8 июня 2008 Архив
Новый рекорд цены на нефть, установленный накануне, заставил все транспортные компании серьезно задуматься о своем будущем. В условиях текущего замедления темпов роста экономики и постоянной угрозы начала рецессии авто- и авиаперевозчики в США страдают вдобавок от огромных расходов на топливо и уже морально готовятся к тому, чтобы огорчить своих инвесторов слабыми финансовыми результатами.
Авиакомпании уже сообщают о значительном падении продаж авиабилетов. Бизнес во всем мире стремится сократить свои транспортные расходы. Невидимая рука рынка заставляет компании по всему миру искать ответ на новую данность современности – высокую стоимость топлива, которого начинает не хватать для того, чтобы обеспечить привычное функционирование экономики.
При всем очевидно спекулятивном характере нынешнего подъема цен на нефть в основе роста лежат мощные фундаментальные факторы. С одной стороны, постоянно растет спрос на топливо. Главный его источник – бурно развивающиеся экономики Азии, рост авто- и авиаперевозок. За первые пять месяцев этого года в Китае было продано более 3 млн. легковых автомобилей, каждый из которых становится потребителем бензина. Если в США и других развитых странах новый автомобиль, как правило, приобретается на замену старому, то в Китае, Индии, Индонезии, Бразилии зачастую люди приобретают первый в своей жизни автомобиль.
С другой стороны, рост нефтедобычи не поспевает за спросом, а сегодняшний крайне низкий объем резервных добывающих мощностей не позволяет резко увеличить предложение на рынке нефти. Кроме того, время легкой нефти подошло к концу. Новые крупные проекты, такие как разработка глубоководных или полярных месторождений, добыча углеводородов из нефтеносных песков или сланцев, сжижение угля, представляют экономическую эффективность только в условиях очень высоких цен на нефть, так как требуют очень больших затрат ввиду сложности их технической реализации.
Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе мировая экономика будет существовать в условиях высоких цен на нефть. При описанных выше трудностях увеличения предложения на рынке нефти достойным ответом против растущих цен на исчерпаемый невозобновимый ресурс может стать существенное снижение спроса, или по крайней мере замедление темпов его роста, которое может изменить тенденцию и привести к пересмотру ожиданий на рынке. В данный момент хеджевые фодны считают нефть надежным защитным инструментом, так как на этом рынке практически отсутствуют фундаментальные причины для падения цен.
Одним из ответов на рост цен может стать набирающая силу революция в автомобилестроении. Автомобильный транспорт является главным потребителем нефти в мире, поэтому поиск альтернативы традиционному топливу позволит существенно снизить потребность в нефти, но это крайне сложная задача. Наиболее простое решение - производство этанола в промышленных масштабах в качестве альтернативы нефти - уже провоцирует рост цен на продовольствие, чем вызывает недовольство во многих странах, угрожает продовольственной безопасности и создает серьезный риск социальной дестабилизации. Другие альтернативы, такие как электрические и гибридные двигательные системы, водородные и совсем экзотические автомобили на сжатом воздухе находятся в стадии опытных разработок и не способны повлиять на общую ситуацию.
Однако совсем скоро все может перемениться. Одновременно с отказом от производства машин с высоким расходом топлива все больше компаний – от мелких мастерских до мировых производителей разрабатывают автомобили на основе альтернативных силовых установок. Идее автомобиля на другом виде топлива уделяется все больше внимания в развитых странах, где потребителей, помимо роста цен на топливо, беспокоит также состояние окружающей среды. Американский фонд X Prize Foundation в марте этого года заявил о проведении конкурса среди производителей сверхэкономичных автомобилей. Победитель получит $10 млн. О своем участии заявили более 60 команд, которые должны представить “реальный автомобиль”, который можно купить, а не концептуальную разработку, т.е. машины, которые уже сейчас могут В 2009 году победители примут участие в гонке, маршрут которой проляжет через США. Новые автомобили можно будет оценить по таким параметрам, как расход топлива, скорость, операционное расстояние на одной заправке и др.
Двигатель внутреннего сгорания, изобретенный более 100 лет назад, долгое время оставался наиболее удобным, надежным и экономически выгодным средством приведения в движение коммерческих и личных транспортных средств. Сегодня при всех очевидных удобствах сжигание дорогого бензина заставляет усомниться в привлекательности мощного мотора и доступности бензоколонок и станций технического обслуживания. На первое место при выборе транспортного средства все больше выходит такое его качество, как стоимость эксплуатации.
Конкурс и гонка 2009 года призвана привлечь внимание к непривычным автомобилям и развеять опасения относительно практичности использования новой двигательной установки и топливной схемы. Опасения потребителей и производителей относительно практичности электромобилей и гибридов вполне оправданы. Далеко не каждый защитник окружающей среды захочет платить до $100 тыс. за чудо техники, когда за аналогичные деньги можно получить гораздо более надежный и комфортабельный бензиновый автомобиль. Пугают также трудности, связанные с техническим обслуживанием и заправкой электромобилей и гибридов, которые представляют собой очень сложный и тонкий механизм. Для того, чтобы существующая автомобильная инфраструктура приспособилась для обслуживания новых автомобилей, необходимо время. Этого времени как раз может хватить и производителям, чтобы научиться и набрать достаточный опыт в производстве качественных и дешевых машин на основе новых топливных схем.
В скором времени у всего мира будет возможность понаблюдать за революцией в автомобилестроении в местном масштабе и оценить преображающее взаимодействие производителей электроники и автомобилей. Уже в конце этого года в Израиле стартует проект Better Place, в рамках которого в эксплуатацию поступит несколько десятков электромобилей, произведенных альянсом Renault-Nissan совместно с японской NEC. Планируется к 2010 году создать более 500 тыс. точек зарядки электромобилей, в том числе розетки для зарядки в домах, на городских стоянках и гаражах, а также несколько сотен станций, на которых можно будет поменять батарею электромобиля и произвести необходимое техническое обслуживание. Инициаторы проекта ожидают значительного роста парка электромобилей в Израиле, которые на одной зарядке смогут ездить на расстояние до 200 км. Более 210 тыс. израильских семей заявили, что могут купить электромобиль.
Другой опытной площадкой проекта Better Place станет Дания, где аккумуляторы для электромобилей будут заряжаться за счет энергии, получаемой на мощных датских ветряных фермах. В Израиле планируется генерировать энергию для электромобилей на солнечных электростанциях. Для того, чтобы сделать покупку более привлекательной, Better Place не будет продавать дорогие батареи потребителям. Оставаясь фактическим собственником литий-ионных аккумуляторов, оператор сети “заправок” будет получать деньги за пользование устройством.
Электромобили и гибриды на улицах городов – это не такое далекое будущее, как может показаться. Не исключено, что уже через 10 лет новые сверхэкономичные машины смогут стать основной частью автопарка в развитых странах. Renault-Nissan планирует начать массовые продажи электромобилей в 2012 году, японские концерны Toyota Motor (TM) и Honda Motor (HMC) уже сейчас производят бензоэлектрические гибриды, улучшая их качество и потребительские свойства, и планируют в скором времени запустить производство батарей для новых автомобилей. Mitsubishi Motors Corp, стараясь не отставать от конкурентов, планирует скорый агрессивный выход на рынок электромобилей. Совместное предприятие компании с GS Yuasa Corp по выпуску автомобильных батарей начнет работу уже в 2009 году.
Американские производители также не остаются в стороне от общемировой тенденции, несмотря на серьезные трудности. General Motors (GM) в 2010 году планирует начать производство заряжаемых бензиновых гибридов Chevrolet Volt. Кроме того, в США и в Европе действует множество небольших компаний, которые занимаются новаторскими разработками и инновациям в сфере автомобилестроения.
Развитые страны Европы, Япония, США, ощущая ресурсный голод, пытаются противопоставить росту цена на сырье свой научно-технический потенциал. В условиях рынка развитые экономики движутся к снижению потребления нефти, держась за невидимую руку Адама Смита. В октябре 2004 года еще до ураганов “Рита” и “Катрина” стал горячо обсуждаться вопрос об ограниченности запасов нефти и возможном дефиците. Тогдашний председатель ФРС Алан Гринспен, известный своими резко либеральными взглядами на экономику, сказал: "Значительная часть мировых резервов нефти находится в потенциально нестабильных районах мира. Совершенствование технологий уменьшает интенсивность использования энергии в индустриальных странах, и недавние подъемы цен нефть, вероятно, ускорят замену энергоемких производственных мощностей. Если история служит примером, нефть, в конце концов, будет заменена менее дорогостоящими альтернативными энергоносителями задолго до того, как иссякнут нефтяные резервы. Так, нефть заменила уголь, несмотря на наличие больших угольных резервов, а уголь заменил древесину, хотя леса не были оголены."
Хотя сейчас трудно поверить, что электромобиль может стать столь же обыденным обитателем городов, как традиционный автомобиль, но не исключено, что всего через несколько лет новости о производстве аккумуляторов или статистика о продаже электромобилей и бензоэлектрических гибридов будет влиять на динамику цен рынка нефти не меньше, чем данные о товарных запасах топлива в США.
Дмитрий Пустовит
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Авиакомпании уже сообщают о значительном падении продаж авиабилетов. Бизнес во всем мире стремится сократить свои транспортные расходы. Невидимая рука рынка заставляет компании по всему миру искать ответ на новую данность современности – высокую стоимость топлива, которого начинает не хватать для того, чтобы обеспечить привычное функционирование экономики.
При всем очевидно спекулятивном характере нынешнего подъема цен на нефть в основе роста лежат мощные фундаментальные факторы. С одной стороны, постоянно растет спрос на топливо. Главный его источник – бурно развивающиеся экономики Азии, рост авто- и авиаперевозок. За первые пять месяцев этого года в Китае было продано более 3 млн. легковых автомобилей, каждый из которых становится потребителем бензина. Если в США и других развитых странах новый автомобиль, как правило, приобретается на замену старому, то в Китае, Индии, Индонезии, Бразилии зачастую люди приобретают первый в своей жизни автомобиль.
С другой стороны, рост нефтедобычи не поспевает за спросом, а сегодняшний крайне низкий объем резервных добывающих мощностей не позволяет резко увеличить предложение на рынке нефти. Кроме того, время легкой нефти подошло к концу. Новые крупные проекты, такие как разработка глубоководных или полярных месторождений, добыча углеводородов из нефтеносных песков или сланцев, сжижение угля, представляют экономическую эффективность только в условиях очень высоких цен на нефть, так как требуют очень больших затрат ввиду сложности их технической реализации.
Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе мировая экономика будет существовать в условиях высоких цен на нефть. При описанных выше трудностях увеличения предложения на рынке нефти достойным ответом против растущих цен на исчерпаемый невозобновимый ресурс может стать существенное снижение спроса, или по крайней мере замедление темпов его роста, которое может изменить тенденцию и привести к пересмотру ожиданий на рынке. В данный момент хеджевые фодны считают нефть надежным защитным инструментом, так как на этом рынке практически отсутствуют фундаментальные причины для падения цен.
Одним из ответов на рост цен может стать набирающая силу революция в автомобилестроении. Автомобильный транспорт является главным потребителем нефти в мире, поэтому поиск альтернативы традиционному топливу позволит существенно снизить потребность в нефти, но это крайне сложная задача. Наиболее простое решение - производство этанола в промышленных масштабах в качестве альтернативы нефти - уже провоцирует рост цен на продовольствие, чем вызывает недовольство во многих странах, угрожает продовольственной безопасности и создает серьезный риск социальной дестабилизации. Другие альтернативы, такие как электрические и гибридные двигательные системы, водородные и совсем экзотические автомобили на сжатом воздухе находятся в стадии опытных разработок и не способны повлиять на общую ситуацию.
Однако совсем скоро все может перемениться. Одновременно с отказом от производства машин с высоким расходом топлива все больше компаний – от мелких мастерских до мировых производителей разрабатывают автомобили на основе альтернативных силовых установок. Идее автомобиля на другом виде топлива уделяется все больше внимания в развитых странах, где потребителей, помимо роста цен на топливо, беспокоит также состояние окружающей среды. Американский фонд X Prize Foundation в марте этого года заявил о проведении конкурса среди производителей сверхэкономичных автомобилей. Победитель получит $10 млн. О своем участии заявили более 60 команд, которые должны представить “реальный автомобиль”, который можно купить, а не концептуальную разработку, т.е. машины, которые уже сейчас могут В 2009 году победители примут участие в гонке, маршрут которой проляжет через США. Новые автомобили можно будет оценить по таким параметрам, как расход топлива, скорость, операционное расстояние на одной заправке и др.
Двигатель внутреннего сгорания, изобретенный более 100 лет назад, долгое время оставался наиболее удобным, надежным и экономически выгодным средством приведения в движение коммерческих и личных транспортных средств. Сегодня при всех очевидных удобствах сжигание дорогого бензина заставляет усомниться в привлекательности мощного мотора и доступности бензоколонок и станций технического обслуживания. На первое место при выборе транспортного средства все больше выходит такое его качество, как стоимость эксплуатации.
Конкурс и гонка 2009 года призвана привлечь внимание к непривычным автомобилям и развеять опасения относительно практичности использования новой двигательной установки и топливной схемы. Опасения потребителей и производителей относительно практичности электромобилей и гибридов вполне оправданы. Далеко не каждый защитник окружающей среды захочет платить до $100 тыс. за чудо техники, когда за аналогичные деньги можно получить гораздо более надежный и комфортабельный бензиновый автомобиль. Пугают также трудности, связанные с техническим обслуживанием и заправкой электромобилей и гибридов, которые представляют собой очень сложный и тонкий механизм. Для того, чтобы существующая автомобильная инфраструктура приспособилась для обслуживания новых автомобилей, необходимо время. Этого времени как раз может хватить и производителям, чтобы научиться и набрать достаточный опыт в производстве качественных и дешевых машин на основе новых топливных схем.
В скором времени у всего мира будет возможность понаблюдать за революцией в автомобилестроении в местном масштабе и оценить преображающее взаимодействие производителей электроники и автомобилей. Уже в конце этого года в Израиле стартует проект Better Place, в рамках которого в эксплуатацию поступит несколько десятков электромобилей, произведенных альянсом Renault-Nissan совместно с японской NEC. Планируется к 2010 году создать более 500 тыс. точек зарядки электромобилей, в том числе розетки для зарядки в домах, на городских стоянках и гаражах, а также несколько сотен станций, на которых можно будет поменять батарею электромобиля и произвести необходимое техническое обслуживание. Инициаторы проекта ожидают значительного роста парка электромобилей в Израиле, которые на одной зарядке смогут ездить на расстояние до 200 км. Более 210 тыс. израильских семей заявили, что могут купить электромобиль.
Другой опытной площадкой проекта Better Place станет Дания, где аккумуляторы для электромобилей будут заряжаться за счет энергии, получаемой на мощных датских ветряных фермах. В Израиле планируется генерировать энергию для электромобилей на солнечных электростанциях. Для того, чтобы сделать покупку более привлекательной, Better Place не будет продавать дорогие батареи потребителям. Оставаясь фактическим собственником литий-ионных аккумуляторов, оператор сети “заправок” будет получать деньги за пользование устройством.
Электромобили и гибриды на улицах городов – это не такое далекое будущее, как может показаться. Не исключено, что уже через 10 лет новые сверхэкономичные машины смогут стать основной частью автопарка в развитых странах. Renault-Nissan планирует начать массовые продажи электромобилей в 2012 году, японские концерны Toyota Motor (TM) и Honda Motor (HMC) уже сейчас производят бензоэлектрические гибриды, улучшая их качество и потребительские свойства, и планируют в скором времени запустить производство батарей для новых автомобилей. Mitsubishi Motors Corp, стараясь не отставать от конкурентов, планирует скорый агрессивный выход на рынок электромобилей. Совместное предприятие компании с GS Yuasa Corp по выпуску автомобильных батарей начнет работу уже в 2009 году.
Американские производители также не остаются в стороне от общемировой тенденции, несмотря на серьезные трудности. General Motors (GM) в 2010 году планирует начать производство заряжаемых бензиновых гибридов Chevrolet Volt. Кроме того, в США и в Европе действует множество небольших компаний, которые занимаются новаторскими разработками и инновациям в сфере автомобилестроения.
Развитые страны Европы, Япония, США, ощущая ресурсный голод, пытаются противопоставить росту цена на сырье свой научно-технический потенциал. В условиях рынка развитые экономики движутся к снижению потребления нефти, держась за невидимую руку Адама Смита. В октябре 2004 года еще до ураганов “Рита” и “Катрина” стал горячо обсуждаться вопрос об ограниченности запасов нефти и возможном дефиците. Тогдашний председатель ФРС Алан Гринспен, известный своими резко либеральными взглядами на экономику, сказал: "Значительная часть мировых резервов нефти находится в потенциально нестабильных районах мира. Совершенствование технологий уменьшает интенсивность использования энергии в индустриальных странах, и недавние подъемы цен нефть, вероятно, ускорят замену энергоемких производственных мощностей. Если история служит примером, нефть, в конце концов, будет заменена менее дорогостоящими альтернативными энергоносителями задолго до того, как иссякнут нефтяные резервы. Так, нефть заменила уголь, несмотря на наличие больших угольных резервов, а уголь заменил древесину, хотя леса не были оголены."
Хотя сейчас трудно поверить, что электромобиль может стать столь же обыденным обитателем городов, как традиционный автомобиль, но не исключено, что всего через несколько лет новости о производстве аккумуляторов или статистика о продаже электромобилей и бензоэлектрических гибридов будет влиять на динамику цен рынка нефти не меньше, чем данные о товарных запасах топлива в США.
Дмитрий Пустовит
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу