20 марта 2008 Независимая газета
Россия оказалась на пороге финансового кризиса. С таким предупреждением вчера выступили экономисты Финансовой академии. В представленном ими докладе содержится пять вариантов развития событий. Ученые предлагают создать антикризисный центр и разработать программу чрезвычайных действий по мониторингу и стабилизации ситуации на финансовых рынках. Представители госорганов не поддержали предложения ученых. По их мнению, сам факт создания такого центра способен спровоцировать финансовый кризис.
С докладом о возможных сценариях возникновения финансового кризиса в России выступил директор Института финансовых рынков Финакадемии Яков Миркин.
Он констатировал, что в 2007–2008 годах риски финансового кризиса в нашей стране стали реальными. Ученый назвал четыре потенциальных сценария развития событий. По его словам, в текущем году Россия может стать жертвой импортированного кризиса – «финансовой инфекции». В среднесрочной перспективе угрозы стабильности нашей финансовой системы исходят от спекулятивной атаки при позитивной экономической динамике, перегреве одного из сегментов внутреннего финансового рынка – эффект «домино» – падения экспортных цен. Следует добавить, что в основном тексте доклада есть и пятый сценарий, связанный с политическим риском. Однако докладчик вообще не стал распространяться о том, что механизм финансового кризиса в любой стране может быть запущен масштабными изменениями внутренней политики, направленными на сужение рыночного пространства.
По мнению Миркина, сценарий импортированного кризиса станет реальностью на основе высокой корреляции финансового рынка России с глобальными рынками. Связь рынков осуществляется через глобальных инвесторов – в 2007 году насчитывалось 10 тыс. хедж-фондов с активами примерно 2 трлн. долл. В 2006–2007 годах наблюдался взрывной рост иностранных портфельных инвестиций, носящих, как правило, спекулятивный характер. В результате сегодня спрос и цены на российские финансовые активы оказались зависимыми от иностранных инвесторов. В общей сложности доля нерезидентов составляет сегодня около 70%, а обороты по депозитарным распискам на российские акции достигают не менее 50% внутреннего рынка.
Прогнозы сценария спекулятивной атаки основаны на зависимости развивающегося рынка России от иностранных портфельных инвестиций и долгового финансирования нерезидентов. «Либерализация счета капиталов, укрепление курса национальной валюты и высокая доходность внутреннего рынка привлекают в Россию поток иностранных «горячих денег», стимулируют арбитраж резидентов между дешевыми внешними заимствованиями и сверхдоходными рублевыми активами», – отметил Миркин. Он считает, что это классический сценарий разогрева финансового сектора экономики с последующей атакой на одном из сегментов финансового рынка при первых признаках переоцененности рубля. При массированной игре инвесторов на понижение короткие позиции нерезидентов могут достигать 3–7% ВВП. Дело заканчивается бегством капиталов, обрушением курса национальной валюты и финансовым кризисом.
Сценарий перегрева одного из сегментов финансового рынка связан с эксцессивным ростом финансовой составляющей российской экономики. В период с 2000 по 2007 год при росте ВВП в текущих ценах в 4,3 раза денежная масса увеличилась в 8 раз, внешний долг реального сектора экономики – в 9,7 раза, кредиты банков экономике и населению – в 12 раз, внешний долг банков – в 14 раз. По оценке экономистов, 40–50% роста финансового сектора носят спекулятивный характер. Налицо концентрация рисков – кредитного, процентного, рыночного, валютного, ликвидности. Причем в ближайшие 3–4 года нарастает вероятность «мыльных пузырей».
Высокая зависимость российской экономики от мировых цен на экспортное сырье предопределяет вероятность сценария финансового кризиса, вызванного ценовым риском. Мировые цены на нефть, газ, металлы подвержены непрогнозируемым колебаниям. В случае их резкого падения запаса прочности нашей экономики хватит на 4–6 месяцев, потом неизбежен кризис. Как известно, фундаментальной причиной кризиса в августе 1998 года стало как раз падение цен на нефть.
Архитектура российского финансового рынка уязвима, а у экономического роста – шаткое финансовое основание. Слишком велика зависимость от иностранной ликвидности при ограниченности внутреннего денежного спроса на инвестиции в экономику, резюмировал Миркин. Он предложил разработать программу чрезвычайных действий государства и создать действующий на постоянной основе антикризисный комитет, придав ему некие законодательные полномочия. Кроме того, этот центр должен осуществлять мониторинг ситуации и координировать действия финансовых ведомств, принимать меры оперативной поддержки ликвидности кредитных учреждений. К возможным административным полномочиям ученый отнес право прекращения торгов на фондовом рынке и рынке деривативов, введение временных ограничений на операции по счету капиталов, на срочные операции коммерческих банков, объявление банковских каникул и т.п.
Глава ФСФР Владимир Миловидов к идее создания антикризисного комитета относится отрицательно. Если уж чего и создавать, так некую структуру, которая возьмет на себя функции координатора развития российского финансового рынка. «Я вот не знаю, есть ли сейчас кризис на мировых финансовых рынках», – размышлял вслух Миловидов. По его словам выходило, что потрясения мировой экономики, вызванные кризисом ипотечной системы США, не так уж страшны, коль скоро разорившиеся банкиры не бросаются из окон нью-йоркских небоскребов.
Зампред ЦБ Константин Корищенко и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян не стали развивать тему суицида на почве финансовых кризисов. Они воспользовались моментом, чтобы выяснить причины высокой инфляции. Позиции у сторон оказались диаметрально противоположные. Корищенко обвинил коммерческие банки, что они-де разогревают рост цен, привлекая заемные средства с мировых рынков. «Мы не снизим инфляцию, не снизив объемы иностранных заимствований», – доказывал он. Тосунян не согласился с такой оценкой. «Причина высокой инфляции – слабое развитие производства», – заявил он. Компании и банки были вынуждены кредитоваться на мировых рынках, поскольку правительство искусственно создавало дефицит заемных средств внутри страны. Сейчас приоритеты изменились и государство готово инвестировать в свою экономику. Однако Тосунян не согласен с принципами выделения средств: госинвестиции должны размещаться на публичных рынках, а не распределяться по проектам с высокой коррупционной составляющей.
Этот пассаж задел за живое главу Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, который напомнил, что ВЭБ как раз и является одним из финансовых институтов, через который государство реализует политику диверсификации экономики, обеспечив до 13% госинвестиций. Возвращаясь к идее создания антикризисного комитета, Дмитриев разделил мнение Миловидова о недопустимости создания «страшилок». «Наш инвестор даже в большей степени поддается панике, реагируя резко и неадекватно», – подчеркнул глава ВЭБ, добавив, что поводов для этого сейчас нет. Ведь банковская система – единственный сектор экономики, показывающий стабильное развитие.
http://www.ng.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
С докладом о возможных сценариях возникновения финансового кризиса в России выступил директор Института финансовых рынков Финакадемии Яков Миркин.
Он констатировал, что в 2007–2008 годах риски финансового кризиса в нашей стране стали реальными. Ученый назвал четыре потенциальных сценария развития событий. По его словам, в текущем году Россия может стать жертвой импортированного кризиса – «финансовой инфекции». В среднесрочной перспективе угрозы стабильности нашей финансовой системы исходят от спекулятивной атаки при позитивной экономической динамике, перегреве одного из сегментов внутреннего финансового рынка – эффект «домино» – падения экспортных цен. Следует добавить, что в основном тексте доклада есть и пятый сценарий, связанный с политическим риском. Однако докладчик вообще не стал распространяться о том, что механизм финансового кризиса в любой стране может быть запущен масштабными изменениями внутренней политики, направленными на сужение рыночного пространства.
По мнению Миркина, сценарий импортированного кризиса станет реальностью на основе высокой корреляции финансового рынка России с глобальными рынками. Связь рынков осуществляется через глобальных инвесторов – в 2007 году насчитывалось 10 тыс. хедж-фондов с активами примерно 2 трлн. долл. В 2006–2007 годах наблюдался взрывной рост иностранных портфельных инвестиций, носящих, как правило, спекулятивный характер. В результате сегодня спрос и цены на российские финансовые активы оказались зависимыми от иностранных инвесторов. В общей сложности доля нерезидентов составляет сегодня около 70%, а обороты по депозитарным распискам на российские акции достигают не менее 50% внутреннего рынка.
Прогнозы сценария спекулятивной атаки основаны на зависимости развивающегося рынка России от иностранных портфельных инвестиций и долгового финансирования нерезидентов. «Либерализация счета капиталов, укрепление курса национальной валюты и высокая доходность внутреннего рынка привлекают в Россию поток иностранных «горячих денег», стимулируют арбитраж резидентов между дешевыми внешними заимствованиями и сверхдоходными рублевыми активами», – отметил Миркин. Он считает, что это классический сценарий разогрева финансового сектора экономики с последующей атакой на одном из сегментов финансового рынка при первых признаках переоцененности рубля. При массированной игре инвесторов на понижение короткие позиции нерезидентов могут достигать 3–7% ВВП. Дело заканчивается бегством капиталов, обрушением курса национальной валюты и финансовым кризисом.
Сценарий перегрева одного из сегментов финансового рынка связан с эксцессивным ростом финансовой составляющей российской экономики. В период с 2000 по 2007 год при росте ВВП в текущих ценах в 4,3 раза денежная масса увеличилась в 8 раз, внешний долг реального сектора экономики – в 9,7 раза, кредиты банков экономике и населению – в 12 раз, внешний долг банков – в 14 раз. По оценке экономистов, 40–50% роста финансового сектора носят спекулятивный характер. Налицо концентрация рисков – кредитного, процентного, рыночного, валютного, ликвидности. Причем в ближайшие 3–4 года нарастает вероятность «мыльных пузырей».
Высокая зависимость российской экономики от мировых цен на экспортное сырье предопределяет вероятность сценария финансового кризиса, вызванного ценовым риском. Мировые цены на нефть, газ, металлы подвержены непрогнозируемым колебаниям. В случае их резкого падения запаса прочности нашей экономики хватит на 4–6 месяцев, потом неизбежен кризис. Как известно, фундаментальной причиной кризиса в августе 1998 года стало как раз падение цен на нефть.
Архитектура российского финансового рынка уязвима, а у экономического роста – шаткое финансовое основание. Слишком велика зависимость от иностранной ликвидности при ограниченности внутреннего денежного спроса на инвестиции в экономику, резюмировал Миркин. Он предложил разработать программу чрезвычайных действий государства и создать действующий на постоянной основе антикризисный комитет, придав ему некие законодательные полномочия. Кроме того, этот центр должен осуществлять мониторинг ситуации и координировать действия финансовых ведомств, принимать меры оперативной поддержки ликвидности кредитных учреждений. К возможным административным полномочиям ученый отнес право прекращения торгов на фондовом рынке и рынке деривативов, введение временных ограничений на операции по счету капиталов, на срочные операции коммерческих банков, объявление банковских каникул и т.п.
Глава ФСФР Владимир Миловидов к идее создания антикризисного комитета относится отрицательно. Если уж чего и создавать, так некую структуру, которая возьмет на себя функции координатора развития российского финансового рынка. «Я вот не знаю, есть ли сейчас кризис на мировых финансовых рынках», – размышлял вслух Миловидов. По его словам выходило, что потрясения мировой экономики, вызванные кризисом ипотечной системы США, не так уж страшны, коль скоро разорившиеся банкиры не бросаются из окон нью-йоркских небоскребов.
Зампред ЦБ Константин Корищенко и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян не стали развивать тему суицида на почве финансовых кризисов. Они воспользовались моментом, чтобы выяснить причины высокой инфляции. Позиции у сторон оказались диаметрально противоположные. Корищенко обвинил коммерческие банки, что они-де разогревают рост цен, привлекая заемные средства с мировых рынков. «Мы не снизим инфляцию, не снизив объемы иностранных заимствований», – доказывал он. Тосунян не согласился с такой оценкой. «Причина высокой инфляции – слабое развитие производства», – заявил он. Компании и банки были вынуждены кредитоваться на мировых рынках, поскольку правительство искусственно создавало дефицит заемных средств внутри страны. Сейчас приоритеты изменились и государство готово инвестировать в свою экономику. Однако Тосунян не согласен с принципами выделения средств: госинвестиции должны размещаться на публичных рынках, а не распределяться по проектам с высокой коррупционной составляющей.
Этот пассаж задел за живое главу Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, который напомнил, что ВЭБ как раз и является одним из финансовых институтов, через который государство реализует политику диверсификации экономики, обеспечив до 13% госинвестиций. Возвращаясь к идее создания антикризисного комитета, Дмитриев разделил мнение Миловидова о недопустимости создания «страшилок». «Наш инвестор даже в большей степени поддается панике, реагируя резко и неадекватно», – подчеркнул глава ВЭБ, добавив, что поводов для этого сейчас нет. Ведь банковская система – единственный сектор экономики, показывающий стабильное развитие.
http://www.ng.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу