29 октября 2013

Наличие на территории Штатов как минимум 11 000 000 нелегалов волнует не только правительство, но и граждан страны. Кроме того, иммиграционная реформа была прошлогодним предвыборным обещанием Барака Обамы, позволившим ему добрать необходимое для победы количество голосов от латиноамериканского населения. Благодаря этим обстоятельствам рождение соответствующего законопроекта было лишь вопросом времени. В апреле 2013 года «банда восьми» — группа представителей от демократов и республиканцев вынесла на рассмотрение в Сенат увесистый 800-страничный билль, в котором предлагалось:
• легализовать всех (!!!) находящихся на территории США нелегалов (с некоторыми исключениями);
• укрепить границы с Мексикой для снижения возможности нелегального пересечения оных;
• увеличить приток необходимых Америке (низкоквалифицированных и высококвалифицированных) эмигрантов путем создания новых категорий виз и увеличения квот по существующей категории H1B;
• ликвидировать DV-Lottery;
• отсечь часть эмиграции по родственным связям путем запрета воссоединения с братьями/сестрами;
• ужесточить контроль над работодателями в части принятия на работу нелегалов и увеличить ответственность
и множество прочих моментов.
Законопроект в Сенате
21 мая билль прошёл Юридический Комитет Сената. Уже на этом этапе внимательный наблюдатель мог бы увидеть, что судьба законопроекта обещает быть не самой простой. И хотя на тот момент подавляющее большинство аналитиков считало, что реформа будет принята целиком и полностью до 1 августа, пройдя без сучка и задоринки Сенат, Палату Представителей и отправившись на подпись Президента, все же пять голосов «против» от республиканцев стали той первой ложкой дегтя, заставившей наиболее проницательных сомневаться в том, что все пройдет гладко.
Забегая вперед скажу, что ключевым осложнением принятия реформы действительно является противостояние республиканцев и демократов. Члены Палаты Представителей, в основном составе которой находятся именно республиканцы во главе с Бейнером, изначально были против любых иммиграционных реформ, утверждая, что нагрузка на систему социальной помощи будет в три раза выше прибыли, извлеченной из легализации миллионов незаконно проживающих на территории США иммигрантов. На всех этапах принятия законопроекта они выдвигают требования об ужесточении охраны границ с Мексикой и урезании мер социальной поддержки для бывших нелегалов. В этих действиях есть рациональное зерно. По некоторым данным приблизительно 2/3 нелегальных иммигрантов пользуется социальной помощью. Легализация и, соответственно, вывод источников дохода на подтверждённый уровень могло бы, с одной стороны, сократить количество людей, пользующихся соцподдержкой. С другой стороны, зачем бывшим нелегалам устраиваться на работу официально, когда они могут продолжать работать за кэш и одновременно получать социальную помощь? В таком случае массовое получение гражданства миллионами людей (хоть и в относительно отдалённом будущем) может обернуться огромными финансовыми расходами со стороны государства и серьезно пошатнуть систему социальной поддержки.
А теперь вернёмся к теме.
11 июня иммиграционный Билль прошел процедурное голосование (счет: 82 «за», 15 «против») и был отправлен на дебаты в Сенат. Далее по плану чтение, обсуждения, внесение поправок. 25 июня в Сенате принимаются поправки к законопроекту, в том числе, поправка об укреплении границы, позволившая (по обещанию Рубио – республиканца из «банды восьми», отражающего в своих выступлениях общее мнение партии) получить поддержку республиканцев в Сенате и набрать необходимое количество голосов. 28 июня законопроект принят в Сенате: 68 «за» и 32 – «против».
Перед вами вторая часть статьи об иммиграционной реформе США. Изначально я просто собиралась рассказать читателям UTmagazine о том, какие последствия для экономики Штатов можно ожидать в результате принятия данной реформы, но затем решила предварительно ознакомить вас с её сутью и историей принятия.
В предыдущей части я рассказывала о прохождении законопроекта верхнюю палату Конгресса США – Сенат. Сегодня продолжаем начатую тему.
Законопроект в Палате Представителей
Итак, после принятия в Сенате иммиграционный билль идет в Палату Представителей. 10 июля началось голосование в Палате Представителей за принятие законопроекта. В результате, как и ожидалось, Билль Сената Палата Представителей отвергла, приняв решение рассматривать его по частям, с внесением поправок или выработать свой вариант. Стало ясно, что до каникул, на которые уйдет Палата Представителей 1 августа, этого сделать не успеют и принятие реформы перенесется на осень. В одном из своих выступлений Обама и вовсе сказал, что иммиграционный Закон может оказаться не принятым до конца календарного года. Это заявление отражает наиболее возможное развитие событий, так как все мы видим, куда на данный момент привело Правительство США решение вопросов, связанных с Obamacare и утверждением бюджета на следующий фискальный год.
Почему республиканцы решили рассматривать Билль по частям? – Такой хитрый ход сделан для того, чтобы растянуть принятие реформы на 2014 год, а так как 2014 год – год выборов в Конгресс, то, скорее всего, вряд ли обе палаты Конгресса осмелятся принимать решения по реформе в предвыборной гонке. В результате она просто останется без движения или перенесется на 2015 год. В итоге, если принять во внимание, что законопроекты живут в Конгрессе не более двух лет, может случиться и так, что полномасштабной иммиграционной реформы может и вовсе не произойдет.
Думается, президент США это понимает, по крайней мере, об этом говорят его компромиссные действия. Ранее Барак Обама был категорическим сторонником принятия Билля единым законодательным актом, и утверждал, что в противном случае реформа не получит его подписи. В конце-концов, 17 сентября он публично выразил готовность принимать законопроект по частям, с условием, что вопросы легализации, укрепления границ и усиления проверок работодателей будут находиться в первом пакете. Главное сейчас – успеть принять первый, самый важный, пакет до конца календарного года, но шансов на это немного.
А что сегодня?
2 октября представители демократической партии в Палате Представителей предложили новый вариант законопроекта, в котором, впрочем, изменений было немного (все они касались в основном усиления охраны границ). И хотя почти половина республиканцев уже согласны проголосовать «за», спикер Бейнер настаивает на том, что одобрит новый законопроект лишь тогда, когда от его партии наберется не менее 118 голосов. Как бы то ни было, реальные дебаты по реформе теперь можно ожидать в середине или даже конце ноября, хотя даже эти предположения очень расплывчаты в виду шатдауна, до которого все-таки довели все те же республиканцы. Говорить же о чем-то более конкретном можно будет лишь после того, как республиканцы договорятся с Президентом насчет Obamacare и вопросы бюджета уже не будут представлять первостепенную важность. Хотя, политика демократов понятна. Республиканцев в свете последних событий склоняют на всех языках. Каждый отказ только усиливает неприязненное отношение к ним в народных массах. И в предвыборной гонке демократам не нужно будет как-то особо себя рекламировать перед избирателями, достаточно будет всего лишь вспомнить «заслуги» респов за 2013 год с их постоянными палками в колеса.
О том, какое влияние на экономику США может оказать иммиграционная реформа, я расскажу в следующей части статьи.
В заключительной части статьи я хочу поговорить о том, что ждет экономику Америки в случае принятия законопроекта. 2013 год близится к концу, у палаты Представителей остается всего 19 рабочих дней для голосования, и Барак Обама усиленно призывает Конгресс к действиям. Окончательного варианта иммиграционного Билля до сих пор нет, поэтому никто пока не знает, в каком виде будет принята реформа и будет ли принята вообще. Исходя их этого факта, я не буду делать глобальных выводов, а просто дам оценку основным положениям иммиграционного законопроекта с точки зрения их влияния на экономику США.
На что может повлиять иммиграционная реформа?
По каким критериям оценивать положительное или отрицательное значение реформы для Америки? Изменения неизбежно коснутся следующих моментов:
• объёма ВВП страны, производимого нелегалами;
• структуры трудовой занятости граждан страны;
• объёма капитала, сосредоточенного в руках граждан;
• процента трудовой занятости американцев и легальных резидентов страны;
• объёма расходов государства.
Все эти моменты, в свою очередь, имеют большое влияние на состояние экономики страны. Результат комплексной оценки всех составляющих при условии принятия тех или иных пунктов иммиграционного Билля и будет ответом на вопрос, как реформа скажется на ней.
Ужесточение охраны границ с Мексикой
Один из камней преткновения для республиканцев и демократов. Казалось бы, этот шаг имеет под собой довольно веские основания, ведь основной поток нелегальной иммиграции идет именно через Мексику. На самом же деле ужесточение охраны границ будет иметь негативные последствия для Америки. Отсутствие притока новых низкоквалифицированных рабочих рук приведёт к повышению уровня зарплаты тех нелегалов, которые уже находятся на территории страны и в перспективе к уменьшению предложения нелегальных рук на рынке низкоквалифицированного труда. В сфере занятости американцев произойдет перераспределение в сторону низкоквалифицированной работы (в силу увеличения спроса на неё), соответственно, к падению средней заработной платы граждан страны. Все это приведет к падению общего благосостояния американцев.
Введение дополнительных внутренних мер контроля
Дополнительные внутренние меры контроля (уголовная ответственность, штрафы для работодателей за наём нелегала и пр.) приведут также к негативным последствиям. Возросшая стоимость рабочей силы будет постоянно компенсироваться расходами работодателей на адвокатов и прочих специалистов, которых они вынуждены будут нанимать для того, чтобы уйти от уголовной ответственности (социальные издержки). Далее ситуация будет развиваться по вышеуказанному сценарию и закончится также падением общего благосостояния американцев-граждан.
Введение дополнительной категории виз для низкоквалифицированных рабочих
В противоположность первым двум вариантам, принятие этого пункта будет иметь положительное влияние. Приток легальной дешевой рабочей силы создаст конкуренцию и понизит размер средней оплаты на низших позициях рынка труда, а также будет вытеснять оттуда американцев. Это приведет к повышению благосостояния граждан страны и общему росту их квалификации. Кроме того, приток легальных низкоквалифицированных эмигрантов увеличит ВВП страны, что повлечет улучшение внешнеторговой конъюнктуры США и рост курса доллара в долгосрочной перспективе. Если же дополнительно к новой категории виз введется разумный визовый налог – это скажется ещё более благоприятно.
Легализация нелегально присутствующих в стране на данный момент иностранцев
Этот пункт вызывает ожесточенные дебаты. На самом деле, единовременная легализация как минимум 11 миллионов людей может действительно нанести удар по системе социальной помощи. С другой стороны, законопроект предусматривает длительный путь к гражданству. Не стоит забывать и о том, что в любом случае на данный момент системой социальной помощи пользуются беременные жены нелегалов и их дети. После принятия иммиграционной реформы бывшие нелегалы будут обязаны платить налоги, кроме того, легальная заработная плата в большинстве случаев лишит их права пользования социальной помощью. Ещё один немаловажный момент: легализация даст бывшим нелегалам стимул к повышению производительности труда, что опять-таки, благоприятно скажется на росте благосостояния населения страны.
Итак, чем обернется реформа иммиграционной системы для США – зависит от того, в каком виде она будет принята. Укрепление границ, которого, похоже, не избежать, в перспективе окажет негативное воздействие на экономику. Компенсировать это воздействие можно будет путем введения новых категорий виз для низкоквалифицированных рабочих, и разумным визовым сбором, который не отпугнет потенциальных гастарбайтеров. Так горячо обсуждаемая легализация, с учетом её минусов и плюсов, все же будет благом для граждан США и экономики страны в долгосрочной перспективе.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
