Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Магнит: анализ бизнеса и перспектив » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Магнит: анализ бизнеса и перспектив

3 марта 2025 Тинькофф Банк | Магнит
$1500 получи мгновенно при открытии счета Startup бонус
Мы нейтрально смотрим на акции Магнита и сохраняем рекомендацию «держать» с целевой ценой 5 400 руб/акция. Бумаги компании будут исключены из индекса Мосбиржи с 21 марта 2025 года, что в краткосрочной перспективе может оказать дополнительное давление на котировки ритейлера на фоне выхода пассивных фондов из акций.

Магнит: рыночное положение и бизнес-сегменты

Магнит — второй игрок на российском рынке продовольственного ритейла с долей почти 13%, по данным INFOLine на конец 2023 года. Около 365 тысяч сотрудников компании обслуживают более 30 тысяч магазинов. Ритейлер фокусируется на развитии мультиформатной модели, которая включает в себя следующие бизнес-сегменты.

Магазины у дома

Магнит и Дикси

Ключевой для компании сегмент, который генерирует почти 70% всей выручки по состоянию на конец первого полугодия 2024-го. В среднем один магазин сети имеет площадь примерно 349 кв. м и предлагает на продажу около 5 290 товарных позиций.

Супермаркеты и гипермаркеты

Магнит Семейный, Магнит Экстра и Самбери

Сеть Магнита насчитывает 481 магазин крупного формата и приносит компании порядка 9% выручки. В среднем каждый магазин занимает 850—5 000 кв. м и предлагает 14—24 тысячи товарных позиций.

Дрогери

Магнит Косметик

Крупнейшая российская сеть дрогери, которая насчитывает 7 931 магазин и приносит ритейлеру около 8% выручки. В среднем магазин имеет площадь около 229 кв. м и предлагает на продажу почти 8 200 товарных позиций.

Дискаунтеры

Моя цена и Первый выбор

Магнит продолжает развивать форматы магазинов с низкими ценами и фокусом на собственные торговые марки в ответ на тренд рационального потребления среди потребителей. На данный момент у ритейлера есть два формата дискаунтеров:

мягкие дискаунтеры Моя цена (1 176 магазинов со средней площадью 150—300 кв. м по состоянию на конец 2023 года);
экспериментальный формат жестких дискаунтеров Первый выбор (53 магазина по состоянию на конец 2023-го).

Электронная коммерция

Магнит Доставка и Магнит Маркет

С 2020 года Магнит активно развивает онлайн-направление, включая собственный сервис Магнит Доставка. Через приложение доступны доставка и самовывоз из продуктовых магазинов, дрогери и аптек. К середине 2024-го онлайн-сервисы охватывали 26 500 магазинов, обеспечивая товарооборот (GMV) в размере 42,9 млрд рублей. Компания продолжает расширять онлайн-направление: в ноябре 2023 года Магнит приобрел маркетплейс KazanExpress, на базе которого в мае 2024-го запустил Магнит Маркет, интегрированный в программу лояльности.

Операционные показатели Магнита
Динамика LFL-продаж

LFL-продажи — это продажи в сопоставимых магазинах, которые были открыты и работают не менее года.

С середины 2023 года LFL-продажи Магнита показывают значительный рост на фоне ускорения продовольственной инфляции, однако LFL-трафик остается нестабильным. За последние четыре квартала его волатильность объясняется оттоком покупателей из Дикси, супермаркетов Магнит и Магнит Косметик — это происходит из-за ужесточения конкуренции в том числе со стороны маркетплейсов в непродовольственном сегменте. Однако отметим, что в первой половине 2024-го LFL-трафик Дикси и Магнит Косметик вернулся в положительную зону.

Магнит: анализ бизнеса и перспектив


Мы ожидаем замедления LFL-продаж Магнита в ближайшие годы под воздействием следующих факторов.

Рост конкуренции: усиление позиций маркетплейсов и агрессивное расширение дискаунтеров создадут дополнительное давление на трафик.
Увеличение доли дискаунтеров: развитие формата EDLP (Every Day Low Price) приведет к снижению средних цен и ограничит возможность переноса инфляции на потребителя.
Замедление темпов продовольственной инфляции: ослабление инфляционного фактора снизит номинальный рост продаж и уменьшит стимулы для повышения цен в ритейле.

Динамика торговых площадей

Увеличение торговых площадей остается ключевым драйвером развития Магнита, обеспечивая расширение сети за счет новых магазинов и/или M&A-сделок. По нашим прогнозам, к 2030 году доля магазинов у дома (Магнит, Моя цена, Первый выбор) вырастет до 66%, тогда как доля супермаркетов сократится до 7% из-за перетока трафика. Темпы открытия новых магазинов замедлятся на фоне насыщения рынка и жесткой конкуренции, а уровень закрытия точек останется стабильным. Это позволит компании удерживать позиции и наращивать присутствие даже в условиях консолидации рынка.



Финансовые показатели Магнита

Выручка

По итогам первого полугодия 2024-го выручка Магнита увеличилась на 18,8% г/г. Драйверами роста стали:

увеличение LFL-продаж на 10,7% при средней продовольственной инфляции на уровне 8,6%;
расширение торговой площади на 6,4%.

Далее мы прогнозируем постепенное замедление роста выручки за счет снижения темпов продовольственной инфляции и замедления роста открытий новых магазинов на фоне консолидации рынка.



Валовая рентабельность

В 2020–2023 годах валовая маржа Магнита последовательно снижалась с 23,5% до 22,7%. Мы ожидаем продолжения этой тренда и в будущем за счет следующих факторов.

Рост промоактивности на фоне усиления ценовой чувствительности потребителей и тренда на рациональное потребление.
Давление на маржу будет оказывать увеличение доли дискаунтеров из-за более низкой наценки в этом сегменте.
Рост логистических затрат будет быстрее роста выручки из-за индексации зарплат водителей на фоне их дефицита.



EBITDA

В последние годы Магнит демонстрировал рентабельность по EBITDA (IAS 17) на уровне 6,5—7%. Однако мы прогнозируем, что в текущем году данный показатель снизится до 5,3% по следующим причинам.

Рост затрат на персонал: значительная индексация зарплат водителей, сотрудников магазинов и складов из-за дефицита кадров.
Усиление промоактивности в силу ужесточения конкуренции в продовольственном ритейле.
Давление онлайн-продаж: ритейлеры жертвуют частью маржи, инвестируя в доставку для расширения присутствия в этом сегменте.



Долговая нагрузка

Коэффициент чистый долг/EBITDA у ритейлера последовательно растет с 2022 года, так как:

Магнит провел масштабный байбэк 29,7% акций у нерезидентов за 79 млрд рублей в 2023 году;
вошел в активную инвестиционную фазу.

По состоянию на конец первого полугодия 2024-го данный коэффициент составил около 1,4x. Мы ожидаем сохранения показателя на этом уровне до конца текущего года. При этом прогнозируем, что величина чистого долга Магнита достигнет пика на фоне:

расширенной капитальной программы;
выплаты щедрых дивидендов, которые ритейлер фактически заплатит из заимствований, а не из свободного денежного потока.

Отметим, что в 2025 году компании предстоит погасить долговые обязательства на 249 млрд рублей. Только часть из них будет рефинансирована ввиду текущих высоких ставок на долговом рынке.



Чистая прибыль

По итогам 2024 года мы ждем снижения рентабельности по чистой прибыли до 1,6% — это ниже уровня 2023-го в основном из-за увеличения процентных платежей. В этом году прогнозируем дальнейшее сокращение маржинальности. Это связано не только с крупными затратами на обслуживание долга, но и с повышением ставки налога на прибыль до 25%.



Свободный денежный поток (FCF)

Мы ожидаем, что в 2024–2025 годах FCF Магнита окажется под давлением в основном из-за увеличенной программы капзатрат и роста оборотного капитала. Последний будет расти на фоне:

роста авансов за импортную продукцию;
увеличения запасов из-за недостаточно развитой логистической инфраструктуры в новых регионах.



Дивиденды Магнита

Выплаты акционерам являются важной составляющей инвестиционного кейса Магнита. Однако дивидендная политика компании не предполагает конкретной привязки к чистой прибыли по МСФО или свободному денежному потоку.

Согласно дивидендной политике, совет директоров определяет размер выплат, исходя из:

размера прибыли по РСБУ, которая осталась после налогообложения за соответствующий период (чистая прибыль);
финансово-хозяйственных планов компании на последующие периоды;
структуры оборотных средств на конец соответствующего периода;
долговой нагрузки на конец соответствующего периода.

Мы предполагаем, что базово при определении размера дивидендов совет директоров Магнита ориентируется на свободный денежный поток группы по МСФО после капитальных расходов и расчетов по долговым обязательствам. По нашим прогнозам, целевой коэффициент выплат будет находиться на уровне 75% от FCF. Вместе с тем стоит учесть и потребность крупнейшего акционера Магнита группы Marathon Group в постоянном денежном потоке от компании. Это и приводит к относительно крупным дивидендным выплатам ритейлера. Однако в конце декабря внеочередное собрание акционеров Магнита было признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума — на это собрании должны были утвердить рекомендованные советом директоров дивиденды в размере 560 руб/акция. Это подтверждает наш тезис о низкой прозрачности в корпоративном управлении ритейлера, что добавляет волатильности его котировкам. При этом мы находим отказ от дивидендов правильным тактическим решением ввиду значительного объема погашений долговых обязательств в 2025 году и активной стадии инвестиционной фазы Магнита.

По нашим оценкам, в следующие 12 месяцев Магнит может выплатить дивиденды за 2024 год и первое полугодие 2025-го на общую сумму в 864 руб/акция. Доходность такой выплаты к текущей цене — около 19%.

Наше мнение по акциям Магнита

Мы нейтрально смотрим на акции Магнита и сохраняем рекомендацию «держать» с целевой ценой 5 400 руб/акция. Бумаги компании будут исключены из индекса Мосбиржи с 21 марта 2025 года, что в краткосрочной перспективе может оказать дополнительное давление на котировки ритейлера на фоне выхода пассивных фондов из акции.

Ждем финансовые результаты компании за второе полугодие и целый 2024 год и новостей касательно дивидендов. После этого мы можем обновить наш таргет и прогноз дивидендной доходности на 2025 год.

Сравнение Магнита с другими продовольственными ритейлерами

EBITDA и чистая прибыль компаний рассчитаны в соответствии со стандартом IAS17.