мощная государственная и военная машина!
Доллар США признан резервной валютой для международных расчетов. Это доверие всех государств мира является фактором, усиливающим доверие к национальной денежной единице страны.

Самый надежный заемщик. Как можно сомневаться, если государство США всегда исправно платило по обязательствам? Поэтому надежность долговых ценных бумаг, выпущенных этим государством, никогда не ставилась под сомнение. Она превратилась за долгое время в догму, - утверждение, которое принимается на веру без сомнения. Она закрепилась в сознании очень большого числа людей в мире как истина на все времена. И чем больше людей верит в эту догму, тем труднее повернуть мышление к объективной реальной оценке.

Сомнения в надежности финансовой системы, прогнозы экспертов о потере доверия к доллару все чаще звучат в период кризиса. Но они тонут в потоке заверений других финансовых гуру, которым "очевидна" непотопляемость американской модели. Зачем зря паниковать, посмотрите на Японию, которая держится при госдолге в два раза превышающем ВВП.

Какой же силы нужен внешний "подземный толчок", чтобы он стал предупреждением, заставляющим всерьез задуматься о надвигающейся угрозе развала построенной на долгах финансовой системы?

Никто не знает. Нет объективных универсальных критериев, позволяющих безошибочно предсказать: при таком-то соотношении между долгом и ВВП может наступить обрушение. Тот, кто наблюдает за движением индексов на фондовом рынке, подтвердит, что предугадывают единицы. А большинство, видя как растут курсы ценных бумаг, стремятся вложить деньги, чтобы заработать и этим подстегивает дальнейший искусственный рост. Цены на бумаги компании "Рога и копыта" растут, предела не видно, кажется рост будет продолжаться бесконечно. И только когда происходит обвал, нам эксперты говорят: "Ясное дело, там был раздутый финансовый пузырь. Он лопнул".

Государственные облигации в этом смысле ничем не отличаются от корпоративных ценных бумаг. Положение усугубляет тот факт, что значительная часть госдолга США сконцентрирована в руках немногих государств-заимодателей. Если какое-то из этих государств, озабоченное преодолением собственных затруднений, начнет энергично избавляться от долговых расписок, нарисованных в США, поднимется цунами панического избавления остальных держателей. С другой стороны, построение долговой пирамиды свыше 14 трлн. долларов, сконцентрированной в одном лице, пусть даже это США, несет в себе колоссальный риск. Это государство уподобляется начинающему эквилибристу-канатоходцу, жонглирующему вместо тарелок триллионными долгами. И чем больше груз этих долгов, тем более хрупким становится его равновесие. Заимодавцы должны теперь молить бога за предохранение Штатов от любых катаклизмов, природных, социальных, финансово-экономических: пусть благополучно разрешится назревающий конфликт между администрацией и финансовой верхушкой, которая умудрилась выжать из государства колоссальную помощь на сотни миллиардов и одновременно отстегнуть бонусов в разгар кризиса миллиардов на 145 долларов; пусть снизится безработица и начнется устойчивый рост производства; пусть США выйдут из существующих и не втягиваются в новые военные конфликты, чреватые нарушением хрупкого равновесия из-за увеличения расходов; наконец, пусть основные заимодавцы не вздумают делать резких движений по возврату долга, дабы не внести дисбаланс в эту финансовую пирамиду.

Вообще, при столь высокой концентрации долга в одном лице не заемщик, а наоборот, заимодавцы становятся заложниками ситуации.

Быть может внутренний голос и агентству Мудис подсказал эту тактику. Чтобы не обрушить внезапно безграничное доверие к колоссу, именуемому США, чтобы не посеять панику на мировых фондовых и валютных рынках, международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service ограничилось весьма деликатной предупредительной формой коррекции в оценках. Его уже нельзя будет обвинить в том, что не предупреждало. Понятливые предупреждены с осторожностью, позволившей не провоцировать вызывающих волну колебаний.

Только мы ничтоже сумняшеся продолжаем видеть в долговых обязательствах США самый надежный резерв. Находя подтверждение за забором у соседей. Логика: китайцы или японцы, которые накупили этих долговых обязательств больше нас, не глупее. Чего бояться? И даже гордость распирает грудь: вылезли совсем недавно из безнадежных должников, окончательно расплатились с Парижским клубом и превратились в одного из крупнейших кредиторов самих СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ!

Правда, расчетливая Европа не гонится за таким статусом, думает иначе! Международные резервы РФ, сообщает Центробанк, по итогам января текущего года составили 435,83 млрд долл.
Если около половины из них отданы под расписку в руки руководства США, в абсолютном долларовом выражении сумма рискованных вложений тянет в долларах миллиардов на 210. Для нашего государства это большие деньги. Можно построить и организовать производство как минимум на 210 современных солидных предприятиях и таким образом решить множество накопившихся проблем.

Но мы продолжаем непоколебимо верить, что такие вложения лучше, чем инвестиции в отечественное производство.
С одной стороны, надрывно зазываем, никак не привлечем инвесторов, чтобы развили, модернизировали нашу экономику. А с другой стороны, отдали в чужие руки колоссальные средства, которых достаточно для большой модернизации отечественного производства. Под незначительный процент они отданы дяде Сэму: пусть выправляет, если сможет, свою экономику.
А если не сможет? Если объявит дефолт? Плакали наши денежки?..
Нужен ли такой резерв, вероятность возврата которого снижается на глазах?
Стоит ли дожидаться момента, когда этот резерв подтвердит свою безнадежность? Выгодно ли инвестировать в иностранные красивые фантики, допустим под 4% годовых, чтобы одновременно платить за вложения инвесторам из-за кордона в нашу экономику в разы дороже?
Такие вот легкие сомнения!

Бабченко Анатолий, к.э.н., генеральный директор (ГК "Актив")