24 марта 2025 The Economist
В статье The Economist говорится о том, что команда Дональда Трампа играет с огнем. На фоне взлета рынка и ввиду того, что технологии сделали инвестирование еще проще, американцы бросились в акции. В конце прошлого года домохозяйства и некоммерческие организации держали $38 трлн в акциях. Стоимость их активов резко возросла, увеличившись на 128% за последние шесть лет. В общей сложности такие активы сейчас стоят в 1,7 раза больше располагаемого дохода домохозяйств Америки, что более чем в два раза превышает исторический средний показатель и близко к самому высокому уровню за всю историю, которая тянется с 1947 года (см. диаграмму). Длительный спад на фондовом рынке будет иметь серьезные последствия как для политики, так и для экономики.

Самая большая опасность — это самоусиливающаяся нисходящая спираль между рынками и экономикой. Согласно опросу Мичиганского университета, в первые две недели марта доверие американских потребителей упало до самого низкого уровня почти за два с половиной года. (см. диаграмму), что давит на стоимость акций. Между тем, через «эффект богатства» падающие цены акций сами по себе давят на балансы домохозяйств и, следовательно, на их расходы. В 2019 году Габриэль Чодоров-Райх из Гарвардского университета, Альп Шимсек, работавший тогда в Массачусетском технологическом институте, а также Пламен Ненов из Норвежской школы бизнеса подсчитали, что один доллар дополнительного богатства увеличивает потребительские расходы чуть более чем на три цента. При этом, по данным Visa, такой эффект изменился в последние годы, и теперь потребительские расходы растут на 24 цента.

Даже с учетом нижней оценки эффекта богатства, падение стоимости фондового рынка на $4,5 трлн после недавнего пика по индексу S&P приведет к миллиардам долларов потерянных потребительских расходов в 2025 году. В отличие от недвижимости, которая остается крупнейшей категорией активов, удерживаемых американскими домохозяйствами, за ценой акций можно следить поминутно, что незамедлительно отражается на покупательских привычках. Более 25 млн американцев в настоящее время имеют счета в Robinhood, одном из самых популярных торговых приложений.
При этом некоторые любители риска особенно уязвимы, особенно когда рынок резко вырос. Крупная брокерская компания по ценным бумагам Interactive Brokers неоднократно отмечала растущую популярность маржинальных кредитов, которые инвесторы используют для покупки акций. В конце прошлого года ее клиенты взяли $54 млрд на такие цели, что почти на треть больше, чем годом ранее. По словам гендиректора Interactive Brokers , позиции клиентов стали более напористыми, не только из-за торговли акциями с маржей, но и из-за агрессивных позиций в деривативах.
И дело не только в общей приверженности американской общественности фондовому рынку. Разделенный электоральный ландшафт страны изменил то, как клиенты стали относиться к спаду на фондовом рынке. Дэвид Заварелли, финансовый консультант из Милфорда, штат Коннектикут, говорит о том, что его клиенты с левыми взглядами больше обеспокоены спадом, чем клиенты с правыми взглядами, что наблюдается впервые за последние 18 лет его работы. При этом Брайан Шмейхил из фирмы по управлению активами The Mather Group подчеркивает, что то, как реагируют клиенты, меньше зависит от того, насколько они рискуют, а больше от того, за кого они голосовали на последних выборах. Более того, такая динамика отражена и в данных о потребительском доверии - помимо того, что доверие в среднем упало, еще и более резко разделено по партийным линиям, чем когда-либо прежде. После выборов демократы стали чрезвычайно мрачно смотреть на экономику, в то время как республиканцы сохраняют оптимизм.
Демократы vs республиканцы
Американцы, которые зарабатывают менее 50 000 долларов в год, теперь с большей вероятностью окажутся республиканцами, нежели демократами. Между тем, высокообразованные, профессиональные избиратели в последние годы переместились в сторону «синих». Активы американского фондового рынка сосредоточены среди людей с высоким доходом: около 87% акций и акций паевых инвестиционных фондов принадлежат 20% самых высокооплачиваемых работников. Кроме того, десятилетие или два назад распродажа акций на фондовом рынке была бы наиболее болезненной для республиканцев, тогда как теперь больше всего пострадали бы демократы.
Эти факторы могут помочь объяснить расслабленную позицию администрации Трампа. Более бедная база избирателей менее подвержена падению фондового рынка и с большей вероятностью может рассматривать это как цену, которую стоит заплатить, скажем, за достижение возрождения производства, которое, как утверждает г-н Трамп, принесут его тарифы. Проблема в том, что обеспокоенность более богатых американцев будет точно иметь негативный эффект, даже если политические последствия будут менее серьезными. С конца 2019 года потребление самой богатой пятой части американцев выросло более чем на 50%, тогда как у остальной части населения страны – на 20%. Более того, за последний год самая богатая пятая часть американского населения обеспечила почти весь рост потребительских расходов. И если вдруг в ближайшее время на фондовом рынке будет много красного, всю страну, включая республиканцев, может ждать неприятный сюрприз.
http://www.economist.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба