Главное из обзора
Совкомфлот остается крупнейшим российским морским перевозчиком нефти, нефтепродуктов и СПГ, играя ключевую роль в арктических проектах и обслуживании шельфовых месторождений. Несмотря на санкции и ограничение части флота, компания сохраняет устойчивость за счет долгосрочных контрактов с Газпромом, Новатэком и другими крупными клиентами.
Результаты за первый квартал были слабыми из-за введения санкций в отношении большей части танкерного флота. Это вызвало коммерческие и операционные сложности, простои судов и снижение выручки в два раза по сравнению с прошлым годом. Чистая прибыль также пострадала из-за курсовых убытков почти на $60 млн и обесценения судов на $322 млн.
Санкционные ограничения особенно ударили по сегменту СПГ: в 2024 году объемы перевозок снизились на 16%, несмотря на растущий мировой спрос.
Простои флота и обесценение активов (на $322 млн) оказали давление на рентабельность — EBITDA сократилась, а маржинальность снизилась на 10 п.п., до 37,7%.
Тем не менее, Совкомфлот сохраняет одну из самых низких долговых нагрузок среди российских компаний (чистый долг — $52 млн, отношение к EBITDA — 0,06), а на счетах — $1,3 млрд ликвидных средств (59% капитализации).
Вопрос дивидендов остается открытым: за первый квартал 2025 года скорректированная прибыль отрицательная. 20 мая правительство поручило Минфину, Минтрансу и Росимуществу не предусматривать выплату дивидендов за прошлый год при подготовке директив госпредставителям в совете директоров Совкомфлота.
Несмотря на частичное восстановление судоходной активности, риски сохраняются: слабый рынок фрахта, падение премий за российскую нефть и конкуренция со стороны альтернативных перевозчиков.
Мы сохраняем нейтральный взгляд на акции Совкомфлота: компания остаётся финансово устойчивой, но находится под значительным внешним давлением. Рекомендация — держать.
О компании
Совкомфлот (SCF Group) — крупнейшая судоходная компания России и один из мировых лидеров в перевозке энергоносителей. Она занимается транспортировкой сырой нефти, нефтепродуктов и СПГ, а также обслуживает нефтегазовые проекты на шельфе. Компания сфокусирована на работе в сложных климатических условиях, включая Арктику, и поддерживает ключевые энергетические проекты в России.
СКФ имеет крепкие и долгосрочные отношения с крупными российскими нефтяными и газовыми компаниями, такими как Газпром, ЛУКОЙ, НОВАТЭК, Роснефть. Акции Совкомфлота включены в индекс Мосбиржи и имеют вес 0,37%.
Сегменты бизнеса компании
Перевозка сырой нефти и нефтепродуктов (конвенциональный сегмент)
Основной вид деятельности Совкомфлота — транспортировка нефти и нефтепродуктов с помощью специализированных танкеров.
Компания является одним из мировых лидеров по количеству танкеров типа Афрамакс и танкеров-продуктовозов. По словам главы компании Игоря Тонковидова, доля Совкомфлота в общем объеме отгрузок нефти и нефтепродуктов из российских экспортных терминалов составляет около 15%. На конец 2021 года флот компании состоял из более чем 120 судов с общей грузоподъемностью свыше 10 млн тонн.
Однако, по заявлениям главы компании в 2023 году, флот Совкомфлота насчитывал уже около 100 крупнотоннажных танкеров, занятых транспортировкой российских экспортных грузов. Перестройка мировой торговли нефтью повлияла как на направления, так и на протяженность маршрутов перевозок. Это сказалось и на российской рынке, где действует ограниченное количество судов. В результате чего определились премиальные ставки на перевозки нефти из российских портов.
Транспортировка СПГ (индустриальный сегмент)
Перевозки сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженного нефтяного газа (СУГ) — еще одно стратегически важное направление для Совкомфлота. Компания является ключевым оператором по транспортировке энергоносителей в арктических условиях, обеспечивая стабильные поставки для мировых рынков.
Совкомфлот первым в России освоил морские перевозки СПГ, начав использовать газовозы — более сложные технически суда, чем нефтяные танкеры. Основные проекты компании включают поддержку «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», где газовозы Совкомфлот круглогодично курсируют по Северному морскому пути, поставляя газ в Азию. Для «Ямал СПГ» даже разработали специальные ледокольные газовозы — Ямалмакс.
Однако, несмотря на растущий мировой спрос на СПГ, этот сегмент столкнулся с трудностями из-за санкций: в 2024 году объем перевозок компании снизился на 16%, до 63 млн тонн, в основном из-за ограничений на страхование, финансирование и эксплуатацию в газовом секторе.
Тем не менее, Совкомфлот продолжает работать над долгосрочными контрактами с Новатэком и расширением флота, включая заказы на верфи «Звезда» для Arc7-газовозов, что потенциально поможет восстановить позиции в условиях растущего спроса на СПГ, несмотря на сохраняющиеся риски из-за санкций.
Обслуживание нефтегазовых проектов на шельфе (индустриальный сегмент)
Обслуживание нефтегазовых проектов на морском шельфе в сложных условиях — третье ключевое направление деятельности Совкомфлота. Компания реализует челночные перевозки сырой нефти, занимается поставкой и обслуживанием морских платформ, управлением терминалами и проведением морских геофизических исследований.
Способность Совкомфлота обеспечивать безопасную и надежную транспортировку нефти в суровых климатических условиях сыграла важную роль в успехе таких крупных энергетических проектов, как «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное» и «Новый порт».
Совкомфлот управляет крупнейшим в мире флотом арктических челночных танкеров и является мировым лидером в области ледокольного снабжения и резервных судов.
Структура акционеров
Основной акционер компании — Российская Федерация. Ранее компания полностью принадлежала государству, но в 2020 году она прошла первичное публичное размещение акций (IPO) на Московской бирже. В рамках IPO продали 17,2% акций по цене 105 рублей за единицу. После этого доля государства в Совкомфлоте составляет 82,8%.

Финансовые результаты
Динамика выручки и маржинальности
В 2024 году компания и ее флот попали под ограничения санкций, которые усилились в январе 2025 года, когда Минфин США добавил в блокирующий список еще 69 судов Совкомфлота. Среди них — 54 танкера для перевозки нефти и нефтепродуктов и четыре танкера для СПГ. Кроме того, у компании отозвали лицензию, позволявшую некоторым судам работать под ограничениями. По данным АИС*, из около 90 танкеров компании теперь действуют лишь несколько десятков.
* Автоматическая идентификационная система (Automatic Identification System) является одним из основных компонентов, осуществляющих безопасность судоходства. Определяет координаты местоположения судов.
Это первый отчет после введения санкций. Слабая динамика была ожидаема, так как по заявлениям самой компании, санкции усложнили коммерческую и операционную деятельность флота.
Блокирующие меры привели к снижению коммерческой загрузки судов. Некоторые из них попросту простаивали. Кроме этого, на выручке компании негативно сказалось снижение стоимости аренды судов на единичные и долгосрочные перевозки. В результате она упала почти в два раза.
Несмотря на это, менеджмент отметил, что Совкомфлоту удается сохранять стабильность благодаря долгосрочным контрактам с высокой обеспеченностью. Они защищают результаты компании от колебаний рынка, а диверсифицированный доход и структура флота помогают поддерживать ее устойчивость.
Ранее менеджмент сообщал, что в 2025 году ожидается около $1 млрд законтрактованных доходов. Однако ситуация могла измениться после усиления санкций в январе.
Мы полагаем, что в следующих кварталах финансовые результаты Совкомфлота могут улучшиться благодаря частичному восстановлению активности и загрузки флота. В новостях отмечают, что некоторые суда компании возвращаются к работе.
Способствовать положительной динамике результатов может и рост числа морских перевозок нефти на фоне постепенного снятия ограничений. Но существуют и негативные риски, угрожающие этому прогнозу:
снижение цен на транспортировку нефти в мире;
уменьшение премии за российский рынок на фоне увеличений предложений из других стран, в том числе европейских, так как стоимость российской нефти Urals упала ниже ценового потолка.

Маржинальность и финансовая устойчивость
В первом квартале 2025 года компания столкнулась с сокращением показателя EBITDA* и его рентабельности на 10 п.п., до 37,7%. Главным образом, это произошло из-за снижения цен на перевозки и меньшей загруженности судов. В то же время, из-за простоя части танкеров, расходы на рейсы снизились на 35%, вместе с небольшим уменьшением расходов на эксплуатацию судов.
*EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — это финансовый показатель, который показывает прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации.
Использование лишь части судов вызвало значительные убытки. Обесценение флота составило $322 млн. Это привело к увеличению расходов на амортизацию и операционному убытку в размере $347 млн. Чистый убыток за первый квартал составил более $393 млн. Негативное влияние на это оказали разовые убытки от курсовых разниц на фоне укрепления рубля.
Далее компания смогла частично компенсировать урон за счет процентных доходов, которые превышали процентные расходы. Совкомфлот удерживает их на стабильном уровне даже при высоких процентных ставках в экономике. Этому способствует низкая долговая нагрузка: отношение чистого долга к EBITDA — всего 0,06. В первом квартале чистый долг компании немного вырос и составил около $52 млн, оставаясь практически нулевым.
На счетах компании есть $1,3 млрд денежных средств и депозитов, что составляет больше половины их рыночной стоимости (около 59%).


Ждать ли дивиденды?
Согласно дивидендной политике, компания стремится выплачивать своим акционерам не менее 25% от чистой прибыли. При этом ранее Совкомфлот начал выплачивать 50% от скорректированной прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), пересчитанной в рубли, и заявлял о намерении сохранить такой уровень выплат.
За первый квартал 2025 года скорректированная прибыль компании остается отрицательной (-104 млн рублей), что означает отсутствие базы для выплаты дивидендов за этот период.
Вопрос о дивидендах за 2024 год также остается неопределенным. По заявлениям менеджмента, решение о выплате будет приниматься с учетом значительных изменений внешних условий, которые влияют на финансовые результаты компании. Кроме того, 20 мая правительство поручило Минфину, Минтрансу и Росимуществу не предусматривать выплату дивидендов за прошлый год при подготовке директив госпредставителям в совете директоров Совкомфлота.
В условиях слабых финансовых результатов и сложностей, вызванных санкциями, мы считаем, что компания, вероятно, пропустит выплату дивидендов для сохранения финансовой стабильности.

Оценка акций Совкомфлота и инвестиционные риски
Мы полагаем, что в ближайших кварталах финансовые результаты Совкомфлота могут улучшиться благодаря частичному восстановлению операционной активности и загрузки флота. Новости о возвращении части судов, находившихся под санкциями, подтверждают эти ожидания. Также положительно на этой динамике может сказаться рост морских перевозок нефти, вызванный постепенным снятием ограничений на ее добычу.
Устойчивая финансовая позиция. Перевозчик частично защищен от снижения цен на морские перевозки нефти и нефтепродуктов, так как значительная часть его контрактов является долгосрочной и, как отмечает менеджмент, с высокой обеспеченностью.
Кроме того, долговая нагрузка Совкомфлота остается низкой: отношение чистого долга к EBITDA составляет 0,06. В первом квартале чистый долг увеличился незначительно и составил около $52 млн, оставаясь почти на нулевом уровне. На счетах компании находится $1,3 млрд денежных средств и депозитов, что составляет больше половины ее капитализации (около 59%).
Результаты за первый квартал были слабыми из-за введения санкций в отношении большей части танкерного флота. Это вызвало коммерческие и операционные сложности, простои судов и снижение выручки в два раза по сравнению с прошлым годом. Чистая прибыль также пострадала из-за курсовых убытков почти на $60 млн и обесценения судов на $322 млн.
Учитывая слабые результаты и санкционное давление, мы считаем, что Совкомфлот, скорее всего, пропустит выплату дивидендов за 2024 год для поддержания финансовой стабильности. Также, из-за отрицательной скорректированной прибыли база для дивидендов за первый квартал оказалась нулевой.
Текущий показатель нефтетранспортера EV/EBITDA составляет 2,9, что примерно на 30% ниже обычного уровня и ниже, чем у многих других российских нефтяных компаний. Показатели могут измениться, так как логистика — это циклическая отрасль, и рост акций может занять время.
Базово, мы считаем, что финансовые показатели корпорации в следующих кварталах могут улучшиться. Помешать этому может снижение цен на перевозки нефти в мире и уменьшение премий на российском рынке в связи с увеличением предложений со стороны перевозчиков из других стран, в том числе европейских, так как стоимость российской нефти Urals упала ниже ценового потолка.
Учитывая все риски, мы не рекомендуем покупать акции Совкомфлота и сохраняем рекомендацию «держать».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
