27 мая 2010 slon.ru
Хотя программа предоставления банкам субординированных кредитов через ВЭБ свернута, желание ЦБ контролировать оперативную деятельность банков, получивших госсредства, судя по всему, усилилось. Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центробанка Михаил Сухов заявил, что ЦБ хочет ввести уполномоченных представителей не только в банки, получившие поддержку в кризис, но и в другие кредитные организации. Речь идет о назначении уполномоченных представителей в 50 крупнейших банков, что позволит контролировать 85% активов банковской системы.
Это попытка превратить крупнейшие банки в полностью прозрачный для государства бизнес. С точки зрения собственников кредитных организаций такое участие чиновников в контроле над их деятельностью, да еще с расширенными правами доступа к управленческой отчетности и документации, выглядит очень обременительным и избыточным. Органы банковского регулирования и надзора и так практически в ежедневном порядке имеют доступ к банковским балансам и получают более сотни отчетных форм. Их работу дополняет институт кураторов для крупных банков, которые работают с банками на постоянной основе.
Кроме того, оперативный контроль нужен для того, чтобы иметь возможность ограничивать мажоритарных акционеров кредитных организаций в доступе к управлению банком. Как вчера рассказал Михаил Сухов, таким образом регулятор намерен противодействовать собственникам, которые пытаются спасти свои проекты и бизнесы, изымают деньги из собственных кредитных организаций, либо заставляют их руководство кредитовать эти проекты на нерыночных условиях.
С точки зрения регулятора решение выглядит вполне обоснованным. Государство и Центральный банк в кризис столкнулись с необходимостью санации крупнейших кредитных организаций, на эти программы были выделены очень серьезные финансовые ресурсы. На спасение «Связь-банка», «КИТ Финанса», «Глобэкса», «Собинбанка» и других были потрачены сотни миллиардов рублей. Очевидно, регулятор не хочет повторения этой ситуации. В этой связи планы по назначению уполномоченных в крупнейшие банки выглядят как тревожный сигнал.
Судя по всему, у ЦБ есть серьезные опасения по поводу судьбы крупнейших банков, но эта обеспокоенность выражается «в мягкой форме». Не исключено, что в дальнейшем сделанные заявления будут скорректированы, однако определенные мотивы в них прослеживаются совершенно четко. Опасения не беспочвенны: если в ближайшее время рост кредитных портфелей не начнется, то в третьем-четвертом квартале произойдет новое обострение ситуации с качеством активов в банковском секторе. Таким образом, ЦБ хочет подстраховаться за счет введения уполномоченных представителей – механизма контроля, к которому регулятор может прибегнуть на ранней стадии, до возникновения кризисных проявлений.
Тем не менее, Сергей Игнатьев заявляет, что ситуация в банковском секторе «нормализовалась», и в новых решениях по проблеме плохих долгов нет необходимости. Если же опасений по поводу ухудшения ситуации с качеством активов нет, и она действительная такая благостная, как можно подумать после очередных заявлений ЦБ о том, что банки справятся с плохими долгами, то зачем городить огород и ставить под такой жесткий надзор оперативную деятельность банка?
Олег Иванов
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
