Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Продуктовые сети. Новые сделки и перспективы для инвесторов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Продуктовые сети. Новые сделки и перспективы для инвесторов

4 сентября 2025 Финам Колесникова Алла

В российском ритейле ожидается новая крупная сделка. После того, как в мае «Магнит» закрыл сделку по приобретению контрольного пакета «Азбуки вкуса», о покупке «О’Кей» может объявить «Лента». Что происходит в секторе? Стоит ли инвестировать в фудритейл? Есть ли идеи в непродовольственной рознице и e-com? Finam.ru изучил ситуацию в секторе и узнал рекомендации аналитиков рынка.

Фудритейлу выгодна инфляция
Индекс МосБиржи Потребительского сектора (MOEXCN) в августе показывает неплохой рост, с начала месяца прибавив 8,9% и уступая лишь телекоммуникациям и электроэнергетике. Прирост с начала года скромнее - 3,9%, однако выше, чем у финансовой отрасли. Весомую долю в базе расчета MOEXCN составляют продуктовые сети - «Лента» (9,11%), «Магнит» (13,72%) и Х5 (12,79%), которые традиционно выигрывают от роста цен в условиях высокой инфляции.

«В первом квартале текущего года в секторе ритейла наблюдались признаки приближающегося кризиса. Основными причинами стали высокая ключевая ставка и связанные с ней прямые и косвенные последствия для отрасли. Высокая стоимость заимствований привела к росту финансовых расходов компаний, а рационализация потребления — к охлаждению спроса со стороны покупателей. Кроме того, усилилось давление со стороны роста расходов на аренду торговых площадей, а также на фонд оплаты труда, что во многом объяснялось опережающими темпами роста реальной заработной платы по сравнению с производительностью», - комментирует Магомед Магомедов, аналитик ФГ «Финам».

Однако, обращает внимание аналитик, по итогам второго квартала ситуация в отрасли стала выправляться. «Обороты розничной торговли, хоть и продолжают демонстрировать признаки замедления, не реализовали ранее обозначавшиеся худшие сценарии развития. Компании ритейла сумели достаточно быстро адаптироваться к новым условиям: были пересмотрены и оптимизированы коммерческие и общехозяйственные расходы, особое внимание уделялось контролю затрат на аренду и персонал. Также замедлился рост финансовых расходов. Расходы на персонал были снижены, в том числе за счет замедления темпов роста реальной заработной платы. Если коротко, то помог контроль за расходами и улучшение макроэкономической среды», - комментирует Магомедов.

Очередная крупная сделка в секторе может подстегнуть интерес инвесторов к бумагам продуктовых сетей. Как сообщают СМИ, торговая сеть «Лента» рассматривает возможность приобретения гипермаркетов «О’Кей». Пока сделка находится на стадии необязывающего предложения (Non-Binding Offer), в рамках которого стороны обсуждают ключевые параметры соглашения. А в июне сообщалось о том, что «Лента» присматривается к гипермаркетам «Магнита». На этой новости акции «Ленты» выросли почти на 2%, а расписки «О’Кей» подскочили более чем на 10%. Как отмечают аналитики «Цифра Брокер», для «О’Кей Групп» это шанс снизить долговую нагрузку и сосредоточиться на развитии дискаунтеров под брендом «ДА!», а для «Ленты» - нарастить долю рынка и укрепить позиции в борьбе с конкурентами.

Сделка выглядит выгодной для обеих компаний, согласны аналитики «Альфа-Инвестиций». «Выручка «Ленты» может прибавить 15%, EBITDA - 20%, а чистый долг/EBITDA - временно подняться выше 1х, но все равно остаться на комфортном уровне», - отмечают эксперты.

По мнению Владимира Чернова, аналитика Freedom Finance Global, при успешной реализации сделки «Лента» может увеличить годовую выручку примерно на 140-150 млрд рублей.

«Для «О’Кей групп» основной эффект будет связан со снижением долговой нагрузки и концентрацией на прибыльных дискаунтерах. Это может привести к росту котировок ценных бумаг компании на 15-20% в краткосрочной перспективе, что отразит позитивные ожидания инвесторов от реструктуризации бизнеса», - оценивает Чернов.

Непродовольственная розница тормозит
Вместе с тем, непродовольственная розница явно тормозит в условиях высокой ключевой ставки и роста расходов на оплату труда, а также из-за конкуренции традиционных оффлайн-магазинов с онлайн-продавцами и маркетплейсами. Последние, в свою очередь, готовятся к платформенному регулированию, что неизбежно повлечет затраты на ИТ, процедуры верификации и интеграцию с государственными системами. В конечном итоге это может временно снизить рентабельность и повысить волатильность котировок компаний e-commerce, из которых на Московской бирже представлены «Все Инструменты.Ру» и Ozon, занимающие при этом разные позиции по поводу регулирования интернет-площадок.

По мнению аналитиков «Финама», динамика котировок Ozon напрямую зависит от темпов выхода сегмента e-commerce на операционную прибыль и способности бизнеса покрывать операционные затраты за счет собственной выручки. «Акции Ozon близки к справедливой стоимости», - резюмирует Магомед Магомедов, аналитик ФГ "Финам".

Что касается «ВИ.Ру», то при выходе на IPO компания позиционировала себя как ИТ-компанию, хотя по факту является, скорее, онлайн-ритейлером.

«Если бы они были классифайдом, который связывал бы покупателей-продавцов из России и Китая, то можно было бы отнести их к сектору IT. Но компания покупает все на свой баланс и продает через онлайн-магазин. Это не делает их IT-компанией», - отмечает Никита Степанов, аналитик ФГ «Финам».

Вместе с тем, «ВИ.Ру» по итогам 1 полугодия показала неплохие результаты. «Основной риск - если ослабление динамики выручки в последние кварталы не краткосрочный результат макросреды, а устойчивый тренд, связанный, например, с конкуренцией. Но на данный момент у нас нет причин полагать, что этот риск значителен», - комментирует Мария Суханова, аналитик «БКС Мир инвестиций». У аналитика «Позитивный» взгляд на «Все Инструменты.ру» на год вперед с учетом возможного привлекательного роста бизнеса долгосрочно.

А вот бумаги "М.Видео" и Fix Price покупать пока опасно, считает Артем Николаев, основатель Telegram-канала Invest Era. «Проблемы этих ритейлеров вызваны в первую очередь невозможностью конкурировать с онлайн-торговцами. Тут нужны кардинальные перестройки бизнес-моделей. Сюда же можно причислить и Henderson. Пока за счет повышения ценников, узнаваемости бренда и в целом более премиальных продаж сохраняют двузначные темпы роста. Но 70% их продаж - это офлайн и тут тоже есть риск оттока клиентов в онлайн», - комментирует Николаев.

Торговые идеи
Фаворитом в потребительском секторе российского рынка остается группа X5, имеющая запас прочности и потенциал роста. Сеть занимает в российском продуктовом ритейле лидирующее положение с долей рынка 15,6%.

«Компания X5 выполнила обещания по дивидендам и продолжила расти, несмотря на высокую процентную ставку и слабую динамику спроса в 4 квартале 2024 и 1 квартале 2025 года, - комментируют аналитики ФГ «Финам». - Мы подтверждаем рейтинг «Покупать» и целевую цену 3 990 руб. Потенциал роста составляет 35% от текущих уровней».

Аналитики «Финама» также обращают внимание на новую дивидендную политику Х5, предусматривающую выплаты акционерам дважды в год. Выплаты производятся из расчета свободного денежного потока при условии показателя «Чистый долг / EBITDA» в диапазоне 1,2–1,4х. По итогам 2025 года, по оценке «Финама», ожидаются выплаты в размере 313 руб. на акцию, что соответствует 10,6% дивдоходности по текущей цене бумаги.

Однако на пятки Х5 наступает «Лента». По итогам 1 квартала 2025 года торговая сеть обогнала Х5 по маржинальности, а в случае успешной сделки с «О’Кей» - увеличит свою долю рынка на 1%.

Ближайший конкурент Х5 и «Ленты» - «Магнит», выглядит менее привлекательно на фоне снижения рентабельности из-за опережающего роста расходов на персонал, аренду, редизайн и рекламу.

«Несмотря на постепенное улучшение ситуации в секторе, возвращение «Магнита» к уровням 5000 рублей за акцию в среднесрочной перспективе пока маловероятно без существенного роста прибыли и более четких сигналов об улучшении финансового положения и о выплатах дивидендов. Ответ на вопрос осложняется тем, что «Магнит» не предоставляет промежуточную финансовую отчетность, так что тяжело отследить динамику», - считает Магомедов.

Помимо Х5, аналитики «Финама» выделяют акции Henderson и Novabev - обе компании растут по операционным метрикам, несмотря на суровые рыночные условия.