В первом полугодии 2025 года дефицит российского бюджета увеличился до 3,7 трлн рублей, что примерно соответствует плану на весь 2025 год. При этом ключевая ставка остается высокой, цены на основные экспортные товары России - низкими, а рубль - крепким. Экономисты прогнозируют, что итоговые параметры бюджетного дефицита окажутся выше заложенного в прогнозе Минэкономики. К каким мерам могут прибегнуть власти для сохранения устойчивости бюджета и сохранения экономики на траектории роста? Насколько вероятно повышение налогов в обозримом будущем? Как это скажется на бизнесе, потребителях и что делать инвесторам? Finam.Ru задал эти вопросы экспертам.
Бюджет в дефиците
По предварительной оценке Минфина, объем доходов федерального бюджета в первом полугодии 2025 года составил 17,58 трлн рублей. Объем расходов - 21,28 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета увеличился за шесть месяцев до 3,7 трлн рублей (1,7% ВВП). А за июль показатель достиг 4,8 трлн рублей (2,2% ВВП). При этом ВВП России в январе-июне вырос лишь на 1,2%, по данным Росстата, после роста на 4,7% в первом полугодии 2024 года.
Доля нефтегазовых доходов в бюджете составляет около 30%, при этом их поступление с начала года остается ниже уровней 2024 года. Так, в январе-июне нефтегазовые доходы составили 4,73 трлн рублей, что меньше показателей аналогичного периода предыдущего года на 16,9% г/г. В январе-июле доходы от экспорта нефти и газа снизились на 18,5% г/г и составили 5,52 трлн рублей, преимущественно вследствие снижения средней цены на нефть.
Ненефтегазовые доходы по факту показывают менее высокий темп роста, чем предполагает прогноз.
При этом рубль в первом полугодии укреплялся, став самой динамичной валютой в мире. Но ралли способствовал не приток инвестиций, а внутренние административные меры и высокий объем продажи валютной выручки экспортерами, для которых в условиях высокой ключевой ставки это стало выгоднее, чем кредитование на внутреннем рынке. И все это - на фоне санкций США и Евросоюза, которые поступательно ужесточаются с 2022 года в ответ на российско-украинский военный конфликт.
В итоге, российская экономика оказалась в условиях «идеального шторма», и для исполнения утвержденных показателей бюджета власти будут вынуждены «затянуть пояс» и искать дополнительные источники пополнения казны.
По словам главы комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Анатолия Артамонова, которые приводит РБК, в бюджете необходимо перераспределить 2 трлн рублей - в основном на оборону и национальную безопасность. К слову, Россия тратит на нужды обороны 6,3% ВВП - это 13,5 трлн рублей, сообщил в июне президент РФ Владимир Путин.
Как признал сенатор Артамонов в интервью изданию, в поисках резерва для бюджета власти могут прибегнуть к непопулярным решениям. Например, пересмотреть льготы, субсидии, начать приватизацию и фискальную консолидацию.
В конечном итоге все это окажет заметное давление на экономический рост России, и итоговый ВВП может не дотянуть не только до прогноза Минэкономики (2,5%), но и ЦБ (1-2%). По оценке Международного валютного фонда (МВФ), ВВП России в 2025 году вырастет лишь на 0,9%. При этом ВВП на душу населения в РФ составляет $14,26 тыс (в 2024 году: $14,79 тыс.). А у ближайшего соседа России - Казахстана этот показатель, позволяющий оценить средний уровень экономической активности на одного жителя страны, составил $14,77 тыс. (в 2024 году: $14,15 тыс.). Текущий год станет первым для России, когда она уступила позицию по этому показателю стране СНГ.
По мнению бизнесмена Олега Дерипаски, статистика по Казахстану не такая уж и неожиданная.
«Тут нелишним будет повторить стандартный набор ключевых факторов роста: защита прав собственности, привлечение иностранных инвесторов, верховенство закона и снижение коррупции, системное сокращение доли госсектора. Важно то, что этот набор вроде бы очевидных мер гарантированно работает. А в совокупности с созданием надежных логистических коридоров в Китай и дает устойчивый результат, который нельзя не заметить», - написал Дерипаска в своем Telegram-канале.
Ждать ли повышения налогов?
Минфин не раз уверял, что повышать налоги внутри года не планирует, в частности потому, что это «подорвет доверие граждан к политике государства». Более того, еще в июне министр финансов Антон Силуанов сообщал, что «базовые условия налоговой политики в стране останутся неизменными на горизонте до 2030 года».
«Это, конечно, вызывает определенные сомнения, особенно если не будет пересмотрен подход к планированию госрасходов (например, в виде снижения цены отсечения для нефти в бюджетном правиле)», - комментирует Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии, считает, что вероятность повышения налогов в текущем году невелика. «У государства есть более взвешенные инструменты для поддержки экономики и укрепления бюджетного баланса. Один из них — снижение ключевой ставки и процентных ставок, что может стимулировать предпринимательскую активность и расширить налоговую базу. Другой — корректировка бюджетного правила, предусматривающая уменьшение предельной цены нефти и, соответственно, более осторожный подход к расходам. Умеренное ослабление рубля, также может укрепить доходную базу бюджета», - отмечает экономист.
По мнению Владимира Литвинова, автора и создателя сообщества «ИнвестТема», власти все же могут пойти на увеличение налоговой нагрузки на бизнес. После уже повышенного в текущем году налога на корпоративную прибыль, следующим шагом могут стать специальные налоги для отдельных отраслей. В зоне риска могут оказаться золотодобытчики, производители минеральных удобрений, сектор электронной коммерции (маркетплейсы). «Власти склонны искать стабильные источники пополнения бюджета, и указанные выше отрасли выглядят наиболее привлекательными мишенями», - отмечает эксперт, добавляя, что власти пока отрицают такие планы, но все может измениться, если дефицит бюджета продолжит расти.
Ольга Беленькая считает, что наиболее «простые» решения для Минфина находятся в плоскости налогового администрирования, сокращения налоговых льгот, возможного введения дополнительных сборов.
«Здесь можно вспомнить перечень президентских поручений по итогам встречи с членами "Деловой России" 13 мая 2025 года. В том числе, до 1 сентября 2025 года правительство должно доложить о результатах подготовки предложений по совершенствованию механизма налогообложения лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. До 1 ноября 2025 года правительству поручено проанализировать эффективность режима для самозанятых "Налог на профессиональный доход" и представить предложения по совершенствованию этого режима. До 1 декабря 2025 года правительству поручено проанализировать параметры упрощенной системы налогообложения, применяемые с 1 января. Кабмин и "Деловая Россия" должны представить предложения по их корректировке, в том числе предусмотрев для занимающихся торговлей организаций и ИП снижение размера дохода, по достижении которого они признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, и поэтапный отказ от применения ими упрощенной системы налогообложения. В недавних публикациях СМИ говорится, например, об обсуждениях планов отмены льготных страховых тарифов для малого и среднего бизнеса. То есть, пока речь может идти не о новом повышении налогов, а о расширении налоговой базы и сокращении налоговых льгот», - отмечает аналитик «Финама».
Что делать инвесторам?
Повышение налогов обычно тормозит экономическую активность и уменьшает располагаемые доходы населения, а увеличение НДС дополнительно ускоряет инфляцию, поскольку бизнес перекладывает издержки в цены, отмечает Беленькая.
По мнению Абрамова, дальнейшее усиление налоговой нагрузки будет сдерживать инвестиции и снизит эффективность мер по смягчению денежно-кредитной политики. «Для ускорения роста важно, чтобы у бизнеса оставались ресурсы для вложений и сохранялась предсказуемость инвестиционного климата», - отмечает эксперт.
В условиях снижения ключевой ставки экономист советует розничному инвестору сохранять средства на депозитах, доходность которых остается выше уровня инфляции, а также рассматривать вложения в облигации с фиксированной доходностью (государственные или корпоративные) надежных эмитентов, а также в облигационные фонды. Возможности вложений в акции будут более ощутимы по мере того, как снижение ставок отразится на росте прибыли компаний, дивидендных выплатах и инвестиционной активности. Это процесс постепенный, поэтому в 2025 году потенциал фондового рынка скорее остается среднесрочной перспективой, отмечает Абрамов.
Кроме того, считает экономист, стоит пользоваться программами долгосрочных сбережений и индивидуальными инвестиционными счетами, оценивая их условия и сопоставляя преимущества с рисками.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
