Случаи блокировки транзакций и счетов банками участились, или мы просто чаще про них стали слышать. Чаще всего это связывают с ужесточением контроля за финансовыми операциями, хотя банки с первых дней существования систем дистанционного обслуживания имели на это право.
Кто и почему чаще всего оказывается в числе те, кого настигает блокировок?
1.Пенсионеры и пожилые люди - из-за "нестандартного" для них ранее финансового поведения (например, перевод крупных сумм после получения пенсии);
2.Люди, переводящие деньги между своими счетами в разных банках, особенно при очень быстром нестандартном выводе средств после зачисления;
3.Получатели массовых платежей, например, при сборе средств на личные карты (например, для благотворительности или мероприятий) без их надлежащего оформления через специальные сервисы (очень напоминает уход от налогов);
4.Клиенты с резким изменением финансового поведения, например, совершающие неожиданные переводы лицам, которые ранее не перечисляли даже мелкие суммы.
Причины блокировок могут быть самыми разными:
При подозрении в мошенничестве банки обязаны блокировать переводы, если получатель в "базе" ЦБ или операция соответствует шаблонам мошенничества.
Противодействие отмыванию доходов осуществляется через анализ совпадения с критериями таких операций. Их более 100, например:
Запутанные операции без экономического смысла;
Возврат средств на счёт в другом банке в короткий срок;
Отказ клиента предоставить документы по запросу.
Последствия для пользователей и финансовой системы
Упущенная выгода. Например, если человек не смог открыть вклад под высокий процент из-за блокировки 1 миллиона рублей на три дня, то он понес потери, которые банк отказывается компенсировать;
Рост недоверия к безналичным операциям - 37% россиян из числа столкнувшихся с блокировками заявляют, что будут чаще использовать наличные для крупных операций;
Долгий срок разблокировки – если банк откажется отменить блокировку, придется обращаться в надзорный орган или суд, что может затянуться на месяцы.
Повлияет ли это на рост доли наличных?
Да, но незначительно. По данным опросов, 51% россиян после блокировки предпочтут наличные для переводов сумм свыше 500 тысяч рублей. При этом доля наличных в обороте пока стабильна из-за удобства цифровых технологий для рутинных платежей.
Все это вряд ли окажет влияние на внедрение цифрового рубля, так как заявлено, что все переводы до 300 тысяч рублей будут бесплатными, а это может перевесить все опасения граждан.
Как снизить риски блокировок?
1.Указывайте назначение платежа ("оплата по договору №Х", "перевод члену семьи", "перевод средств на подарок", "перевод собственных средств");
2.Сохраняйте все фискальные документы;
3.Избегайте массовых сборов на личную карту и используйте сервисы интернет-банка;
4.При крупных переводах предупредите банк.
Ключевая рекомендация — быть предсказуемым для банков и всегда иметь документы, подтверждающие происхождение средств.
Блокировки переводов — следствие борьбы с мошенничеством, и они могут подорвать доверие к цифровым технологиям и инструментам. Поэтому важна как просветительская работа со стороны профессиональных участников рынка, так и ответственное отношение физических лиц к управлению личными финансами.
Автор - Эльман Мехтиев, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
