В феврале 2008 года динамику нефтяных цен можно было связать с балансом спроса и предложения только в первую неделю месяца, когда цены снижались на фоне роста складских запасов нефти.
Снижение нефтяных цен началось еще 31 января, когда котировки нефтяных фьючерсов на мировых рынках впервые понизились после достижения 30 января локального максимума в 92,33 долл./баррель для нефти Light Sweet. К 6 февраля цены на нефть снизились на 5 долл./баррель до отметки 87,14 долл./баррель.
Тогда причиной падения нефтяных цен посчитали именно сокращение спроса, и, скорее всего, из-за вступления экономики США в полосу рецессии. Данные о состоянии складских запасов нефти в США в феврале действительно подтверждают сокращение спроса на топливо в этой стране.
Но 7 февраля рынок нефти неожиданно (с точки зрения баланса спроса и предложения) развернулся, и рос до конца месяца на фоне роста складских запасов нефти в США, то есть превышении предложения над спросом. В ходе торгов 29 февраля цена на нефть достигла новой (после 3 января 2008 года) рекордной отметки в 103,05 долл./баррель.
Хор рыночных аналитиков, которые на протяжении 4 последних лет связывали рост нефтяных цен с дефицитом (или даже с опасениями дефицита) топлива на рынках, окончательно стих.
Агентство Bloomberg в начале марта 2008 года пришло к тому же выводу относительно природы роста нефтяных цен, что и мы в начале декабря 2004 года (см. статью «Тормозная жидкость России» в журнале «Деньги» № 48(503) от 06.12.2004). А именно: рост нефтяных цен связан с ослаблением доллара и падением мировых фондовых рынков, увеличивших привлекательность сырья для инвесторов.
Теперь уже общим становится мнение о том, что рост цен на биржевые товары в последнее время связан не с их физическим дефицитом, а с действиями спекулянтов. Этот рост является отражением общей тенденции снижения покупательной способности доллара США, и ожиданиями его дальнейшего ослабления из-за кризиса в американской экономике. Как следствие, происходит вывод средств инвесторов из финансовых активов и перераспределение их в продовольственные товары, нефть, металлы и золото, которые воспринимаются сейчас как защитный инструмент от инфляции.
Многим эта ситуация представляется как надувание финансовых пузырей на товарных рынках. В аналитической статье «Финансово-рыночные аспекты поведения нефтяных цен» мы показали, что этот пузырь на рынке нефти имеет жесткую структуру, предохраняющую его от схлопывания.
Нами было получено выражение, которое в интервале с января 2004 по март 2008 года аппроксимирует корреляционную зависимость между ценами на нефть и котировками американских фондовых индексов с учетом изменений в ожиданиях инвесторов относительно будущего курса доллара США:
Y = 118,4*X/1,225 - 0,04*Z
Здесь, Y - цены на нефть Light Sweet в долл./баррель, Z - котировки индекса NASDAQ, X – ожидаемое равновесное значение курса евро к доллару США (КТ-индекс), 1,225 – среднее фактическое значение курса евро к доллару США в интервале январь - сентябрь 2004 года.
Найденный из этого выражения по известным значениям цены на нефть и фондового индекса ожидаемый равновесный курс евро к доллару имеет ступенчатую динамику (см. рисунок).
[img]http://www.opec.ru/Attachment.aspx?Id=1917[/img]
Ее сравнение с динамикой фактических курсов основных европейских валют - евро и британского фунта к доллару США показывает, что в интервале с начала 2004 до середины октября 2007 года ожидаемый курс в паре евро/доллар ступень за ступенью (1,225; 1,35; 1,6; 2,0) поднимался к фактическому курсу в паре фунт/доллар, а с середины октября 2007 года практически стал повторять его.
Мы полагаем, что в 2008 как и в 2007 году пара фунт/доллар будет для инвесторов оставаться тем ориентиром, к которому стремится пара евро/доллар.
Фактический курс евро к доллару следует за ожидаемым курсом со значительным опозданием: в первые 1,5 года наблюдения с лагом в 3 месяца, а теперь - с лагом в 3 года.
Причина, по которой происходит ослабление доллара США, заключается в недостатке притока иностранного капитала в США для финансирования дефицита их торгового баланса или даже в опасениях появления такого недостатка. Эти опасения резко усилились после того, как ФРС США в январе 2008 года двумя агрессивными снижениями учетной ставки (22 января – с 4,25% до 3,5% и 30 января – с 3,5% до 3%) сделал разницу между ставками ФРС и ЕЦБ (4%) отрицательной.
Истинную причину, по которой рынок нефти падал первую неделю февраля можно понять, если вспомнить, что развернулся он именно 7 февраля, в день, когда Центробанки Европы – ЕЦБ и Банк Англии приняли решения по своим учетным ставкам.
Денежная политика европейских центробанков – основной фактор, определивший динамику нефтяных цен в феврале 2008 года
Если, как показано нами в предыдущем выпуске журнала «Мировой рынок нефти и газа», в январе 2008 года динамику нефтяных цен определяла денежная политика ФРС, дважды - 22 и 30 января агрессивно понизившей учетную ставку, то в феврале пальма первенства в этом вопросе неожиданно перешла к европейским Центробанкам.
Ожидания агрессивного снижения учетной ставки ФРС США в январе из-за страха близкой рецессии в экономике США, во многом подогреваемом самой ФРС, привели к тому, что на мировых финансовых рынках еще в конце декабря 2007 года началось «бегство в качество».
22 января 2008 года ситуация на мировых фондовых площадках приближалась к панике. Однако в ход торгов вмешалась ФРС США, которая в этот день объявила о снижении учетной ставки на 0,75 процентного пункта - до 3,5% годовых. Изменение учетной ставки произошло неожиданно - ближайшее заседание комитета по открытым рынкам, по итогам которого должно было быть принято решение по ставке, было запланировано на конец января.
Ранее в тот же день появились слухи о возможном скоординированном снижении учетных ставок со стороны ФРС США, ЕЦБ и Банка Англии. Решение ФРС по ставке отчасти подтвердило эти слухи. Тем не менее, Банк Англии опроверг информацию о возможном досрочном решении по учетной ставке. По словам пресс-секретаря банка, заседание по этому поводу состоится в запланированный срок (6-7 февраля) и планов по переносу заседания нет.
На следующий день 23 января инвесторы ждали реакции ЕЦБ. Европейский Центробанк действительно мог последовать за ФРС, чтобы ограничить рост разрыва между стоимостью заемных средств в Европе и США. К тому моменту он уже достиг 0,5 процентного пункта, а в случае прогнозируемого снижения ставки на заседании комитета ФРС 30 января потенциально мог расшириться до 1 процентного пункта.
Подобные действия со стороны ЕЦБ были бы вполне оправданными, они поддержали бы экономику региона, которая начинает демонстрировать признаки замедления. Потенциальную слабость экономики еврозоны подтвердило снижение Правительством Германии прогнозов темпов роста ведущей европейской экономики с 2,5% в прошлом году до 1,7% в 2008 году.
Аналитики ведущих мировых инвестиционных банков, опрошенные агентством Bloomberg, высказали общее мнение, что Европейский Центробанк может последовать примеру ФРС и начать снижение процентных ставок, с тем, чтобы переоцененная европейская валюта не оказалась причиной экономического спада в еврозоне.
Представители ЕЦБ встретили спекуляции на тему возможного замедления экономики в штыки. В частности, член Еврокомиссии Юнкер четко дал понять, что в настоящий момент для экономики еврозоны нет угрозы рецессии. Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише вообще поставил во главу угла инфляцию, сигнализировав тем самым, что ставка ЕЦБ останется на уровне 4% до второй половины года.
30 января ФРС снизил учетную ставку еще на 0,5 процентных пункта, тем самым, превратив потенциальную возможность расширения разрыва между стоимостью заемных средств в Европе и США до 1процентного пункта, в реальность. Кроме того, из комментариев ФРС по итогам заседания 30 января инвесторы сделали вывод о том, что к лету ФРС может снизить ставку до 2,25%, что приведет к расширению разрыва уже до 1,75 процентных пункта.
Это укрепило мнение инвесторов о возможном снижении ставки ЕЦБ на ближайшем плановом заседании Совета управляющих ЕЦБ 7 февраля. Относительно положительного решения Банка Англии в тот же день по данному вопросу у инвесторов сомнений не было.
В ожидании этих решений по процентным ставкам от ЕЦБ и Банка Англии доллар США сразу после 30 января начал укрепляться сначала в паре британский фунт/доллар, а затем и в паре евро/доллар.
Если в январе, причиной укрепления американской валюты стал резкий рост спроса на казначейские облигации США со стороны нерезидентов в ожидании агрессивного снижения учетной ставки ФРС из-за близкой рецессии в США, то в феврале доллар укреплялся на ожиданиях снижения ставок ЕЦБ и Банка Англии из-за замедления экономик этих стран.
В январе цены на нефть и американские фондовые индексы падали из-за бегства в качество, что подтверждается синхронным снижением доходности американских казначейских облигаций. В феврале цены на нефть и американские фондовые индексы падали из-за ухода инвесторов с этих рынков на валютный рынок в растущий доллар. Доходность 10-летних американских казначейских облигаций при этом практически не менялась, оставаясь на уровне 3,6%.
7 февраля ожидания рынка подтвердились лишь частично: учетная ставка Банка Англии снизилась на 0,25 процентных пункта - до 5,25%, а ставка ЕЦБ осталась на прежнем уровне 4,0%.
Разочарование было полным. Большинство аналитиков ожидали, что монетарные власти еврозоны понизят в этот раз учетную ставку или подчеркнут необходимость поддержать доллар, хотя бы вербально. Однако они сделали вид, что их совершенно не волнует быстро растущий евро. (Напомним, что в последнее время многие европейские политические деятели высказывали опасения в связи с продолжающимся ростом евро, что может подорвать конкурентоспособность европейских товаров на мировом рынке и оказать негативное влияние на рост европейской экономики.)
Реакцией на эти решения европейских Центробанков (в том числе, на недостаточно агрессивное снижение ставки Банком Англии) стало стремительное ослабление доллара США и рост цен на товарных рынках.
Ближайшая перспектива динамики нефтяных цен
Как показывают котировки фьючерсов на ставку по федеральным фондам, участники фьючерсного рынка сохраняют полную уверенность в том, что на заседании 18 марта комитет ФРС понизит ставку как минимум на 0,5 процентных пункта. Это обстоятельство связано, прежде всего, с тревожным настроем в финансовом секторе.
Главным источником страхов в банковско-финансовой индустрии в настоящее время является угроза понижения кредитных рейтингов двух крупнейших компаний в секторе страхования облигаций - MBIA и Ambac ведущими рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Moody’s. С этой угрозой связана возможность новых списаний у банков, хеджирующих свои долговые активы с помощью этих страховых компаний.
Нет сомнений, что очередное снижение ставки ФРС приведет к дальнейшему ослаблению доллара, в том числе в паре британский фунт/доллар, что, согласно приведенному выше выражению, поднимет цены на нефть.
Росту цен на нефть будет способствовать падение американских фондовых индексов, которое на фоне страхов относительно близкой рецессии в экономике США будет наблюдаться еще, по крайней мере, вплоть до появления в начале мая первых оценочных данных по темпам роста ВВП США в 1 квартале 2008 года.
При сохранении ожидаемого равновесного курса евро к доллару США (КТ-индекса) на уровне 2,0, на котором он находился в конце февраля - начале марта, рост нефтяных цен до уровня в 120 долл./баррель может быть обеспечен снижением индекса NASDAQ до уровня в 1830 пунктов, который он занимал в конце августа 2004 года.
Если КТ-индекс поднимется до уровня 2,1, то отметку в 120 долл./баррель нефтяной рынок преодолеет при котировке фондового индекса в 2070 пунктов, что уже соответствует уровню середины августа 2006 года.
Как и в феврале, остановить этот рост нефтяных цен могут 100 - процентные ожидания агрессивных снижений ставок европейских Центробанков до текущих уровней ставки ФРС. Другая возможность – появление надежной информации о том, что рост экономики США продолжается.
Независимые аналитики Владимир Кириллов, Екатерина Туманова
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу