Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Деньги в цифре. Google уже в этом десятилетии может стать крупнейшим банком в мире » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Деньги в цифре. Google уже в этом десятилетии может стать крупнейшим банком в мире

Скоро добавленную стоимость денег станут производить не банки, а их клиенты. Прибыль банков будет значительно ниже, и выигрыш возможен исключительно за счет качества услуг и количества потребителей
29 июня 2008
Скоро добавленную стоимость денег станут производить не банки, а их клиенты. Прибыль банков будет значительно ниже, и выигрыш возможен исключительно за счет качества услуг и количества потребителей

Неудачный год, неудачное время для глобальной экономики. По прогнозам главы Saxo Bank Ларса Сейера Кристенсена, мир вскорости ожидает рецессия. Фондовый рынок Китая до конца года потеряет 40%, цены на зерно снова удвоятся, британский ВВП уйдет в минус, а нефть подорожает до $175/барр. Кристенсен не боится ошибиться. «Мы делаем наши прогнозы не для того, чтобы в точности предсказать будущее, а скорее чтобы заставить себя и других думать. Плюс мы предпочитаем придерживаться несколько пессимистичной точки зрения, сохраняя надежду, что всего лишь сгущаем краски», — объясняет Кристенсен.

Банкир любит риск с юности, и пока ему удается пить шампанское. В 1992 г. Кристенсен и его партнер по бизнесу Ким Фурнэ решили, что тех денег, которые им удалось накопить за время операций с деривативами, как раз хватит, чтобы либо сказочно разбогатеть, либо все потерять. Так появилась брокерская компания Midas, которая в 2001 г. была переименована в Saxo Bank. Сегодня у Saxo Bank более 100 партнерских соглашений со всеми крупнейшими банками мира (одно из последних было заключено с Citibank).

Впрочем, Ларс не считает свой успех везением. Он вообще далек от романтики: «Приятно думать, что если в каком-то деле будешь первым, то обязательно выиграешь. Но будем прагматиками: в нашем мире все решает капитал. Если у тебя большого капитала нет, ты борешься лишь за то, чтобы сначала не проиграть, а затем подороже продаться».

Тем не менее сам Кристенсен всю жизнь предпочитает новизну. Saxo Bank был одним из первых интернет-банков в мире. Сегодня платформы для валютной торговли, разработанные его специалистами, используют даже в России. По мнению Кристенсена, именно за Интернетом будущее сегодняшней банковской системы. Впрочем, пока мировые банки будут пытаться сделать все возможное, чтобы потребители осознали вкус новой услуги как можно позже, ведь это серьезно понизит доходы финансовых организаций.


СЛЕЗЫ БАНКИРА


На новом поле — с новым оружием. Не факт, что основная доля в интернет-банкинге через 10 лет будет принадлежать сегодняшним крупнейшим традиционным банкам. Вполне возможно, что за место под цифровым солнцем Интернета банкам придется сражаться совсем не с финансовыми компаниями, а с поисковыми системами, почтовыми и социальными сетями. Почему бы и нет? Очевидно, что интернет-банкинг для потребителя удобнее и выгоднее. Уже сегодня, по данным Saxo Bank, до 60% валютных торгов происходит в Сети. Центробанки и государственные регуляторы тоже довольны: они смогут получать всю историю любых сделок за несколько последних лет.

Конечно, проблему защиты личной информации и средств клиента решить вряд ли удастся. Впрочем, традиционно клиенты страдают больше от собственной глупости, чем по вине банков. «Чаще всего клиенты сами выдают свои номера счетов и пин-коды. Ограбления с помощью каких-то высоких технологий происходят гораздо реже», — говорит глава Saxo Bank. В итоге единственные, кто пострадает от перехода на новую систему, — консервативные банки.

Только в Дании больше половины пользователей банковских услуг имеют доступ к своим счетам через Интернет. Но высылка распечаток трат по почте или возможность пополнения счета онлайн — это пренебрежимо малая часть того, что называется интернет-банкингом. «Настоящие интернет-банки должны предоставлять качественно новые услуги. Например, облегчать своим клиентам поиск нужных им людей. По сути, становиться посредником, строить что-то вроде сообществ для трейдеров», — рассуждает Кристенсен.

Это похоже на историю двух энциклопедий. «В свое время знаменитая “Британника” стоила своим производителям массу усилий и сотни тысяч фунтов стерлингов. При этом в ее томах до сих пор множество ошибок. “Википедия” по сравнению со своей предшественницей обошлась в копейки, но при этом ошибок там меньше, ведь люди постоянно вносят в нее свои дополнения и исправления», — говорит банкир. Ясно, что новый способ работы чреват ущербом для доходов банка, так что финансовым организациям придется решиться поменять саму модель своего существования. «Производить добавленную стоимость денег станет уже не банк, а сами потребители, используя услуги банка. Прибыль будет значительно ниже, и выигрыш возможен исключительно за счет качества услуг и количества потребителей», — убежден Кристенсен.


ВОЙНА КАПИТАЛОВ


Поначалу легче будет тем, у кого сегодня нет ничего. «Новую систему можно сравнить с телефоном. Во многих африканских странах нет даже намеков на стационарные телефонные сети. Строить их — довольно дорогостоящее занятие, поэтому у них сразу будут строить сети 3G», — поясняет Кристенсен. То же и с банками: к примеру, российская банковская система пока развита гораздо слабее, чем американская. Банки не привыкли к высоким прибылям, и для них поход в интернет-пространство не будет означать таких громадных потерь. Пора рисковать.

Хотя быть первыми — не значит быть главными. «Не надо думать, что через 20 лет победителями окажутся те, кто начнет строить банковскую систему в Интернете сегодня. Реальность всегда скучнее: как только придет момент, самые богатые банки купят самые успешные онлайн-компании. Другое дело, что у сегодняшних первооткрывателей больше вероятности потом получить большой куш», — говорит Кристенсен. Впрочем, российские банки могут остаться и традиционными. Спрос на банковские услуги есть и останется достаточно высоким. Люди богатеют, их доходы растут, предела этому пока не видно. На конец года, по прогнозам Saxo Bank, нефть будет стоить $175/барр. Доллар слабый, рентабельность нефтеперерабатывающих предприятий снижается, так что конечные покупатели во многих странах мира не заметили разницу между ценой нефти $99/барр. и $75/барр. Даже если в 2008 г. рост мировой экономики замедлится, развивающиеся рынки все равно продолжат расти и требовать все больше энергоносителей.

На этом фоне у рубля большие перспективы. Российский рубль, по мнению банкира, серьезный претендент на звание резервной валюты: «Политическая и экономическая силы страны очень велики. Роль нефти и дальше будет только расти. Так что необходима будет валюта, которая эту нефть будет представлять».

Конкурентов у рубля в борьбе за звание резервной валюты просто нет. Индия и Бразилия еще слишком слабы для подобных экспериментов. Тем временем необходимость в новой резервной валюте нарастает. Сегодня в мире есть четыре валюты (доллар, евро, фунт и швейцарский франк), представляющие западные экономики, и лишь одна (японская иена) — представляющая Восток и страны Азии. Британский ВВП грозит уйти в минус. «Британский мыльный пузырь на жилищном рынке, наверное, еще больше американского, а кризис в этой сфере только начинается. До сих пор Банк Англии на кризис кредитования реагировал довольно вяло, тем временем долгов у британского потребителя, как ни странно, даже больше, чем у среднего американца. Стоит ли добавлять к этому, что важнейшая отрасль страны — финансовые услуги — стоит на пороге самого серьезного спада со времен кризиса в сфере Интернета и телекоммуникаций 2000-2001 гг.?» — перечисляет глава Saxo Bank. Доллар тоже демонстрирует не лучшие результаты на протяжении почти года. Так что для исправления диспропорции достаточно одной азиатской валюты. В теории это мог бы быть китайский юань. Проблема одна: правительство Китая вряд ли отпустит свою валюту в свободное плавание в ближайшие пять лет. А даже если отпустит, возникнут другие сложности. Грубо говоря, у рубля и юаня слишком разные конкуренты. «Если бы китайцы сделали юань свободно конвертируемой валютой, рубль, скорее всего, представлял бы собой конкурента евро, а юань — доллару», — убежден Кристенсен.

Кажется, для успеха остается малость: ЦБ должен отпустить рубль в свободную конвертацию. Это не страшно: теоретически рубль от этого лишь укрепится на пару процентных пунктов. При сегодняшних темпах инфляции такой вариант кажется вполне благотворным для экономики. А дальше нужно будет лишь убедить центробанки мира обменять доллары на рубли.

Татьяна Сейранян