Палата Представителей одобрила финальную редакцию Big Beautiful Bill (закон о налогах и расходах) после ее утверждения в Сенате. Теперь законопроект должен подписать Д. Трамп. Таким образом, Конгресс выполнил просьбу президента США одобрить закон не позднее 4 июля.
Основные положения нового закона.
1) Потолок госдолга США повышается на $5 трлн (прежнее значение $36,1 трлн было превышено еще в начале года). То есть, тема наступления летом-в начале осени «даты Х», когда у Минфина заканчиваются свободные средства и возникает угроза технического дефолта исчезает с рыночных радаров.
2) Становятся постоянными более низкие ставки подоходного налога, предусмотренные законом о сокращении налогов и создании рабочих мест 2017 года, срок действия которых должен был истечь в конце 2025 года.
3) По оценке Бюджетного управления Конгресса (CBO), новый закон увеличит дефицит госбюджета США на $3,4 трлн за период 2025-34 гг. Налоговые доходы сократятся на $4,5 трлн, а расходы на $1,2 трлн.
4) увеличение реального ВВП оценивается в среднем на 0,5% в период 2025-2034 годов относительно прогнозов CBO от января 2025 года. Этот эффект будет положительным во все годы, достигнув пика в 2026 году на уровне 0,9%. Оценка Tax Foundation – увеличение долгосрочного роста ВВП на 1,2%.
5) По оценке CBO, закон добавит к госдолгу США $3,3 трлн к 2034 г (по сравнению со сценарием, если бы он не был принят), по оценке некоммерческой организации Комитет за ответственный бюджет Committee for a Responsible Federal Budget (CRFB) «добавка» составит $4,1 трлн.
6) Примерно 11-12 млн американцев могут лишиться доступа к программе льготного медицинского страхования Medicaid.
Основные изменения в результате принятия закона о налогах и расходах. Часть мер являются временными (до конца 2029 г), часть – постоянными.
Налоги
Продлеваются на постоянный период сниженные в законе 2017 г до конца 2025 г ставки подоходного налога (максимум 37% вместо 39,6%). Это крупнейшее изменение, которое должно сократить налоговые доходы на $2,2 трлн за 10 лет. По оценке Tax Foundation, если бы временные налоговые льготы истекли в конце этого года, для 62% американцев со следующего года налоговая нагрузка возросла.
Продление увеличенного стандартного налогового вычета.
Увеличение налогового вычета на ребенка до $2,2 тыс. и его индексация на уровень инфляции.
Увеличение вычетов для пожилых американцев до $6 тыс до 2029 г;
Временное увеличение лимита на налоговый вычет из местных налогов и налогов штата (SALT) с $10 тыс. до $40 тыс. (через пять лет он вновь будет снижен до $10 тыс.);
Налоговый вычет за чаевые и оплату сверхурочной работы (до $25 тыс. и $12,5 тыс. соответственно);
Налоговые льготы на выплату процентов по автокредитам в размере до $10 тыс. ежегодно до 2029 г;
Разрешение компаниям полностью относить на расходы инвестиции в оборудование, расходы на R&D;
Расходы бюджета
Чистое сокращение госрасходов оценивается в $1,1-1,2 трлн за 10 лет (до учета процентных расходов на обслуживание госдолга), и основная статья «экономии» - ужесточение условий доступа к Medicaid. По различным оценкам, «за бортом» системы могут оказаться около 11-12 млн американцев, причем наиболее чувствительно, как считается, мера будет для сельских районов. В качестве компенсации предусматривается предоставление дополнительных $50 млрд для поддержки сельских медицинских учреждений. Также ужесточаются требования к участию в программе продовольственной помощи SNAP (ранее известной как food stamps).
Перераспределение расходов в пользу их увеличения на оборону и контроля за нелегальной иммиграцией суммарно примерно на $350 млрд, включая $46,5 млрд на строительство стены на границе с Мексикой, $45 млрд на открытие новых пунктов временного содержания мигрантов и $25 млрд на создание системы ПВО «Золотой купол».
Энергетическая политика
Отмена налоговых льгот для приобретения электромобилей.
Отмена программы грантов на покупку большегрузных электромобилей, на сокращение загрязнения воздуха, выбросов парниковых газов.
Создание стимулов для трубопроводов, экспорта природного газа и разведки.
Отмена финансирования грантов на зеленую энергию в Законе о снижении инфляции 2022 года, включая производство транспортных средств, повышение эффективности домов, передачу электроэнергии и ветроэнергетику
Ослабление стандартов топливной эффективности для автомобилей и пикапов
Разворот в энергетической политике с отказом от большинства инициатив, продвигавшихся администрацией Байдена, может устранить препятствия для развития традиционной энергетики. Однако переход к «зеленой энергетике» пока остается глобальным трендом и без его поддержки США, возможно, будут терять позиции в стратегической конкуренции с китайскими компаниями.
Госдолг и дефицит бюджета
Потолок госдолга увеличивается на $5 трлн
Как отмечает Комитет за ответственный федеральный бюджет, эффект экономии будет слабо ощутим – общий уровень расходов может вырасти с $6,8 трлн в 2024 г до $10,3 трлн в 2034 г. Дополнительные процентные расходы от заимствований добавят $700 млрд к расходам, что снизит ожидаемый чистый эффект экономии расходов примерно до $400 млрд – всего 0,5% от прогнозируемых расходов. Если различные временные положения законопроекта будут продлены, то общие расходы фактически увеличатся почти на $200 млрд до 2034 года. По их же оценке, годовой дефицит составит в среднем около 7% ВВП в год, включая 7,1% ВВП в 2027 году. Это более чем вдвое превышает предложенный министром финансов Скоттом Бессентом целевой показатель в 3% ВВП.
Соотношение госдолга (без учета внутриправительственого долга) к ВВП в 2034 г, по оценке CBO-CRFB, увеличится с 117% (оценка января 2025 г) до 127%. Если временные льготы будут продлены на постоянной основе, то госдолг может увеличиться до 130% ВВП.
Годовой дефицит бюджета, % ВВП
Траектории госдолг / ВВП, %

В принципе, у рынка было достаточно времени, чтобы учесть те изменения, к которым должен привести новый закон, поэтому существенных краткосрочных последствий для рынка мы не ожидаем. На наш взгляд, здесь важно, что принятие законопроекта не решает проблему возвращения бюджетных дефицитов к более устойчивой траектории, а усиливает ее. Недавно последнее из международных рейтинговых агентств, Moody’s, снизило кредитный рейтинг США с высшей ступени ААА. Moody’s сообщает, что рассматриваемые фискальные предложения вряд ли приведут к устойчивому многолетнему сокращению дефицита и, напротив, ожидает расширения бюджетного дефицита и госдолга в ближайшие 10 лет. Опасения инвесторов за устойчивость долгосрочных показателей госдолга США в сочетании с дестимулирующим экономическое сотрудничество повышением тарифов может привести к сокращению притока иностранного капитала и к повышению требуемой (рынком) доходности гособлигаций США, которая влияет на стоимость всех долларовых заимствований.
Трамп пытается добиться снижения стоимости заимствований для госбюджета США, оказывая беспрецедентное давление на ФРС с тем, чтобы она немедленно снизила базовую процентную ставку, которая, по его мнению, должна сейчас составлять около 1% вместо действующих 4,25-4,5%. Однако это только усиливает беспокойство рынков относительно сохранения независимости ФРС в проведении ДКП (что считается ключевым условием способности центробанка контролировать инфляцию), особенно после планового завершения полномочий ее действующего главы Дж. Пауэлла в мае 2026 г. (если ему дадут доработать до конца срока). При этом ФРС может непосредственно влиять на краткосрочную стоимость заимствований, но не на долгосрочные процентные ставки, которые в большей степени определяются представлениями рынка о потенциальном росте экономики, устойчивости бюджетных и долговых метрик и инфляции в долгосрочном периоде. Чем больше будут сомнения инвесторов в долгосрочной устойчивости бюджетной модели и в способности ФРС добиваться нахождения инфляции вблизи цели в долгосрочной перспективе, тем выше может быть премия в доходности «длинных» гособлигаций по отношению к «коротким». Теоретически, ФРС может влиять и на доходности «длинных» госбумаг за счет контроля над кривой доходности и непосредственной скупки госбумаг на свой баланс, как это делал Банк Японии в течение длительного времени. Но в перспективе такой путь ведет в тупик и может привести к еще большей разбалансировке макроэкономических параметров.
Поэтому рано или поздно политикам, вероятно, придется принимать жесткие и непопулярные решения по сокращению бюджетных дефицитов. Но никто, как обычно, не хочет брать эту неприятную миссию на себя…
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
