За три полных месяца 2025 г. фьючерсы на уголь в Нью-Касле опустились с отметки $124,6/т до отметки $103/т., т.е. снижение составило более 17%. Наиболее успешным месяцем квартала получился март – цена отскочила более, чем на 4%. Однако же в что-либо более значительно, нежели технический отскок, это так и не трансформировалось. В начале II кв. цена продолжила падать.
Изменение цены на Австралийский уголь
В настоящее время появилась некоторая информация по крупнейшим потребителям угля в прошедшем квартале. По данным Reuters:
В I кв. 2025 г. Китай импортировал 67 млн. т. угля. Сокращение составило порядка 21% г/г. Это трехлетний минимум. Напомним ключевые причина: рост внутренней добычи, снижение спроса на электроэнергию, в т.ч. из-за погодных условий и сокращение сталелитейного производства.
Индия, в I кв. импортировала порядка 39 млн. т. угля, что меньше на 12,5% г/г. Причины примерно те же, что и в Китае – ориентация на внутреннюю добычу и сокращение потребления угля в электроэнергетике.
Япония за этот же период сократила импорт до 25 млн. т. – это на 10% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
В то же самое время, некоторые страны нарастили покупки – это сделали Турция, Вьетнам, Бангладеш, Филиппины, а также Нидерланды.
В опубликованной российским Минэнерго стратегии до 2050 г. ведомство всё же ожидает, что на временном горизонте до 2036 г. потребление угля будет расти, но его доля в энергетическом балансе продолжит сокращаться по мере его вытеснения ВИЭ.
Целевой сценарий развития мирового баланса потребления первичных энергоресурсов

Мировое потребление угля будет изменяться в сторону увеличения доли металлургических марок. При этом целевой сценарий развития мировой энергетики предполагает сохранение спроса и на энергетический уголь за счет экономической целесообразности его использования и при отсутствии каких-либо конкретных планов стран Азиатско-Тихоокеанского региона по его сокращению, которое тем не менее прогнозируется после 2035 года, отмечает Минэнерго России в своей стратегии. Касаемо России, Минэнерго оценивает запасы угля в размере 272,2 млрд. т., что обеспечивает более 500 лет добычи. Доля нашей страны в мировых запасах составляет 6,9 процента (5-е место), в добыче - 5 процентов (6-е место).
Теперь немного про плохое. Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил свой обзор итогов работы угольной индустрии РФ за январь-февраль текущего года. Ситуация с добычей угля улучшилась, а вот ситуация с перевалкой продолжила постепенно ухудшаться.
Добыча и перевалка угля в российских портах в январе-феврале 2025 г.

Kpler добавил, что за первые три недели марта отгрузка энергетического угля в Китай сократилась почти на 50% г/г.
Наконец появилась информация про экспорт российского угля за полный I кв. текущего года. Действительно рост экспорта составил 46,4 млн. т. – это, как отмечают эксперты, больше на 2% аналогичного показателя годом ранее. Однако, доходность экспорта в марте продолжила падать из-за цен на мировых площадках и ситуации с курсом рубля. Огорчает и прогноз Центра ценовых индексов, который говорит, что поставки должны начать снижаться в апреле, т.к. рост объемов в I кв. на самом деле отражал условия долгосрочных контрактов, заключавшихся по более выгодным ценам и более интересному курсу российской национальной валюты.
Таким образом, у нас есть основания предполагать, что общий объем экспорта российского угля в текущем году сложится в пределах 180-190 млн. т., т.е. примерно на 5-6% ниже, чем в прошлом 2024 г.
Причины всё те же, одной из которых продолжает пока оставаться логистика.
Институт экономики и развития транспорта со своей стороны в феврале текущего года представил большой обзор «Уголь на рельсах», где «пожаловался», что перевозка угля на Восточном полигоне приводит к возникновению отрицательного финансового результата, а рентабельность перевозки в Восточном направлении на экспорт составляет почти -40%.
Финансовый результат перевозки грузов в направлении железных дорог Восточного полигона, млрд. руб.

При этом, экспортные перевозки в Северо-Западном направлении будут способствовать развитию угольных компаний. Для повышения нетбэка компаний необходима сбалансированная ценовая политика по всем составляющим транспортной цепи, включая стивидоров и операторов подвижного состава, заключает ИЭРТ.
Возвращаясь к ситуации с мировыми ценами на уголь, как мы уже отмечали в прошлый раз, небольшой отскок цены произошёл в марте. Вместе с тем, общий негативный (медвежий) тренд сохранился.
Техническая поддержка продолжает оставаться в кластере $70-80/т. Цена продолжает двигаться к данным отметкам - перспектива дальнейшего снижения сохраняется.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
