Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
ВсеИнструменты.ру: трансформация из компании роста в компанию стоимости » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

ВсеИнструменты.ру: трансформация из компании роста в компанию стоимости

1 сентября 2025 Тинькофф Банк | ВсеИнструменты.ру

На днях ВсеИнструменты.ру опубликовала сильные финансовые результаты за второй квартал и первое полугодие 2025 года, которые превзошли ожидания аналитиков. Подробнее о бизнесе компании мы писали в нашем обзоре с началом аналитического покрытия бумаги.

Напомним, что ранее компания уже раскрывала свои операционные результаты, в рамках которых показала существенное замедление темпов роста выручки до 10% год к году против 19% в первом квартале 2025 года.

Финансовые результаты за второй квартал 2025 года
Выручка увеличилась на 10% год к году, до 46,2 млрд рублей. Основным драйвером стал рост среднего чека, а динамика заказов оказалась негативной.
Валовая прибыль выросла на 27%, до 15,4 млрд рублей, валовая рентабельность на уровне 33%. Такой рост объясняется фокусом компании на высокомаржинальном B2B-сегменте, а также ростом доли собственных торговых марок (СТМ) и эксклюзивного импорта.
EBITDA увеличилась на 46%, до 4,7 млрд рублей, благодаря росту валовой рентабельности и оптимизации операционных расходов. Рентабельность по скорректированной EBITDA составила 10,1%.
Чистая прибыль составила 0,9 млрд рублей, несмотря на продолжающееся давление со стороны финансовых расходов.

Место компании на рынке e-commerce
ВсеИнструменты.ру можно отнести к категории нишевого онлайн-ритейлера (все товары компания реализует через 1P-продажи, то есть выкупает их на свой баланс). В отличие от универсальных маркетплейсов (Wildberries, Ozon) нишевые игроки включают в свой ассортимент одну или несколько смежных категорий товаров или ориентированы на ограниченную аудиторию покупателей со схожим запросом. Для компании ВИ.ру такой нишей являются товары для ремонта и дома.

ВсеИнструменты.ру: трансформация из компании роста в компанию стоимости

Рынок DIY в России
Основным рынком для компании является рынок DIY (от англ. do-it-yourself — «сделай сам»), который составляет около 8 трлн рублей (+15,8% год к году). По итогам первого полугодия 2025 года рынок DIY показал рост на 13% против первого полугодия 2024-го.

Во втором полугодии ожидается его замедление до 6,2% — это приведет к росту рынка на 10,6% до конца года, до 8,8 трлн рублей.

Динамика рынка DIY тесно связана с тенденциями на рынке застройки жилья. В первом полугодии 2025 года на рынке B2C наблюдался спад в продажах новостроек на 26% год к году, а в выдачах ипотек на 47%. В сегменте B2B, напротив, ввод коммерческих и промышленных площадей демонстрировал двузначные темпы роста.

До конца года, несмотря на ожидаемое снижение ключевой ставки, мы ожидаем сохранения текущих тенденций во всех сегментах рынка.

При этом сегмент B2C по итогам полугодия показал опережающую динамику выручки по сравнению с B2B-сегментом. На это повлияли:

рост использования товаров для дома на финальных этапах ремонта;
снижение темпов запуска новых проектов на начальных этапах строительства в корпоративном сегменте.

Около 27% рынка DIY приходится на онлайн-сегмент. Сама по себе категория DIY в структуре совокупных онлайн-продаж в России занимает около 20%. ВИ.ру занимает лидирующую позицию среди специализированных игроков по объему онлайн-продаж.

Согласно свежему отчету INFOLine, рост онлайн-рынка DIY и товаров для дома в России в 2025 году ожидается на уровне 28,6% год к году.

Выручка: фокус на B2B сегмент
Основным драйвером дальнейшего роста компании остается сегмент B2B. Несмотря на сложные макроусловия, ВИ.ру фиксирует устойчивый рост числа активных клиентов и заказов. Эти покупатели — профессиональные клиенты, отличающиеся высокой частотой, объемом и комплексностью закупок. На их долю приходится 73% товарной выручки, а темпы роста в сегменте достигли 23,5% год к году.

Сегмент «Строительства» занимает около 20—30% выручки B2B-направления, тогда как основные клиенты приходят из промышленной индустрии. Активный рост сейчас демонстрирует сфера услуг, что позитивно сказывается на темпах роста компании.

Компания также увеличивает долю собственных торговых марок (СТМ) и эксклюзивного импорта, что усиливает дифференциацию от конкурентов. На конец второго квартала их вклад достиг 13,6% выручки, а по итогам 2025 года планируется удержать показатель на уровне 13—14%.

B2C-сегмент не является приоритетным и показывает отрицательную динамику. Во втором квартале 2025 года его выручка снизилась на 14,9% год к году, главным образом из-за давления со стороны маркетплейсов. Мы ожидаем, что доля B2C в выручке онлайн-ритейлера будет сокращаться и дальше.

Валовая прибыль и B2B заказы
Как мы отметили выше, во втором квартале ВИ.ру сделали акцент на B2B-сегменте, увеличили долю СТМ и эксклюзивного импорта. Отметим, что оба этих фактора способствовали росту маржинальности. По итогам квартала валовая рентабельность составила 33,4%, показав рост на 4,5% год к году.

По нашим оценкам, валовая рентабельность СТМ и эксклюзивного импорта составляет 48%, тогда как валовая рентабельность остальных товаров — около 30%.

В2В-заказы за счет более высокого среднего чека, большего количества предметов в корзине покупок и продукции более высокого ценового сегмента дают маржинальность выше, чем В2С.

Мы ожидаем, что по итогам 2025 года совокупная выручка компании вырастет на 10% год к году (на уровне роста всего DIY-рынка).

EBITDA и внедрение ИИ
Компания также сосредоточилась на оптимизации своих операционных расходов — например, сокращении 10% штата. EBITDA выросла на 46% против аналогичного периода 2024 года при одновременном росте рентабельности до 10%.

В 2025 году компания реализовывала проекты по диджитализации В2В-продаж и автоматизации процессов. ВИ.ру также развивает собственный центр компетенций в области искусственного интеллекта: экономический эффект от использования текущих ИИ-инструментов компания оценивает в 100 млн рублей в годовом выражении, а эффект от реализации всех запущенных ИИ-инициатив — в 800 млн рублей.

По нашему мнению, оценка таких эффектов преждевременна.

Мы ожидаем, что по итогам 2025 года EBITDA компании вырастет на 28% при рентабельности 9% из-за смещения фокуса на более маржинальный B2B-сегмент.

Чистая прибыль эмитента
Во втором квартале 2025 года компания получила чистую прибыль после убытков в первом квартале этого же года. На значение показателя повлияло сокращение чистого долга компании и связанных с ним финансовых расходов.

Прибыль второго квартала перекрыла убыток первого в этом году. Если компания сохранит нынешние темпы роста, по итогам 2025 года чистая прибыль может вырасти более чем в 2,5 раза.

Чистый долг и долговая нагрузка
Компания фокусируется на сокращении чистого долга: отношение чистого долга (с учетом аренды) к EBITDA сократилось с 2,4x в конце 2024 года до 1,8x на конец первого полугодия 2025-го.

CAPEX и оптимизация точек выдачи
В отчетном периоде компания не наращивала инфраструктуру и площади, адаптируясь к изменившимся макроэкономическим условиям. Компания также закрыла ряд убыточных ПВЗ (отказ от площадей в Обухово должен приносить до 100 млн рублей экономии ежемесячно).

В этом году уровень капитальных расходов составил 0,7% от выручки. Мы ожидаем, что компания будет продолжать инвестировать в логистику, так как это драйвер роста для онлайн-ритейлера.

Свободный денежный поток
Свободный денежный поток за шесть месяцев 2025 года составил 8,0 млрд рублей, что на 20,5% меньше показателя за аналогичный период прошлого года.

Стоит ли инвестировать в акции ВИ.ру
Компания показала замедление темпов роста во втором квартале. При этом динамика выручки была немного выше, чем у рынка DIY в целом, что означает рост рыночной доли и постепенную консолидацию сектора. По оценкам INFOLine, во второй половине года рынок продолжит замедляться, что усилит давление на темпы роста ВИ.ру.
Компания усиливает фокус на B2B-сегменте, увеличивая его долю в выручке. Однако оптимизация расходов в строительном и промышленном направлениях сдерживает результаты. В то же время это формирует отложенный спрос, который может реализоваться позже.
Рост доли B2B, СТМ и эксклюзивного импорта, а также оптимизация расходов привели к заметному улучшению валовой и EBITDA-рентабельности, что стало позитивным знаком для рынка.
По мере восстановления спроса компания продолжит активно инвестировать в логистику как в ключевой драйвер роста онлайн-ритейла. В среднесрочной перспективе это окажет давление на свободный денежный поток.
Долговая нагрузка остается высокой, несмотря на снижение долга, — это ограничивает чистую прибыль и потенциал будущих дивидендов.
Компания не дала прогнозов по выручке и рентабельности на 2025 год. Хотя текущие результаты выглядят сильными, их устойчивость под вопросом. Замедление роста, даже с возможным отскоком в 2026 году, и акцент на внутренней эффективности переводят компанию из категории роста в категорию стоимости.

Наш прогноз и целевая цена
На базе недавних финансовых результатов мы обновили нашу финансовую модель, снизив темпы роста выручки, но повысив долгосрочную рентабельность по EBITDA. Мы сохраняем нашу рекомендацию «держать» с целевой ценой 95 рублей за бумагу.

С учетом нашей целевой цены справедливый форвардный мультипликатор ВИ.ру находится на уровне, близком к среднерыночным для российского ритейла.

Мы считаем, что акции компании заслуживают умеренной премии благодаря развитой технологической платформе, фокусу на более маржинальном B2B-сегменте и онлайн-деятельности. Однако с учетом замедления роста и низкой дивидендной доходности эта премия должна быть ограниченной.