Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Валютная лихорадка О судьбе доллара, евро и юаня » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Валютная лихорадка О судьбе доллара, евро и юаня

Еще 4 месяца назад доллар не пинал только ленивый. Аналитики и экономисты хором предсказывали крах валюте США, который должен был настать в самое ближайшее время
7 апреля 2010 slon.ru
Еще 4 месяца назад доллар не пинал только ленивый. Аналитики и экономисты хором предсказывали крах валюте США, который должен был настать в самое ближайшее время. Однако с 3 декабря 2009 года «американец» чувствует себя достаточно уверенно, а евро, которому прочили мировое господство, с трудом удерживается от обвала. Впрочем, если вспомнить историю FOREX за последние полтора года, то картина покажется не столь неопределенной. В июле 2008 г. за евро давали около $1,603, а через полгода на фоне банкротства Lehman Brothers и обвала финансовых рынков – уже около $1,25. Потом в ноябре 2009 евро окреп до $1,51, а теперь балансирует в районе $1,35–1,36.

Причина в том, что валюта США стала настоящим экспортным товаром, который используется в мировой финансовой системе. Низкие ставки Федрезерва сделали доллар валютой фондирования, которая заменила иену, много лет живущую в условиях низкой ставки. Как только стали возникать риски ужесточения монетарной политики ФРС, спекулянты резко сменили вектор движения и начали возвращать долларовый капитал обратно на Родину. К тому же американский фондовый рынок и казначейские обязательства США предоставили вполне неплохую доходность по сравнению с другими развитыми и развивающимися рынками. Вместо признаков грядущей девальвации доллара, инвесторы сосредоточились на признаках выздоровления американской экономики, и, как следствие, свертывании антикризисных монетарных мер.

К весне 2010 г. валютный рынок подошел в очень интересном положении. Почти еженедельно происходят мощные движения, которые провоцируются событиями на государственном уровне. Если в начале текущего кризиса разорялись банки и фирмы, то вторая волна затронула финансы правительств. Бросившись на спасение своих экономик, власти различных стран не учли того факта, что финансы также являются ограниченным ресурсом. При этом источников финансирования не так много. Деньги остались у тех государств, которые их копили на черный день, а новые потоки организуются из давно известных центров. Поэтому, как не крути, а «бесполезные фантики» с портретами президентов остаются в ходу и пользуются все возрастающим спросом. Более того, экономика доллара распространилась гораздо дальше государственных границ США. Даже последний пигмей в Африке знает, что с открыткой Федрезерва он сможет что-то купить в любом уголке мира, не говоря уже о соседней деревне.

Что же дальше? Так ли безоблачно будущее доллара? Возможно, что ответ находится между «да» и «нет». Пока в Европе мучительно решали греческие проблемы, в марте в Конгресс США поступил очередной проект бюджета на 2011 г. На сей раз Белый дом заложил бюджетный дефицит в размере $1,6 трлн. С улыбкой можно вспомнить обещания Барака Обамы год назад, когда он клялся снизить объемы заимствования до $1 трлн уже в 2011–2012 гг. Более того, к концу президентского срока Обамы дефицит бюджета должен был упасть ниже $1 трлн. Возможно, что никто не заметил того факта, что бюджетный дефицит Греции составил в 2009 г. 12,7% ВВП, а вот у США этот показатель на 2011 г. планируется на уровне... 11–12%. Причем схожая ситуация сохранится на несколько лет.

Европейские авторитеты потребовали от Греции наведения порядка в государственных финансах и обещали предоставить поддержку вместе с МВФ, если это потребуется. Но на подходе Испания со своими почти 20% безработными. Португалия подверглась ухудшению кредитных рейтингов, да и у Италии есть некоторые сложности с рефинансированием своей задолженности. Впрочем, облигационный рынок пока не сигнализирует США о снижении доверия. Лишь рейтинговые агентства осторожно намекают на то, что подобная политика может привести к пересмотру наивысшего кредитного рейтинга Америки, но в достаточно отдаленном будущем.

Чем же это грозит бережливому Пигмею, который желает сохранить свой капитал, нажитый непосильным трудом? Белый дом будет продолжать наращивать государственный долг, потолок которого на 2010 г. одобрен до $14,3 трлн. Однако в будущем придет время, когда его придется отдавать. Один из лучших способов расплатиться – обесценить этот долг. Многие экономисты в США уже говорят о том, что инфляция на уровне 5–6% годовых позволит избежать бюджетного кризиса в будущем. МВФ также высказался в пользу повышения уровня терпимости к инфляции, чтобы центральные банки могли безболезненно сохранять антикризисные меры. Впрочем, до того момента, когда маховик инфляции начнет раскручиваться, правительства должны набрать достаточно долгов, чтобы перезапустить развалившиеся экономики. Да и сама инфляция не начинается на пустом месте. Чтобы возникло ценовое давление, деньги должны добраться до потребителей, которые также должны начать активно потреблять. В ином случае, низкий спрос будет заставлять производителей снижать цены, чтобы обеспечивать необходимые продажи, а это скорее похоже на дефляцию, чем на инфляцию.

Лишь после появления достаточно стабильных признаков экономического роста можно ожидать раскрутки инфляции. До этого момента правительства начнут конкурировать друг с другом за остатки ликвидности в мировой финансовой системе, и деньги могут вновь стать дороже активов. Поскольку доллар поддерживается самой могущественной финансовой организацией и системой – преимущество будет на его стороне. Он сохранит за собой статус главной мировой валюты, а любые ужесточения монетарной политики Федрезерва будут повышать его привлекательность для инвесторов.

Это вовсе не означает, что через несколько лет валюта США останется в той же цене. Огромные объемы ликвидности, вброшенные в мировую финансовую систему, постепенно будут обесценивать бумажные деньги. Безусловно, у евро, доллара, иены и юаня с рублем есть хорошие и вполне обоснованные шансы сохраниться. Только вот для покупки мешка картошки понадобится гораздо больше «бесполезных фантиков», чем это требовалось раньше. Причем не будет особой разницы, где они были напечатаны.

Пожалуй, что главной интригой последних лет на финансовом рынке является судьба китайского юаня. Многие эксперты пророчат валюте КНР блестящее будущее, укрепление и вхождение в резервы центральных банков. Однако подобные разговоры пока преждевременны. Непременным условием для приобретения статуса резервной валюты является свободная конвертируемость и рыночные механизмы формирования курса. В отличие от доллара, юань находится под контролем властей КНР и вряд ли можно ожидать в ближайшем будущем изменения данной системы. Никакие успехи экономики не могут заменить свободный механизм рыночного формирования обменного курса. Поэтому основной расклад на валютном рынке останется без особых изменений.

Вряд ли юань или рубль смогут вмешаться в борьбу между евро и долларом, а также иеной и фунтом. Доллар в ближайшем приближении выглядит более устойчивым, чем евро, поскольку США смогли преодолеть наиболее опасную фазу своей рецессии и впереди – ужесточение монетарной политики и сокращение государственных расходов благодаря повышению доходной части бюджета. Более того, есть надежды на то, что торговый дефицит США начнет сокращаться. Администрация Белого дома продвигает предложение о снятии моратория на разработку новых месторождений на американском шельфе и в Мексиканском заливе. Если Вашингтону удастся заставить Китай немного ревальвировать юань, то Америка получит в свою пользу распределение доходов от взаимной торговли.

Напротив, у Европы впереди остаются чрезвычайно сложные проблемы, а в слабости евро заинтересовано слишком много сторон. Вряд ли Греция, Испания и Португалия смогут значительно сократить свои бюджетные дефициты в ближайшие годы, а, значит, их кредитоспособность продолжит тянуть евро вниз. При этом Германия и Франция будут стараться удерживать евровалюту от излишней силы, чтобы не препятствовать своему экспорту. Так или иначе, но вал европейских проблем пока далек от своей вершины, что наводит на грустные мысли о судьбе евро. У американского Федрезерва больше пространства для маневра в сторону ужесточения монетарной политики. Американские данные постепенно улучшаются, что позволяет перенести внимание с антикризисных мер на борьбу с возможным ростом цен. В результате, свертывание госпрограмм поддержки может перерасти в качественное ужесточение монетарной политики, что приведет к схлопыванию арбитражной стратегии “carry trade” на основе доллара и, как следствие, к укреплению американской валюты

Андрей Кочетков

https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу