27 марта 2025 Thomson Reuters | Кофе
Если вы заметили, что в магазинах исчезли ваши любимые сорта кофе, не стоит беспокоиться — скоро они вернутся на полки. Но есть и плохая новость: их стоимость увеличится на 25%.
По информации от восьми источников в отрасли, компании Lavazza, Illy, Nestle, Douwe Egberts и производитель JDE Peet's ведут переговоры с ритейлерами о компенсации расходов, связанных с двукратным ростом цен на арабику за последний год.
Цены на сырую арабику выросли из-за четырёх сезонов дефицита. Из-за неблагоприятных погодных условий становится всё труднее выращивать достаточное количество нежных бобов для удовлетворения спроса.
Обжарщики требуют повышения цен, но продуктовые магазины и супермаркеты отказываются, откладывая подписание новых контрактов на поставку. Некоторые из них даже исчерпали свои запасы кофе.
В качестве примера можно привести голландскую сеть супермаркетов Albert Heijn, которая является крупнейшей в стране. В ней закончились запасы кофе Douwe Egberts и Senseo.
Представитель Albert Heijn сообщил, что после завершения переговоров с JDE Peet's, одним из ведущих мировых производителей кофе, продукция вернулась на полки магазинов 20 марта, но по более высоким ценам.
«Закупочные цены JDE значительно выросли. Мы возьмём на себя часть этого повышения цен, чтобы сохранить доступность продукции», — сказал представитель Albert Heijn.
Компания JDE Peet's, которая предупредила о снижении прибыли в этом году из-за роста стоимости кофе, заявила, что из-за противостояния с покупателями в Нидерландах и Германии некоторые продукты пропали с полок магазинов. Однако компания добавила, что уже завершила 90% переговоров о ценах на мировом рынке.
Мировые цены на арабику, которая обычно используется в обжаренных и молотых смесях, выросли более чем на 20% в этом году после 70-процентного роста в прошлом году. Причиной этого стало то, что Бразилия, которая производит почти половину мировой арабики, столкнулась с одной из самых сильных засух за всю историю.
На сырые зёрна приходится около 40% оптовой стоимости мешка жареного и молотого кофе.
Это означает, что если прошлогодний скачок цен на сырые зёрна полностью перенесётся на этот год, то для потребителя это будет равносильно 28-процентному росту цен, как считает Рег Уотсон, директор по анализу акций голландского банка ING.
Уотсон прогнозирует рост цен на 15–25% и считает, что на некоторых рынках потребители могут ощутить повышение цен сразу.
В странах, где валюта значительно ослабла по отношению к доллару, наблюдается ещё более стремительный рост цен. В их числе Бразилия, которая является вторым по величине потребителем напитка и крупнейшим производителем.
Согласно информации, предоставленной клиентам и попавшей в распоряжение Reuters, 3 Coracoes, крупная бразильская компания, занимающаяся обжаркой кофе, с 1 марта повысила цены на обжаренный и молотый кофе на 14,3%. Ранее в январе они уже повысили цены на 11%, а в декабре — на 10%.
Компания 3 Coracoes не предоставила комментарий по этому вопросу.
Бразильская ассоциация обжарщиков кофе ABIC заявила о резком росте цен в стране. В прошлом году цены на сырые зерна в Бразилии выросли на 170% в пересчёте на местную валюту. В ответ на это цены на полках бразильских магазинов выросли на 40%, и ожидается ещё большее повышение в этом месяце.
«Люди уже начинают ограничивать себя в еде, меняя свои привычки. Если раньше они готовили дома большой термос для семьи, иногда выбрасывая остатки в раковину, то теперь они сокращают количество отходов», — заявил Reuters президент ABIC Павел Кардосо.
Данные, подготовленные для Reuters компанией Nielsen, занимающейся исследованиями рынка, показывают, что объём продаж жареного и молотого кофе в Северной Америке и Европе, которые являются крупнейшими мировыми потребителями, в прошлом году снизился на 3,8%, в то время как цены выросли на 4,6%.
В этом году ожидается гораздо более резкий рост цен, поэтому ожидается и дальнейшее снижение объёмов продаж.
Производитель кофе Folgers, компания J M Smucker, планирует открыть новую вкладку, которая будет продавать кофе американским розничным сетям, таким как Walmart и Target. Компания ожидает снижения объёмов в финансовом году, начинающемся в мае, поскольку она снова повышает цены. Об этом сообщил финансовый директор Такер Маршалл на телефонной конференции в начале этого месяца.
Компания, которая также продаёт кофе Dunkin и Cafe Bustelo, уже повышала цены в июне и октябре прошлого года.
Не только обжарщики, но и производители кофе обеспокоены тем, что потребители, ограниченные в средствах, отказываются от дорогих товаров в пользу более доступных альтернатив или переходят на продукцию крупных брендов, таких как Tesco's finest.
Эти бренды, которые в отрасли называют «частными марками», предлагают широкий ассортимент товаров, включая кофе, и производятся самими супермаркетами, чтобы снизить затраты и предоставить потребителям более доступные варианты.
Данные, предоставленные компанией Circana, занимающейся исследованиями рынка, показывают, что с 2021 по 2024 год доля кофе под частными марками в общем объёме рынка в США увеличится на 13%, с 20,51% до 23,12%.
Обжарщики сталкиваются с дилеммой. Они могут смириться с некоторым ростом расходов и надеяться, что потребители продолжат покупать, или же поднять цены, чтобы сохранить прибыль. В любом случае это приведёт к снижению общей прибыли, которое затронет даже такие крупные сети кофеен, как Starbucks.
В то же время, такие сети, как JDE Peet's, менее подвержены риску, поскольку сырые зёрна составляют менее 2% от стоимости чашки кофе в кафе.
Обжарщики и торговцы стараются закупать как можно меньше кофе, поскольку им сложно переложить расходы на супермаркеты. По словам одного из руководителей крупной компании, занимающейся хранением, кофейные склады вблизи американских портов сейчас загружены в два раза меньше обычного.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба