Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сергей Витте и российские облигации » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сергей Витте и российские облигации

Быстрый рост количества государственных облигаций, выпускаемых европейскими странами, а также США, заставляет нас задуматься об опасности дефолта по платежам, даже со стороны внешне вполне надежных должников
17 марта 2011
Сергей Витте и российские облигации


Быстрый рост количества государственных облигаций, выпускаемых европейскими странами, а также США, заставляет нас задуматься об опасности дефолта по платежам, даже со стороны внешне вполне надежных должников.

Похоже, что речь уже не идет о возможном банкротстве самых слабых государств. Греция получила помощь от европейских стран и Международного валютного фонда (МВФ). Однако весьма часто упоминается опасность реструктуризации долгов (этим скромным выражением обычно обозначают пересмотр сроков выплаты долгов или частичную их выплату). Существует известный прецедент: ленинская Россия, которая решила в начале 1918 года не признавать долги, сделанные при царском режиме.

Выпуск российских облигаций, которые покупали бельгийские и французские акционеры, принял особый размах при графе Сергее Витте (1849-1915). По своему отцу он имел далекие прибалтийские и голландские корни, работал в обществе Юго-Западных железных дорог, занимал пост министра путей сообщения при царе Александре III, в 1892 году стал министром финансов. Осознавая отставание своей страны от Западной Европы, Витте запустил масштабные проекты по индустриализации и строительству железных дорог, для финансирования которых было принято решение прибегнуть к крупным займам за рубежом, а для реализации – привлечь сотни французских предприятий.

Прозорливость

Первый крупный выпуск российских облигаций состоялся в 1888 году на сумму 500 млн. золотых франков, в рамках политического и военного сближения с Францией, в результате которого две страны стали союзниками в Первой Мировой войне. Эту политику продолжил и расширил Сергей Витте.

Таким образом, в 1914 году насчитывалось от 1,6 до 2 млн. французских держателей российских ценных бумаг (среди которых были государственные облигации, ценные бумаги, выпускаемые отдельными городами, акции железнодорожных компаний…) на общую сумму более 12 млрд. золотых франков, что составляло около трети всех французских сбережений.

Крупные банки тоже принимали в этом участие. 30% своей прибыли «Лионский кредит» получил благодаря роли посредника, которую он играл на протяжении этих лет. Такая популярность российских облигаций в народе объясняется, во-первых, рекламой, в которой утверждалось, что «одалживать России означает одалживать Франции», тем, что Витте привязал рубль к золоту в 1897 году, а также тем, что царская власть казалась нерушимой, особенно после преодоления последствий поражения, нанесенного Японией, и революции 1905 года.

К тому же Сергей Витте проявил изрядную прозорливость, выступив против войны с Японией (что стоило ему отставки), а впоследствии участвовал в разработке реформ 1905 года, в результате которых были провозглашены некоторые гражданские свободы (слова, собраний, ассоциаций…) и учреждена Дума (парламент) с избираемыми депутатами.

Он стал премьер-министром в 1906 году, но после победы на выборах оппозиционных кандидатов был снова отстранен от власти. В 1914 году Витте выступил против вступления России в войну, опасаясь, что это приведет к падению режима. Именно так и произошло, а вместе с этим были разорены французские держатели облигаций, слишком верившие в стабильность царской России.

По некоторым данным, во Франции остается еще более 300 000 держателей облигаций, которые оценивают общую сумму долга в 40 млрд. долларов (28,7 млрд. евро). В 1997 году Москва предложила выплатить 400 млн. долларов в качестве возмещения ущерба

Serge de Witte et les emprunts russes Le Monde