• Более половины американских пар, вступающих в брак, впервые предпочли искусственные бриллианты.
• Определяющими факторами для покупателей становятся стремительное снижение цен и рост доступности.
• Продажи натуральных камней в мире снижаются, искусственных — растут в денежном выражении.
• Долгосрочные риски для алмазно-бриллиантового рынка сохраняются.
• Продолжаем смотреть «Негативно» на акции АЛРОСА с потенциалом снижения.
В деталях
Искусственные камни впервые потеснили натуральные. В чем причина?
Опрос крупнейшего в США свадебного интернет-портала Knot впервые показал, что в прошлом году более половины пар выбрали помолвочное кольцо с искусственным бриллиантом. В опросе приняли участи около 17 тыс. американских пар, вступивших в брак в 2024 г. или планирующих вступить в 2025 г. Так, 52% опрошенных предпочли кольцо с лабораторно выращенным бриллиантом, в то время как в 2023 г. доля составляла 46%, а в 2019 г. — 12%, как это показано на графике ниже.

Напомним, на свадебные кольца приходится более трети мирового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами, по данным Совета по натуральным алмазам (Natural Diamond Council). При этом, по расчетам De Beers, больше половины продаж ювелирных изделий с бриллиантами обеспечивают США.
Всплеск интереса к искусственным камням не удивляет: украшения с синтетическими бриллиантами в последнее время существенно подешевели, а значит, стали доступнее. Кроме того, появилась возможность купить бриллианты большего размера по более низкой цене.
Увеличивающийся разрыв хорошо виден на графике ниже, который показывает, как менялись цены на искусственные и натуральные бриллианты в розничном сегменте. Если в 2017 г. дисконт первых ко вторым составлял около 18%, то в 2024 г. он существенно вырос — до 85%.

В структуре мирового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами в денежном выражении доля искусственных бриллиантов также растет. В 2019 г. она составляла 6%, а в 2023 г. повысилась уже до 18%.

В частности, в 2023 г. реальные продажи натуральных бриллиантовых изделий сократились на 16% к 2019 г., в то время как искусственных — утроились. Цифры скорректированы на уровень инфляции в США с 2019–2023 гг.
На этом фоне алмазно-бриллиантовый рынок сталкивается с серьезным кризисом: цены падают с середины 2022 г., лидеры отрасли показывают слабые результаты.
Как отразится смена предпочтений на АЛРОСА
На протяжении более двух лет мы осторожно смотрим на перспективы алмазно-бриллиантовой отрасли. Настроения покупателей кардинально изменились: популярность искусственных камней неуклонно растет, а предпочтения более молодого поколения смещаются в пользу впечатлений, а не товаров.
Оперативным индикатором, подтверждающий наш взгляд, выступает торговая статистика по импорту алмазов/экспорту бриллиантов в Индии. Напомним, по итогам февраля страна снизила импорт алмазов в годовом выражении на 47%, а экспорт бриллиантов — на 18%. Таким образом, признаков разворота в отрасли пока не видим.
Сохраняем «Негативный» взгляд на акции АЛРОСА. Считаем, что оценка по мультипликатору Р/Е сильно завышена — более 20х по спотовым ценам, в том числе с учетом заметного укрепления рубля, против 6-7х исторически.
Напомним, у нас открыта идея «Шорт АЛРОСА». Ждем, что в ближайшее время на котировки АЛРОСА будут давить рекомендация не платить дивиденды за II полугодие 2024 г. и слабая отчетность по РСБУ (предварительно, конец апреля), динамика которой схожа с МСФО.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба