26 февраля 2013 InoPressa
До недавнего времени предполагалось, что главная задача центральных банков - обеспечивать стабильность цен, больше от них ничего особо и не требовалось. В предкризисные времена люди считали, что низкая и стабильная инфляция способна поддерживать максимально допустимые темпы роста экономики и, в долгосрочной перспективе, низкую безработицу. Но все изменилось. Теперь мы, кажется, ищем важную экономическую информацию у "Доктора Кто" (прим. Profinnace.ru: персонаж популярного научно-фантастического телесериала ВВС). Запрыгнув в макроэкономическую машину времени, мы перенеслись в конец 1960-х. Политики, кажется, вспомнили о том, что между безработицей и инфляцией нужно искать компромисс - и это после стольких лет куриной слепоты. Да здравствует кривая Филлипса! Да, кто бы мог подумать. Для экономистов с некоторым налетом винтажности - а к ним я отношу и Сэра Мервина Кинга, который вскорости станет бывшим председателем Банка Англии - это весьма странный поворот событий. Кривую Филлипса выбросили за борт макроэкономики еще в 1970-х, когда вопреки здравому смыслу одновременно выросла и безработица, и инфляция. Для некоторых - в первую очередь для Милтона Фридмана - это ясно доказывало, что послевоенный кейнсианский консенсусс - опасный бред, про который благоразумным экономистам и политикам нужно поскорее забыть. Теперь, спустя многие десятилетия блужданий и скитаний, мы вернулись в кейнсианскую империю. Сам Сэр Мервин Кинг признал, что "в краткосрочной перспективе нам придется смириться (с высокой инфляцией); нам бы этого не хотелось, но таковы карты, которые нам нужно разыграть", чтобы поддержать восстановление. Вот так кульбит. До финансового кризиса ни один уважающий себя политик не признался бы в готовности к подобным компромиссам. Тогда борьба с инфляцией была превыше всего. Теперь она и гроша ломаного не стоит.
Некоторые рвутся восстанавливать экономическую активность до предкризисных уровней с таким воодушевлением - а харизматичный председатель Управления по финансовым услугам Адьяр Тернер впереди планеты всей - что даже предлагают варианты со "сбрасыванием денег с вертолета" (Однако отдадим Лорду Тернеру должное, он предпочел бы проверить эту политику на практике где-нибудь за пределами Великобритании). Такой подход подразумевает, что действующее правительство будет намеренно раздувать дефицит бюджета за счет продажи центральному банку свеженапечатанных облигаций; а Банк, в свою очередь, будет скупать их в неограниченных количествах, расплачиваясь не менее свеженапечатанными деньгами - долларами, иенами или евро - нужное подчеркнуть. А эти новенькие деньги потом будут "сбрасывать" с монетарных вертолетов в экономику через снижение налогов или значительное увеличение государственных расходов. Такие вот легкие деньги. До тех пор, пока в экономике имеется запас неиспользованных производственных мощностей, преимущества такого стимула будут способствовать ускорению темпов роста экономики, а не инфляции. Но откуда нам знать, что они есть, эти неиспользованные мощности? ОЭСР пытается оценивать подобные показатели, но при этом постоянно меняет свою точку зрения в таком фундаментальном вопросе. Сначала, по оценкам Организации, в 2009 году Великобритании не хватало 6% до своего потенциала, однако, теперь это значение пересмотрено до 3%. Это говорит о том, что "вертолетные деньги" сложно оправдать лишь наличием свободных мощностей в экономике - если, конечно, мы не готовы рискнуть ростом инфляции. Пойду еще дальше. Тот, кто пропагандирует "вертолетные деньги" и при этом утверждает, что инфляция расти не будет, либо кривит душой, либо не до конца понимает принцип работы вертолета. Если это решение не является замаскированным фискальным стимулом, то оно сработает только в том случае, если инфляционные ожидания будут расти, а процентная ставка при этом оставаться низкой. Нам нужно четко понимать, чем подобные решения грозят западному обществу с его фиксированными пенсиями. Пострадают в первую очередь "сберегатели".
Теперь, когда процентные ставки практически на нуле, стоимость кредитования можно снизить только повышая инфляционные ожидания: чем больше люди ждут роста цен, и чем активнее Центробанк демонстрирует свое безразличие к этому, тем сильнее будут падать "реальные" процентные ставки. Если домохозяйства и компании с долгами поймут, в чем соль ситуации, они начнут брать новые кредиты, зная, что их долги все равно "съест" инфляция. В результате вырастет спрос, что дополнительно увеличит объемы производства и, опять-таки, цены. Восстановление будет устойчивым до тех пор, пока Центробанк не даст задний ход своему обещанию смотреть сквозь пальцы на рост инфляции, хотя сберегатели при этом, конечно, пострадают. В пользу подобного решения проблемы говорит Новый договор Франклина Рузвельта, который привел к потрясающему экономическому возрождению Америки в 1930-е годы. В период Великой Депрессии объем производства в США упал на 30%, а цены - на 20%. Благодаря огромным монетарным и фискальным стимулам - одному из самых успешных вариантов "вертолетных денег" - объем производства во время первого президентского срока Рузвельта вырос на 39%, а цены всего на 13%. Он не делал никакой тайны из своих намерений повысить инфляцию. По его словам, в этом не было ничего предосудительного. Политика Рузвельта позволяет сделать два вывода. Во-первых, инфляция может вырасти даже при наличии огромных запасов экономических мощностей. Напрасно современные политики так расслаблено относятся к перспективе увеличения ценовых уровней. Во-вторых, Рузвельт сумел оправдать инфляцию только потому, что ей предшествовала дефляция и полная депрессия. Сегодня это будет сделать сложнее. Вот, почему в современном мире вертолетные деньги очень быстро опустятся на землю - особенно в Великобритании, где проблемы в большей степени связаны с отсутствием производительности, а не с катастрофическим дефицитом спроса.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу