Одна из самых известных писательниц современности, автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг в 2013 г. выпустила книгу «Зов кукушки» под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Первоначально «новый» автор получал массовые отказы от издательств, но в итоге книгу согласилось взять Sphere Books. Роман не особенно покупали, но так продолжалось до того момента, пока личность настоящего автора не была раскрыта. Как только люди узнали, что «Зов кукушки» написала Роулинг, книга за один день с 5076-го места попала на первое по продажам в онлайн-магазине Amazon. Этот феномен можно назвать «эффектом Матфея».
Что это и откуда взялось
Термин «эффект Матфея» появился в 1968 г., его придумал американский социолог Роберт Мертон, основываясь на фразе из Евангелия: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
Ученый обратил внимание на то, что известные личности получают слишком много почестей, даже имея меньшие достижения, чем их коллеги, которых никто не знает.
Эффект Матфея подразумевает, что люди, изначально обладающие определенными преимуществами, накапливают их в еще больших объемах, а у менее благополучных слоев общества, наоборот, растут ограничения.
В связи с этим усиливаются, в том числе экономическое неравенство и деление людей на рынке труда.
В каких сферах наблюдается
Эффект Матфея можно увидеть в следующих сферах:
В личных финансах. Богатые изначально имеют больше капитала, который, в свою очередь, приносит им больше денег. При этом те, у кого нет достаточно средств, сталкиваются с ограничениями. Им, например, сложнее накапливать, потому что денежного ресурса, который позволил бы сохранить накопления и не прибегать к ним в экстренных случаях, не хватает.
В науке. Ученые с именем, аналогично примеру выше, получают больше признания, даже если заслуживают его меньше, чем их коллеги, которых еще никто не знает. Их чаще цитируют, их научные статьи охотнее берут в публикацию, благодаря чему они становятся еще известнее.
В образовании. Люди, выросшие в семье образованных людей, понимают ценность образования, кроме того, они часто более развиты, так как родители с раннего детства вкладываются в их знания. А накопленная с детства база знаний позволяет, будучи взрослым, узнавать еще больше. Детям, которыми не занимались и которые этой базы не имеют, сложнее получить качественное образование. К тому же они могут не считать это нужным.
В карьере. Здесь эффект Матфея может проявиться при наличии необходимых связей и деловой репутации. Если новичка берет под крыло ценный и известный в своей области специалист, то и его ученик впоследствии станет востребованным сотрудником — благодаря имени наставника.
В соцсетях. Чем больше подписчиков у блогера, тем чаще он благодаря алгоритмам социальных сетей попадает в рекомендации и тем быстрее растет его аудитория.
Что с этим делать
Если вы оказались среди тех людей, которым не повезло, то все равно можете поправить ситуацию, хотя это, вероятно, займет определенное время.
Приведем в пример сферу карьеры. В первую очередь определите то направление, в котором вы наиболее сильны. Начните делать портфолио, состоящее из ваших наиболее сильных кейсов, и чаще рассказывайте о них в профессиональном сообществе. Иными словами, не стесняйтесь говорить о своих победах, так как «скромность — прямой путь к неизвестности».
Когда вы определите свои сильные стороны, старайтесь углублять знания именно в этих областях. И, конечно, старайтесь постоянно узнавать что-то новое, проходить курсы, посещать вебинары, читать книги. Чем больше знаний вы накопите — тем больше дверей перед вами откроется.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
