2 апреля 2025 БКС Экспресс
Ситуация в экономике и инфляция
Текущий рост цен в январе – феврале 2025 г. в среднем составил 9,1% с сезонной корректировкой в годовом выражении после 12% в IV квартале 2024 г.
Текущее инфляционное давление снизилось, но оставалось высоким. Участники обсуждения согласились, что с начала года на цены влияли два основных фактора: внутренний спрос и укрепление рубля. Они отметили, что динамика инфляции по компонентам заметно различалась.
Рост цен на непродовольственные товары существенно замедлился. Это связано не только с движением курса рубля, но и с охлаждением спроса.
Цены на рыночные услуги продолжили расти высокими темпами. В последние годы спрос в этом сегменте существенно вырос из‑за увеличения доходов населения и оставался высоким.
Темпы роста цен на продовольствие по‑прежнему были повышенными.
Участники пришли к выводу, что ослабление текущего инфляционного давления было связано как с однозначно устойчивыми факторами, к которым относится постепенное замедление роста спроса, так и с факторами, устойчивость которых пока не ясна — ожидания улучшения геополитической ситуации.
Оперативные данные и результаты опросов показывают, что в I квартале 2025 г. экономика растет более умеренными темпами, чем в конце 2024 г.
Участники обсуждения пришли к выводу, что в I квартале 2025 г., вероятно, началось сокращение положительного разрыва выпуска в экономике.
Нормализация бюджетной политики в соответствии с утвержденными параметрами федерального бюджета должна стать важным дезинфляционным фактором в этом году.
Денежно-кредитные условия
С февральского заседания ставки на денежном рынке и доходности ОФЗ снизились. Процентные ставки по депозитам уменьшились. Кредитные ставки существенно не изменились.
Хотя мнения по поводу изменения денежно-кредитных условий разделились, все участники согласились, что в целом они сохраняют необходимую для дезинфляции жесткость.
Переоценка геополитических рисков участниками рынка существенно повлияла на ценовые денежно-кредитные условия. Ожидания рынка по будущей траектории ключевой ставки скорректировались вниз. Ставки денежного рынка и доходности ОФЗ снизились. Инверсия кривой ОФЗ уменьшилась.
Участники отметили, что снижение доходностей гособлигаций и ставок денежного рынка не привело к значимому изменению кредитных ставок. Одной из причин этого было сохранение влияния автономных факторов на условия кредитования.
Большинство участников согласились, что автономные факторы и более консервативная политика банков по оценке рисков продолжат значимо влиять на условия кредитования. Банкам по‑прежнему необходимо повышать ликвидность балансов и поддерживать требуемую достаточность капитала.
Участники согласились, что жесткая денежно-кредитная политика и автономные факторы продолжат влиять на кредитную активность.
Качество кредитного портфеля в целом остается достаточно высоким, хотя в отдельных сегментах ситуация несколько ухудшилась.
Внешние условия
Участники отметили, что повышение импортных пошлин в США и ответные меры других стран увеличили риски замедления роста мировой экономики и ускорения инфляции. Ожидания более низкого мирового спроса уже сейчас оказывают давление на цены на товарно-сырьевых рынках. Риски того, что в ближайшие годы цены на нефть будут ниже, чем предполагает февральский базовый прогноз, несколько выросли.
Снижение импорта во многом объяснялось ожиданиями более умеренного роста внутреннего спроса, в том числе спроса на импорт, вследствие жестких денежно-кредитных условий.
Участники согласились, что укрепление рубля пока нельзя рассматривать как устойчивый фактор дезинфляции.
Инфляционные риски
Участники отметили, что за прошедший период отдельные проинфляционные риски усилились и появились новые дезинфляционные факторы. Они согласились, что баланс рисков для базового прогноза скорее не изменился и по‑прежнему смещен в сторону проинфляционных.
Решение по ключевой ставке
По итогам анализа новых данных и того, как они соотносятся с февральским прогнозом Банка России, у участников обсуждения сложился широкий консенсус относительно сохранения ключевой ставки неизменной на заседании в марте.
Все участники согласились, что Банк России должен действовать так, чтобы инфляция вернулась к цели в 2026 г. при любом развитии ситуации.
Основная дискуссия среди участников развернулась вокруг того, какой сигнал следует дать на ближайшие заседания. Они обсудили два варианта сигнала:
Нейтральный сигнал без указания на направленность шагов на будущих заседаниях.
Умеренно жесткий сигнал с указанием на возможность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Большинство участников согласились, что, хотя вероятность повышения ключевой ставки снизилась, необходимо сохранить сигнал о возможности ее повышения.
По итогам дискуссии совет директоров Банка России 21 марта 2025 г. сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба