Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ну что, принцы, кончили дело - гуляем смело? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ну что, принцы, кончили дело - гуляем смело?

15 сентября 2025 | Нефть Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина

Наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман (МБС) встретится в ноябре с Трампом 2 в Вашингтоне, чтобы обсудить выполнение обещаний, данных МБС во время майского визита Трампа 2 в Эр-Риад. О визите МБС в США стало известно 7 августа. А в воскресенье 7 сентября принц и министр энергетики Саудовской Аравии Абдулазиз бин Салман добился на онлайн-совещании от ведущей восьмерки стран ОПЕК+ принятия решения об ускоренном наращивании добычи нефти уже во второй раз в этом году. И это после прогноза МЭА о сильнейшем профиците на рынке нефти в четвертом квартале, и явно выказанного российской стороной желания вообще не допускать участия России в подобного рода совещаниях.

Уговорить российскую сторону на этот шаг помогло то обстоятельство, что проводимая ОПЕК+ политика сдерживания добычи нефти не дала желаемого картелем ценового результата - роста или даже стабилизации нефтяных цен. Воскресное решение нарастить добычу нефти в октябре 2025 года стало очередным неожиданным поворотом событий со стороны министра энергетики Саудовской Аравии принца Абдулазиза бин Салмана, который известен своей способностью преподносить сюрпризы, чтобы сбить с толку спекулянтов. Отсылка к спекулянтам со стороны ОПЕК наиболее четко прозвучала еще во времена ипотечного кризиса в США в 2007 году, когда весь мир боролся с сильнейшим ростом нефтяных цен, а тогдашний генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри 23 мая 2007 года заявил, что картель с этим ростом цен ничего поделать не может, поскольку ответственность за него лежит на спекуляциях и слабом долларе США, а не на недостаточной добыче. Это заявление и стало началом конца ОПЕК как организации, полностью контролирующей нефтяные цены. В то время принц Абдулазиз бин Салман был помощником министра нефти и уже считался значимой фигурой в саудовской политике, поскольку напрямую занимался основным источником дохода королевства – нефтью. Теперь, по всей видимости, по его мнению, пришло время покончить и с самим картельным объединением стран-экспортеров нефти. Тем более, что после введения Трампом 2 в «День освобождения Америки» 2 апреля взаимных импортных тарифов рынок нефти рухнул и наращивание добычи странами ОПЕК+ стало единственным способом как сохранения, так, тем более, и преумножения доходов их бюджета. Для Саудовской Аравии, с ее самой низкой себестоимостью добычи нефти, этот шаг был абсолютно безболезненным, а денег на программу «Видение 2030» - перевода экономики к этому сроку от нефтяной зависимости на современный лад - с каждым годом требовалось все больше.

Первое же в этом году решение ускоренно повысить добычу нефти ОПЕК+ приняла 3 апреля, сразу после Дня освобождения, аккурат за месяц и 10 дней до визита Трампа 2 в Эр-Риад. О значении для Трампа 2 данного решения говорит сам факт первого, после избрания, зарубежного визита действующего Президента США в Саудовскую Аравию, неслыханный доселе. Трамп 2, главным приоритетом которого в то время было двукратное снижение мировых цен на нефть, нанес визит к лидеру организации, в руках которой, по его мнению, еще сохранялся полный контроль над этими ценами.

А 30 июля 2025 года на пресс-конференции после заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) вдруг выяснилась ведущая роль ФРС в этом контроле. Вот главное, по нашему мнению, что сказал глава ФРС Джером Пауэлл по итогам последнего заседания FOMC: «ФРС в области денежно-кредитной политики преследует две цели - максимальная занятость и стабильность цен. Мы по-прежнему стремимся поддерживать максимальную занятость, настойчиво приближая инфляцию к нашей цели в 2% и сохраняя долгосрочные инфляционные ожидания на стабильном уровне. Наш успех в достижении этих целей важен для всех американцев. Политика же правительства продолжает меняться и ее влияние на экономику остается неопределенным. Повышение (импортных) тарифов уже начало сказываться на ценах некоторых товаров, но их общее влияние на экономическую активность и инфляцию еще предстоит оценить. Разумным предположением является то, что влияние на инфляцию будет краткосрочным, отражающим единоразовое изменение в уровне цен. Но также возможно, что инфляционные последствия будут более продолжительными и это надо учитывать и контролировать. Мы будем продолжать определять соответствующую денежно-кредитную политику на основе поступающих данных, прогнозов и баланса рисков. Инфляция значительно снизилась по сравнению с пиковыми значениями в середине 2022 года, но все еще остается несколько выше нашей цели в 2%. По оценкам, основанным на индексе потребительских цен и других данных, общий уровень инфляции за 12 месяцев, закончившихся в июне (2025 года), составил 2.5%. А без учета волатильных категорий - продуктов питания и энергоносителей - базовый уровень инфляции составил 2.7%. Эти показатели практически не изменились с начала года (общий уровень инфляции за 12 месяцев, закончившихся в декабре 2024 года, составил по данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США (индекс PCE) 2.6%, а базовый индекс Core PCE 2.8%), хотя структура инфляции изменилась. Инфляция на рынке услуг под действием принятых нами (ФРС) мер (в области денежно-кредитной политики) продолжает снижаться, а повышение (администрацией) тарифов приводит к росту цен на некоторые категории товаров В течение этого года инфляционные ожидания в краткосрочной перспективе в целом выросли на фоне новостей о тарифах, что отражено как в рыночных, так и в опросных данных. Однако, большинство показателей долгосрочных ожиданий соответствует нашей цели в 2%. Наша обязанность, в ближайшие год-два поддерживать долгосрочные инфляционные ожидания на стабильном уровне и не допустить, чтобы единоразовое повышение цен превратилось в долгосрочную проблему».

Согласно нашему подходу к механизму ценообразования на рынке нефти (Кириллов, Понарин, Туманова, 2025), долгосрочные инфляционные ожидания в США, о которых говорит Пауэлл, являются одним из двух основных драйверов нефтяных цен, которые используют крупные инвесторы-спекулянты для контроля цен. Те самые спекулянты, о которых еще в 2007 году говорили лидеры ОПЕК. Второй драйвер – валюта цены нефтяного фьючерсного контракта, в том числе, валюта оговорки – условно, обратная величина индекса доллара США. Таким образом, поддержание в ближайшие год-два долгосрочных инфляционных ожиданий на стабильном уровне, как это собирается делать ФРС, означает не что иное, как поддержание ею нефтяных цен на стабильном уровне в этот период. Из недельных графиков цен на нефть Brent и WTI отчетливо видно, что их динамика за последний более, чем год, действительно стабилизировалась, колеблясь каждая около своего, присущего только стационарным, поддающимся прогнозированию временным рядам, уровня с постоянным средним значением цены - 70.44 и 67.01 доллара за баррель (уровни цен на нефть Brent и WTI, на которых в течение недели с 10 марта 2025 года одновременно формировались паттерны «додж»). Снижение цен на нефть до этого срединного и сегодня уровня и их стабилизация наступили сразу после выступления главы ФРС со своим полугодовым докладом в Конгрессе США 9-10 июля 2024 года, в котором он отметил тот факт, что ФРС взвешивает возможность первого снижения процентной ставки и это после того, как в течение почти года удерживала ее на более, чем двадцатилетнем максимуме.

12 февраля 2025 года, уже после трех снижений ставки до нынешнего уровня в 4.25 - 4.5%, выступая в Конгрессе США, Пауэлл заверил законодателей в том, что, «если экономика будет оставаться сильной, а устойчивое движение инфляции к целевому показателю не продолжится, мы сможем дольше сохранять ограничения. Если же рынок труда неожиданно ослабнет или замедление инфляции ускорится, то мы вернемся к политике смягчения». В распоряжении ФРС для этого имеются 2 инструмента: ставка overnight по федеральным фондам и баланс ФРС. Если к данным по потребительской инфляции (CPI), опубликованным 11 сентября, согласно которым CPI в августе в годовом выражении выросла на 2.9% против 2.7% в июле, что, кстати совпало с предварительным прогнозом аналитиков, добавить последние данные о снижающемся индексе цен производителей (PPI), растущей почасовой оплате труда и самые последние данные с рынка труда, где зафиксировано недельное увеличение первичных заявок на пособия по безработице до значительно больших, чем ожидалось, значений, то с учетом наблюдаемой в этом месяце снижающейся динамики долгосрочных инфляционных ожиданий, можно с полной уверенностью говорить о том, что время смягчения политики ФРС настало. Более того, появилась возможность повторить в сентябре 2025 года сценарий снижения ставки годичной давности - сентября 2024 года, снизив ее на половину процентного пункта. Такого же мнения придерживается и министр финансов США Бессент, призвавший ФРС рассмотреть в сентябре снижение процентной ставки на 50 базисных пунктов, заявив, что центральный банк мог бы снизить ставку и раньше, если бы получил от Бюро статистики труда точные экономические данные.

Изменение ставки ФРС в соответствии с нашим подходом (и можно уже утверждать, совместным с подходами ОПЕК и ФРС) к механизму ценообразования на рынке нефти, означает не что иное, как сдвиг указанных выше срединных уровней нефтяных цен вдоль оси стоимости. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения необходимо после уже решенного вопроса - снижения ставки ФРС 17 сентября - понаблюдать за последующей динамикой долгосрочных инфляционных ожиданий и за динамикой нефтяных цен. Предвестником их возможного поведения может служить совместный скачок этих параметров после выхода 11 сентября данных по растущему CPI. Спред доходности 10-летних казначейских облигаций, который в течение сентября непрерывно снижался, начав с 2.44% 2 сентября и дойдя до 2.34% 11 сентября (что, по нашему мнению, и привело к снижению цен на нефть в этот период почти на 3 доллара за баррель) 12 сентября вдруг подпрыгнул на 2 б.п., вместе с ценами на нефть, которые поднялись при этом на 0.3-0.6 доллара за баррель.

Новые, сдвинутые срединные уровни, на которых после возобновления снижения CPI цены на нефть, колеблясь, стабилизируются, это уровни цен 67,83 и 63,43 доллара за баррель на нефть Brent и WTI, соответственно, на недельных графиках которых в течение недели с 25 августа одновременно формировались паттерны «додж» после заявления Пауэлла 22 августа 2025 года в Джексон Хоуле о готовности ФРС возобновить снижение процентных ставок.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). О роли крупных инвесторов в формировании цен на нефть. Элитный трейдер, 10 июня

Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). Рынок нефти, отгадай загадку и реши вопрос … Элитный трейдер, 23 июня

Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). Загадки рынка нефти как следствие смены его парадигмы. Элитный трейдер, 22 июля

Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). Рынок нефти, вот и встретились два одиночества … Элитный трейдер, 27 июля

Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). Пресс-конференция Джерома Пауэлла и рынок нефти. Элитный трейдер, 4 августа

Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). Рынок нефти между сциллой и харибдой. Элитный трейдер, 13 августа