С подиума на биржу. Итальянские модные дома созрели для IPO
Практически все крупнейшие модные дома Италии могут в скором будущем стать публичными компаниями. В конце прошлого года свои биржевые амбиции озвучила Prada S.p.A. Компания запланировала выход на миланский фондовый рынок к 2008—2009 году и могла бы стать первопроходцем. Однако ее может опередить итальянский холдинг Aeffe, владеющий брендом Moschino. По информации британской The Guardian, его акции можно будет купить уже в конце года. Дополнят этот ряд обувной бренд Ferragamo и ювелирная империя Damiani, после чего выйти на биржу могут решиться даже Armani и Versace. Аналитики считают момент удачным: сектор роскошных товаров сейчас переживает подъем благодаря растущему спросу в Китае и других азиатских странах.
Прошлый год стал во многом поворотным для итальянских дизайнерских брендов. После нескольких лет застоя и борьбы за выживание большинство независимых брендов смогли вернуться к прибыльности. Особенно преуспела в этом Prada, которой наконец удалось выбраться из долговой ямы. В ней она очутилась еще в 90-х — после того, как попыталась расшириться за счет приобретений, оказавшихся неконкурентоспособными. По итогам 2006 года чистая прибыль компании выросла на 63% и достигла 76 млн евро. Выручка увеличилась на 8%, до 1,4 млрд евро.
Для Aeffe Group минувший год стал менее удачным: прибыль составила всего 6,6 млн евро. Тем не менее продажи выросли почти на 10%, и менеджмент уверяет, что следующий год повторит успех 2005-го, когда прибыль увеличилась на 45%. К прибыли вернулся и дом Versace. По итогам года она составила 24,1 млн долл. против примерно 10 млн долл. убытков годом ранее. Правда, для этого компании пришлось продать часть активов, но зато задолженность Versace сократилась вдвое и составляла на конец года около 50 млн долл.
По мнению экспертов, долги — одна из главных причин, толкающих итальянские модные дома на IPO. Другая — это возможности, которые открывают перед ними рынки развивающихся стран. «Самые быстрорастущие рынки дорогих и роскошных товаров, в том числе одежды, — это Китай и Индия. Но для того, чтобы начать торговать там, нужны солидные вложения. Открывать новые магазины становится все дороже. В этом смысле размещение на бирже едва ли не единственная возможность привлечения капитала», — заявил РБК daily вице-президент американского The Luxury Institute Мартин Свонсон.
Тем не менее итальянские модные дома могут столкнуться с проблемами при поиске инвесторов, полагает розничный аналитик Bain & Co. Кристин Миллер. По ее мнению, маловероятно, что какая-либо из этих компаний будет готова допустить инвесторов к менеджменту. «Скорее всего речь идет о размещении небольших пакетов размером не более 30%. Контроль все равно сохранят за собой династии. А вкладывать в убыточные компании с упрямыми и «звездными» владельцами вряд ли кто-то пожелает», — предположила г-жа Миллер. С другой стороны, без них модные дома неизбежно потеряют часть клиентов и репутации, считает эксперт.
По мнению г-на Свонсона, проблем с инвесторами возникнуть не должно. Ими могут выступить крупные фэшн-конгломераты, например французские PPR или Moet Hennessy Louis Vuitton, а также местные финансовые структуры, например Banca Intesa. В конце прошлого года он приобрел 5-процентную долю в Prada за 100 млн евро, оценив всю компанию в 2 млрд евро. Многие аналитики посчитали эту сумму завышенной. Однако банк заявил, что уверен в возрождении компании, и подтвердил свою веру кредитом на сумму 200 млн евро.
ДМИТРИЙ КОСАРЕВ