31 января 2013 Bloomberg
Управляющий хеджевым фондом Джон Полсон, Президент Goldman Sachs Гари Кон, лауреаты Нобелевской премии Пол Кругман и Джозеф Стиглиц, глава Pacific Investment Management Мохамед Эль-Эрейн, Кеннет Рогофф и Мартин Фельдштейн из Гарварда, а также главный экономист Citigroup - вот неполный список всех тех, кто, вслед за Рубини, ставил под сомнение жизнеспособность евро и активно полемизировал о том, является ли выход Греции неизбежным, неминуемым и необходимым самой стране.
Головная боль
Настроения переменились. Еще год назад Канцлер Германии Ангела Меркель с грустью говорила о том, что Европу "называют головной болью мировой экономики", а тогдашний Президент Мексики Фелипе Кальдерон назвал континент "бомбой с часовым механизмом". "Я уверен, что Еврозона, в целом, на правильном пути, который приведет ее к финансовой стабильности и экономическому росту", - заявил Джозеф Акерманн, частый гость в Давосе, в прошлом году покинувший пост генерального директора крупнейшего немецкого банка Deutsche Bank. "Угроза полного коллапса в результате выхода Греции из состава Еврозоны была слишком велика, а европейские лидеры отлично понимают, что конец евро станет концом для Европы, как значимой силы в мировой политике и бизнесе". Если судить по данным индексов Bank of America Merrill Lynch, те, кто сделал ставку на стойкость евро, неплохо заработали в прошлом году. Инвесторы, купившие бросовые греческие облигации в январе 2012 года, заработали 78% по сравнению с 4.5% доставшимися тем, кто вложился в немецкие бумаги.
Евро растет
Начиная с августа прошлого года, евро вырос на 9% против доллара и сейчас торгуется выше 1.34, что намного выше курса 1.17 на момент его запуска в 1999 году. Индекс Euro Stoxx 50 за последний год вырос на 11%. Доходность по испанским гос. облигациям снизилась до 5.08% по сравнению с 7.75% в июле. На сегодняшний день рынок учитывает в ценах 12% вероятность развала Еврозоны против 54% в прошлом году. "С финансовой точки зрения мы вернулись к нормальной ситуации", - заявил глава Европейского центрального банка Марио Драги в своем выступлении 10 января. Он также выразил надежду на то, что "положительный эффект поможет вытащить экономику региона из состояния рецессии". Однако пессимисты не спешат сменить свою пластинку, предпочитая корректировать лишь время наступления конца света. Рубини утверждает, что Греция покинет Еврозону в 2013 году с вероятностью 30%, и он на 50% уверен, что это произойдет в ближайшие 3-5 лет. Экономисты Citigroup, однажды заявившие о том, что страна выйдет из состава валютного союза к 2014 году, тоже изменили лишь временной интервал (в течение двух лет), но не саму суть прогноза. "Политика не решает все", - аргументирует свою позицию Рубини. "Да, она играет немаловажную роль, но не перекрывает все остальные факторы".
Долги тоже
Согласно прогнозам Европейской комиссии, государственный долг Греции в этом году достигнет 174% от ВВП. Это - в сочетании с безработицей 26.8%, пятилетней рецессией и взрывоопасной политической ситуацией - указывает на то, что нация находится в состоянии депрессии и может не выполнить свои обязательства в рамках программы помощи. "Главная проблема по-прежнему заключается в том, что Греция не способна генерировать рост и создавать рабочие места, придерживаясь при этом ограничений, введенных Еврозоной", - заявил Эль-Эрейн. "Она также не может рассчитывать на списание части долгов перед официальными инвесторами, хотя это облегчило бы ситуацию. В среднесрочной перспективе устойчивость видится весьма призрачной". Экономика Еврозоны также объята рецессией, уровень безработицы достиг рекордных 11.8%, а ее устойчивость вызывает опасения относительно того, что политики и ныне действующие правительства сумеют откупиться от негодующих избирателей. Среди потенциальных причин новой волны социальных недовольств фискальная консолидация, банкротства банков, дебаты в Испании о том, принимать ли помощь от ЕЦБ, спор с Кипром и возможная политическая нестабильность, связанная с февральскими выборами в Италии.
Дебаты по новому кругу
Дебаты о выходе Греции могут возобновиться к концу года, после выборов в Германии. Опасную искру также могут дать трения в коалиционном правительстве самой Греции, или же признаки того, что Испания и Италия не последуют ее примеру. По мнению Кеннета Рогоффа, бывшего старшего экономиста Международного валютного фонда, все усилия Европейского центрального банка окажутся тщетными, если правительства не сумеют организовать в Европе настоящий фискальный, банковский и политический союз. Даже те гости Давоса, которые делают ставку на сохранение целостности Еврозоны, не исключают вероятности нового цикла дестабилизации. "Совершенно очевидно, что многие переоценивали вероятность выхода Греции, но теперь возникла другая опасность - рынки слишком рано обрадовались тому, что политическая и финансовая волатильность остались позади", - предостерег Барри Эйхенгрин, профессор Университета Калифорнии. "Не думаю, что это затишье надолго".
Настоящее препятствие
Скептицизм, особенно со стороны Америки, преследует единую валюту уже давно, он появился еще задолго до начала кризиса. Два десятка лет назад Фельдштейн писал, что "экономический анализ" говорит против евро - он и до сих пор стоит на своем. Мильтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, покинувший наш мир в 2006 году, утверждал, что евро развалится, как только "в мировой экономике начнутся настоящие проблемы". "Я тысячу раз слышал о том, что евро на грани коллапса", - заявил бывший председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише в своем выступлении перед Американской экономической ассоциацией 5 января. "Евро гораздо более устойчив, чем кажется извне". Панические голоса зазвучали особенно громко год назад, когда стало ясно, что греческая экономика и уровни долга не реагируют на предписанную фискальную консолидацию, а выборы могут закончится тем, что во главе страны окажется правительство с острой аллергией на всяческие программы помощи
По запчастям
Полсон, основатель хеджевого фонда Paulson & Co, а также управляющий активами на сумму 19 млрд. долларов, в феврале прошлого года заявил о том, что единая валюта "ущербна по своей сути", поэтому в конечном счете, она прекратит свое существование. Однако в прошлом месяце он сообщил инвесторам о том, что большая часть убытков, понесенных в 2012 году, обусловлена ставкой на усугубление кризиса. Эль-Эрейн из Pimco в мае утверждал, что выход Греции из Еврозоны является "вероятно, неизбежным", а в августе 2011 года видел хороший потенциал создания "уменьшенной и более тесно интегрированной Еврозоны". Кон из Goldman Sachs признавался, что ему "трудно не думать" о том, как улучшилось бы состояние Греции, если бы она не была частью Еврозоны. Ученые круги тоже отличились: профессор Принстонского университета Кругман в мае писал о том, что "апокалипсис уже близок", а "евро перестанет существовать уже в ближайшие месяцы". Судя по его записям в блоге, он ждал выхода Греции из валютного союза еще в июне прошлого года.
До полного измождения
Его коллега и тоже лауреат Нобелевской премии и участник конференции в Давосе, профессор Университета Колумбии Стиглиц в апреле 2012 года был уверен, что "Европа совершает самоубийство" своими мерами фискальной консолидации, и, в конечном счете, от валютного блока отойдет вся периферия, а возглавит его Германия. "Я не услышал ни одного убедительного довода в пользу того, что Европа способна решить свои проблемы", - заявил он в Давосе год назад. Рогофф тоже утверждал, что Греция "в конечном счете" уйдет из Еврозоны. Почему же поменялись настроения? Все просто. Правительства северных стран умерили свои аппетиты, поскольку регион, охваченный долговым стрессом, вернулся в состояние рецессии, а кризис вплотную подобрался к Испании и Италии. Меркель посетила Афины в октябре, после чего заявила, что хочет видеть Грецию в составе Еврозоны, посоветовав своим землякам поменьше тыкать пальцами в других, а заняться своими проблемами. Между тем, премьер министр Греции Антонис Самарас провел сокращения пенсий, социальных пособий и зарплат в гос. секторе, чтобы умаслить кредиторов. И несмотря на это - в условиях, когда четверть населения сидит без работы - в прошлом месяце по данным опросов 75% греков заявили, что страна должна остаться в Еврозоне.
Выкуп облигаций
В ноябре политики проявили куда больше единодушия: правительства согласились урезать процентные ставки по кредитам, выданным в рамках программы помощи, приостановить процентные платежи и дать проблемным странам больше времени для выплаты долга, при этом Греция провела выкуп облигаций. Европа также присвоила своему фонду помощи статус постоянного, продвинувшись, таким образом, в сторону банковского союза и более тесных фискальных связей. Однако главный козырь выложил Драги, исполнивший данное в июле обещание сделать "все, что потребуется", для сохранения евро. В сентябре он объявил о плане Центробанка по выкупу облигаций тех государств, которые подписались под мерами фискальной консолидации. Инвесторы воспрянули духом и начали снова покупать долговые бумаги Италии и Испании. "С фундаментальной точки зрения, Европа в прошлом году оказалась под влиянием политики, а не экономики", - отметил Ян Бреммер, президент расположенной в Нью-Йорке Eurasia Group, которая год назад высказала мысль о том, что развал Еврозоны "является самым раздутым риском 2012 года". Для Клауса Шваба, основателя Всемирного экономического форума и автора новой книги о Европе, любой человек, сомневающийся в жизнеспособности евро, попросту игнорирует тот факт, что он стал апофеозом полувековой послевоенной интеграции. Южная Европа уже демонстрирует признаки улучшения, а Банк Португалии заявил о том, что ждет первого профицита торгового баланса в стране за последние шесть десятилетий. "В прошлом году все было завязано на Европе", - пояснил он в интервью журналистам Bloomberg. "Вопросы остаются, их много, но в целом я смотрю в будущее с большим оптимизмом".
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу