Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Правда о китайской экономике - почему данные бесследно испаряются » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Правда о китайской экономике - почему данные бесследно испаряются

13 мая 2025 The Wall Street Journal

Насколько плохи дела у экономики Китая? Данных, необходимых для ответа на этот вопрос, недостаточно. Хотя не так давно любой желающий мог ознакомиться с широким спектром официальных данных из КНР. Но вскоре они начали исчезать.

Данные об иностранных инвестициях, показателях безработицы и другие отчеты в последние годы практически бесследно испарились. Точно были удалены данные, касающиеся индекса деловой уверенности. Даже исчезли официальные отчеты о производстве соевого соуса.

Впрочем, получить правдивое представление о экономическом росте Китая всегда было непросто. Многие экономисты уже давно сомневаются в достоверности основных данных о валовом внутреннем продукте Китая, и в последнее время опасения только усилились. По официальной статистике, рост ВВП составил 5% в прошлом году и 5,2% в 2023 году, но, по некоторым оценкам, Пекин завысил свои цифры на целых 2-3 процентных пункта.

Для того чтобы получить более реалистичные, по их мнению, оценки экономического роста Китая, экономисты обратились к альтернативным источникам, таким как кассовые сборы фильмов, спутниковые данные об интенсивности освещения в ночное время, показатели работы цементных заводов и выработки электроэнергии крупными энергетическими компаниями.

Для оценки деловой активности некоторые эксперты также анализируют данные о местоположении из картографических сервисов, которыми управляют частные компании, такие как китайский технологический гигант Baidu.

По словам одного из экономистов, он оценивал состояние сектора услуг Китая, отслеживая новостные сюжеты о владельцах спортивных залов и салонов красоты, которые внезапно закрываются и уезжают из города с членскими взносами пользователей. В итоге Банк Финляндии и крупнейшая в Европе консалтинговая компания в области макроэкономики Capital Economics в целом обнаружили более значительные колебания ВВП, чем те, о которых сообщает Китай, и их оценки ниже официальных показателей за последние кварталы.

В декабре известный китайский экономист из госкомпании SDIC Securities Гао Шанвэнь заявил на конференции в Вашингтоне, что экономический рост Китая “может составлять около 2%” в последние несколько лет. “Мы не знаем истинных цифр реального роста Китая”, - добавил он.

После лидер Китая Си Цзиньпин приказал привлечь Гао к дисциплинарной ответственности. Экономисту было запрещено публично выступать на неопределенный срок. А в конце декабря Ассоциация ценных бумаг Китая предупредила брокерские компании о том, что их экономисты должны “сыграть позитивную роль” в повышении доверия инвесторов.

Статистическое бюро Китая, в свою очередь, выступило в защиту собственной практики сбора данных, заявив, что с годами качество данных улучшилось и что оно предприняло шаги для обеспечения точности и расследования любых нарушений при сборе данных.

Тем не менее в феврале Goldman Sachs предложил альтернативный способ измерения экономического роста Китая, используя такие данные, как данные по импорту, которые можно рассматривать как показатели внутренних расходов. Предполагалось, что данные о торговле публикуются часто, и их трудно подделать, поскольку торговые партнеры Китая также сообщают эти цифры.

Этот подход предполагает, что экономический рост Китая в 2024 году составил 3,7%. Используя другой метод, исследовательская компания Rhodium Group, базирующаяся в Нью-Йорке, сообщила, что в 2024 году экономический рост был близок к 2,4%.

Акт исчезновения
Создание имиджа стабильной экономики имеет первостепенное значение для Коммунистической партии Китая, особенно сейчас, когда многие китайцы из среднего класса обеспокоены будущим, а страна вступает на неизведанную территорию в своем соперничестве с США.
Часто пропадающие данные касаются особо важных областей или “головной боли” для Пекина, таких как рынок недвижимости, крах которого в последние годы уничтожил состояние домохозяйств на миллиарды долларов и вызвал протесты разочарованных покупателей жилья.

В годы экономического бума китайские застройщики яростно скупали землю у местных органов власти по заоблачным ценам. Эти сделки принесли деньги в казну местных органов власти и послужили сигналом о планах развития, что стало ключевым фактором для экономики.

Экономический спад начался в 2021 году, после того как Пекин ужесточил условия кредитования этого сектора. В связи с падением продаж жилья и банкротством застройщиков китайский аналитический центр Beike Research Institute опубликовал в 2022 году отчет, в котором говорится, что средний уровень вакантности жилья в 28 городах Китая выше, чем в среднем по США и другим странам, что является признаком переизбытка предложения.

Отчет привлек внимание потому, что Китай не публикует официальных данных о доле вакантных площадей, и аналитики по недвижимости пытались выяснить, насколько сильно застройщики “перестроились”. Несколько дней спустя Beike отозвал отчет и извинился, заявив, что в некоторых данных были ошибки. Аналитики заявили, что группа сделала это под давлением правительства. При этом официальные данные также были утеряны.

Цифры показывают, что в 2022 году объем продаж земли упал на 48%, что стало большой проблемой для местных органов власти с крупной задолженностью, которым внезапно не хватило средств на выплату зарплат или продолжение инфраструктурных проектов. Эти данные исчезли в начале 2023 года.

В таких случаях следует прибегать к частным поставщикам данных, которые собирают информацию об отдельных сделках с землей на местном уровне из общедоступных архивов.

Здесь следует отметить и то, что к середине 2023 года в Китае велось много разговоров о мрачном положении рынка труда для молодежи. У многих студентов, окончивших колледж, не было предложений о работе, и в социальных сетях появились сообщения с изображениями, на которых они, одетые в шапочки и халаты, неподвижно лежали на земле, что многие восприняли как форму молчаливого протеста.

Примерно в то же время официальный уровень безработицы среди молодежи достиг рекордных 21,3%. Чжан Дандань, экономист из Пекинского университета, попала в заголовки газет, заявив, что, по ее мнению, истинный уровень безработицы среди молодежи в Китае может достигать 46,5%.

В августе 2023 года власти объявили, что перестанут публиковать данные об уровне безработицы среди молодежи, заявив, что им необходимо пересмотреть методы расчета этих показателей. Пять месяцев спустя Пекин начал публиковать новые данные. Реальный уровень безработицы среди молодежи составил 14,9%.

Официальные лица заявили, что новые данные не учитывают почти 62 млн человек, которые учились в университетах на дневном отделении, и поэтому не должны учитываться как безработные. Но экономисты не видят в этом смысла. Статистика обычно относит к безработным всех, кто активно ищет работу, включая студентов дневной формы обучения.

Бегство инвесторов
В апреле 2024 года фондовый рынок Китая был волатильным из-за усиления экономических проблем. Иностранные инвесторы за две недели избавились от китайских акций на сумму более 2 млрд долларов, что напугало местных участников рынка.

Две крупнейшие биржи Китая в Шанхае и Шэньчжэне внезапно объявили, что прекратят публикацию данных о притоке и оттоке иностранных инвесторов в режиме реального времени. Шанхайская фондовая биржа, в частности, заявила в своем заявлении, что она согласовывает свою практику с другими международными рынками, которые не раскрывают торговые данные конкретных групп инвесторов в режиме реального времени.

После того как в середине мая власти перестали публиковать данные в режиме реального времени, базовый индекс CSI 300 продолжал снижаться в течение четырех месяцев подряд, пока в сентябре власти не объявили о ряде мер по поддержке слабеющей экономики страны.

Некоторые данные по-прежнему находятся в открытом доступе, но получить их сложнее. В 2021 году Пекин принял закон, обязывающий поставщиков данных предоставлять определенную информацию, такую как данные корпоративного реестра и спутниковые снимки, доступной только на материковой части Китая.

Китайский поставщик данных Wind Information начал ограничивать доступ международных пользователей к определенным наборам данных, таким как данные о розничных онлайн-покупках и отчетах о земельных аукционах, в начале 2023 года. Это даже побудило одного экономиста из иностранного банка в Гонконге начать совершать регулярные поездки на выходные в соседний материковый город Шэньчжэнь для загрузки данных.

Также в последние годы исчезли официальные данные о задолженности китайских операторов платных дорог на конец года и количестве новых инвесторов на фондовом рынке.

Более того, Китай прекратил публикацию данных о кремации после того, как в конце 2022 года отменил свою политику по борьбе с COVID-19, направленную на сдерживание распространения вируса. Правительство также подвергло цензуре обсуждения влияния вируса в социальных сетях.

Низкий уровень рождаемости в стране также стал серьезной экономической проблемой, и некоторые данные, указывающие на это, тоже исчезли. В середине 2000-х годов экономист по имени И Фусянь усомнился в точности демографических данных Китая и утверждал, что вакцинация против туберкулеза является лучшим показателем роста населения, поскольку каждый новорожденный в Китае должен быть вакцинирован.

Согласно данным частного китайского аналитического центра Forward Business and Intelligence, в 2020 году было введено 5,4 млн таких вакцин. Однако китайские власти заявили, что в том году в стране было зарегистрировано 12,1 млн рождений.

Год спустя Национальные институты по контролю за продуктами питания и лекарствами прекратили еженедельную публикацию данных о введенных вакцинах против туберкулеза, а также других данных о вакцинах.

Некоторая информация, которая исчезла, вообще не поддается объяснению. Данные о размерах туалетов в начальной школе перестали публиковаться в 2022 году, а публикации возобновились в феврале. Официальные данные о производстве соевого соуса перестали появляться в мае 2021 года и с тех пор не публиковались.