24 марта 2025 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина

Со временем ажиотаж вокруг игры поутих, но на прошлой неделе ее снова начали обсуждать в медиасреде. В среду, 12 марта, стало известно о том, что Scopely Inc., дочерняя компания Саудовского фонда национального благосостояния, приобретет игровой бизнес Niantic, создателя Pokemon Go, за $3,5 млрд.
Finam.ru рассказывает о феномене Pokemon Go и перспективах Niantic после продажи саудитам.
Рождение легенды
Японская франшиза «Покемон» началась в 1995 году с классических игр, выпущенных для приставки Nintendo Game Boy. За двадцать лет она разрослась до медиаимперии с собственным популярным мультсериалом и брендовым мерчем. К концу 2015 года по всему миру было продано свыше 279 млн копий видеоигр «Покемон», а сама франшиза принесла создателям $2,1 млрд.
Впервые мир узнал о Pokemon Go на Суперкубке в январе 2016 года. Мобильная версия была создана в честь 20-летия оригинальных игр про покемонов для Nintendo.
Создателями Pokemon Go стала американская компания Niantic совместно с японским правообладателем бренда The Pokemon Company. Прообразом игры стала первоапрельская шутка. В 2014 году Google и Pokemon Go объединились, запустив Pokemon Challenge на Google-картах, в котором игрокам нужно было виртуально прочесать весь мир, чтобы поймать всех 150 покемонов. Компания Niantic отделилась от Google в конце 2015 года, незадолго до выхода Pokemon Go. Цель создателей заключалась в привлечении геймеров в реальный мир, чтобы они занимались спортом и общались в процессе игры.
Успех Pokemon Go
Игра с дополненной реальностью Pokemon Go была выпущена в июле 2016 года. Задачей игроков была охота за покемонами в реальном мире с помощью GPS. Она произвела фурор и возглавила чарты игр во всех странах, где была выпущена. В течение первых нескольких недель игру скачали более 100 млн раз, она приносила создателям $10 млн ежедневно. За два месяца после выхода пользователи игры прошли 4,6 млрд км в поисках покемонов. К концу 2017 года они прошли 15,8 млрд км, что равно расстоянию от Земли до края Солнечной системы.
За первый месяц Pokemon Go принесла создателям $207 млн. В период расцвета у Pokemon Go было по 250 млн пользователей в месяц. Однако к декабрю 2016 года их число сократилось до 50 млн человек.
Популярность игры вновь начала расти в 2019 году, когда общее число скачиваний Pokemon Go перевалило за миллиард. В 2020 году выручка от игры впервые составила $1 млрд. В 2021 году компания Niantic была оценена в $9 млрд благодаря популярности Pokemon Go.
Однако затем цифры снова пошли вниз. Так, на конец 2023 года в Pokemon Go играли 55 млн человек по всему миру. В 2024 году игра принесла создателям доход $545 млн. Несмотря на спад Pokemon Go по-прежнему остаётся самой прибыльной и популярной игрой компании Niantic.
Что ждет Niantic?
Как пишет Bloomberg, компания Scopely, принадлежащая подразделению Государственного инвестиционного фонда Саудовской Аравии, помимо Pokemon Go также приобретёт у Niantic игры Pikmin Bloom и Monster Hunter Now вместе с командами, работающими над ними. По информации Scopely, игровой бизнес Niantic в прошлом году принес более $1 млрд дохода от 30 млн активных пользователей в месяц.
Scopely не станет приобретать бизнес Niantic по разработке картографических технологий, которым будет руководить генеральный директор компании Джон Хэнке. Это направление отделится в самостоятельную компанию и получит название Niantic Spatial.
Niantic Spatial получила $200 млн финансирования от Niantic и $50 млн от Scopely. Другие игры Niantic с дополненной реальностью, включая Ingress Prime и Peridot, останутся в Niantic Spatial. Два приложения, Campfire и Wayfarer, также будут проданы Scopely.
Campfire - инструмент, который позволяет людям встречаться в реальном мире, чтобы вместе играть в Pokemon Go (или другие игры Niantic), а Wayfarer - приложение, которое использует участников игр Niantic для составления карты реальных локаций для Pokemon Go.
У некоторых пользователей возникли вопросы по поводу безопасности данных игроков, передаваемых саудовской компании. Как сообщила Scopely порталу 404 Media, защита конфиденциальности и данных игроков имеет первостепенное значение как для Scopely, так и для Niantic. По словам представителей компании, данные игроков всегда обрабатывались и будут обрабатываться в соответствии со строгими законами и правилами конфиденциальности, а также будут храниться исключительно на серверах в США.
Кроме того, по словам представителей компании, точные данные о местоположении, которыми делятся игроки Niantic, сохраняются в течение ограниченного периода времени и используются только для важных игровых операций, например, для борьбы с мошенничеством и исправления ошибок. Если данные о местоположении больше не нужны для игры, они полностью удаляются из систем Niantic. Игроки также могут дать согласие на сканирование или съёмку видео в общественных местах, чтобы использовать новые возможности дополненной реальности. Анонимизированные версии этих сканов без каких-либо персональных данных игроков будут предоставлены новой компании Niantic Spatial в рамках соглашения о лицензировании технологий.
Однако пока неясно, будет ли продолжаться сотрудничество между Scopely и Niantic, и будет ли оно включать обмен данными, что будет с данными, которые собирает Scopely, как они будут монетизироваться и будут ли они передаваться Саудовскому фонду национального благосостояния.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба