Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Про инфляцию и риски для бюджета » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Про инфляцию и риски для бюджета

7 февраля 2025 Financial One Табах Антон
$1500 получи мгновенно при открытии счета Startup бонус
Основные проинфляционные факторы, риски для российского бюджета и многое другое обсудили с макроэкономистом Антоном Табахом.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

В аналитическом сообществе часто наблюдается тенденция фокусироваться на каком-то одном показателе и слишком акцентировать внимание на нем. Однако, важно учитывать всю картину в комплексе. Инфляционное таргетирование предполагает множество факторов, и, хотя М2 (денежная масса) является важным показателем, его поведение меняется в зависимости от экономической ситуации. Опыт таргетирования М2 оказался не самым удачным, поэтому такая практика не получила широкого распространения.

Важно смотреть на все показатели, а не зацикливаться на одном. Инфляция зависит от многих факторов, в том числе от госрасходов, а не только от денежной массы. Не получится просто перепоручить Центральному банку правительственную политику – это будет неправильно.

Сейчас инфляция, по сути, снижается благодаря высоким процентным ставкам, и рубль в этом процессе не играет против нее, то есть не способствует росту инфляции. В то же время, тарифы, конечно, оказывают давление в сторону роста инфляции, так как их индексация повышает стоимость товаров и услуг. Это создает некую двойственную динамику, где различные факторы могут работать в разных направлениях.

Кроме того, есть дополнительный инфляционный фактор, связанный с индексированием социальных выплат. Вместо 7%, как планировалось, выплаты проиндексированы на 9,5%, что вкупе с переносом индексации на январь (вместо февраля) усиливает давление на инфляцию. Хотя каждый из этих факторов по отдельности не является значительным, вместе они вносят свой вклад в увеличение инфляционных показателей.

Риски для бюджета
Что касается бюджетной политики, к сожалению, она далеко не всегда оказывается предсказуемой. В этом году ситуация будет непростой: на него приходится налоговая реформа. Да, бюджет станет более щедрым на расходы, но при этом его вторая рука будет изымать средства из экономики. Например, обещанный возврат налоговых средств для менее обеспеченных граждан будет осуществлен только в 2026 году. Важно понять, каким будет календарь кешбэка: возможно, он окажется растянут во времени.

Что мы видели в прошлом году? Бюджет хорошо пополнился, расходы были более-менее управляемыми, но в декабре наблюдались значительные выплаты и заимствования. Это, в свою очередь, создает инфляционное давление на начало года. ЦБ, конечно, учитывает это, понимая, что госрасходы способствуют инфляции. Бюджет текущего года достаточно жесткий, бюджетный импульс не очень большой. Налоговые меры и индексация тарифов монополий добавляют примерно 1,5% к инфляции, что объясняет решение ЦБ перенести достижение инфляционной цели на 2026 год.

Необходимо также учитывать возможные шоки для бюджета, такие как мировая тарифная война и ухудшение внешней конъюнктуры для России. Вероятность таких событий сейчас меньше, чем два месяца назад, но ситуация остается нестабильной. Мы видим, как принимаются решения в крупнейших экономиках, и как это влияет на нашу страну. Пакет санкций против российской нефтегазовой отрасли, например, может потребовать больших затрат, но важно понимать, что вероятность такого развития событий снизилась. Кроме того, необходимо учитывать потенциальные последствия резкого охлаждения геополитической ситуации.

Еще один момент: налоговые изменения были анонсированы заранее, что могло привести к переносу части активности в четвертый квартал, чтобы снизить налоговые выплаты. Это значит, что в первом квартале мы, скорее всего, увидим снижение доходов и экономической активности, так как многие операции были перенесены на конец прошлого года.