22 октября 2012 InoPressa
Три основных причины кризиса 2007 года возникли именно тогда, в 1987. Самую главную ошибку допустили в монетарной политике. Центральные банки во всем мире быстро отреагировали на крах: кто-то снизил ставки, а кто-то начал накачивать финансовую и банковскую систему наличностью. «Федеральная резервная система, в рамках своих обязательств национального центрального банка, подтверждает свою готовность выступать в качестве источника ликвидности для поддержания экономики и финансовой системы», - заявил Алан Гринспен, недавно назначенный на пост главы ФРС. Тогда казалось, что нужно срочно утихомирить разбушевавшихся финансистов. В результате возник пресловутый «пут Гринспена» - уверенность в том, что центральные банки всегда вмешаются для того, чтобы остановить падение на рынках.
Когда дело касалось пузырей на рынке активов, Гринспен занимал другую, прямо противоположную позицию: цены достигали головокружительных высот, но он считал, что центральным банкам не пристало делать вид, что они умнее рынков, и спускать их с небес на землю. Падение цен на 23% за один осенний день 1987 года безо всякой связи с фундаментальными факторами должно было послужить намеком на то, что рынки далеко не всегда эффективны. Но г-н Гринспен предпочел не вмешиваться ни когда акции доткомов взлетели до небес (в 1990-х), ни когда цены на жилье взмыли ввысь (в начале 2000-х). Для инвесторов рынок превратился в дорогу с односторонним движением: центральные банки вмешиваются в случае падения, но держатся в стороне в период роста. Период «великой умеренности» был периодом устойчивого роста и низкой инфляции – а также стремительного увеличения уровней долга. Вторая ошибка – увеличение защищенной части финансов. До 1987 года в центре внимания были крупные сберегательные банки: акционерные и инвестиционные банки в то время еще считались несущественными игроками в системе. Однако после Черного понедельника, когда фондовые рынки оказались в заголовках всех газет, политики расширили концепцию системных рисков на другие формы финансовой деятельности, что послужило банкам и другим финансовым учреждениям хорошим стимулом к росту. К 2007 году такие банки как Citigroup и страховые компании типа American International Group стали «слишком большими». Третья ошибка имеет непосредственное отношение к торговле. В середине 1980-х многие институциональные инвесторы перешли на «страхование портфелей» - своего рода хеджирование против падения на рынке. Оно подразумевало продажу фондовых фьючерсов с тем, чтобы прибыли инвесторов на рынке производных инструментов компенсировали убытки по портфелям акций. Однако эта техника лишь усилила обвал, поскольку инвесторы в собственный капитал испугались волнообразных продаж на рынке фьючерсов. Рынок не может обезопасить, застраховать сам себя. Вот какой урок мы должны были усвоить. Если большинство инвесторов хотят продавать активы, по другую сторону не найдется никого с достаточно толстым кошельком, чтобы поглотить все предложение. Двадцать лет спустя мы столкнулись с той же проблемой: инвесторы кинулись в выходу на рынке обеспеченных ипотечных ценных бумаг. А, так как покупателей не нашлось, цены обвалились.
Инвесторы и регулирующие органы просто не усвоили урок, и совершили те же ошибки. Однако две других ошибки, допущенные политиками, сами создали проблемы, вместо того, чтобы устранить их. Пожалуй, главный вывод заключается в том, что продолжительный период быстрого роста цен указывает на наличие пузыря, и когда он лопается, ликвидировать его последствия всегда тяжело и болезненно.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу